«Я разрешил посылать клиентов». Где и как мат помогает в работе бизнеса
_Где мат недопустим, а где помогает добиться успехов в работе и бизнесе? На эти вопросы «Секрету» ответили представители разных бизнесов. _
Наш стартап работает в самой консервативной сфере — промышленном строительстве. Мы автоматизируем работу предприятий и часто общаемся с руководителями строительных бригад на объектах в том же Норильске или Амурской области.
Наш опыт показал, что мат создаёт чувство товарищества. Иногда крепкое словцо помогает продемонстрировать, что ты живой и открытый человек, а не «инноватор» из столицы, который приехал всё менять и контролировать.
Фразы «предлагаем это решить на совместном брейншторминге», «ожидаем от вас фидбек» или «решим на колле» однозначно не относятся к действительности строителя в России. Это что-то на «московском», где все «зажрались», думают они в самой мягкой интерпретации. Для простого россиянина подобные англицизмы воспринимаются куда более негативно, чем уместное матерное слово в правильном контексте.
Справка. Согласно исследованию «Mail.ru для бизнеса», промышленность лидирует в использовании нецензурной лексики среди всех бизнес-отраслей (64%).
Для стартапа важна неформальная рабочая атмосфера: наши сотрудники успели поработать в корпорациях и устали от сухого языка деловых переписок. Мы давно заметили, что, матерясь в рабочих чатах, отправляя мемы и игнорируя формальную рабочую коммуникацию, мы формируем эмоциональное социальное пространство, в котором всем комфортно.
Это своеобразная свобода: если ты можешь поделиться мемом с коллегой или сказать ### в эмоциональном ключе — это означает, что ты доверяешь коллегам. Иногда, кроме как матом, не описать суровую действительность работы в российском стартапе.
Часто мы используем мат эмоционально: оценивая достижения или высказывая недовольство.
_Справка. По данным исследования новозеландских лингвистов, команды, использующие в лексиконе нецензурную лексику, работают вместе продуктивнее, а также легче справляются со стрессом. Это эффективнее, чем упражнения по построению команды. _
Мат для нас — это сигнал высокой степени доверия, который мы хотим разделить с коллегой. Использование крепких словечек на встречах с клиентами — это неформальный знак того, что мы хорошо друг друга знаем и понимаем. Мы не видим ничего предосудительного в том, чтобы материться на деловых встречах. Главное — делать это к месту.
Просто представьте. Сидят серьёзные люди, слушают про сложные IT-процессы: облачные и BIM-технологии, преимущества GIS-сервиса и экономическую эффективность от применения веб-платформы. Даже у профессионала мысли начнут витать где-то в облаках. Но стоит назвать дроны созвучно, но немного матерно — и деловая встреча перестаёт быть томной, а эмоциональный посыл помогает предложению компании стать конкурентоспособным. Помимо всяких бизнес-преимуществ продукта.
В активных продажах доминируют мужчины, и именно там градус матерщины просто зашкаливает. В 19 лет я работал руководителем отдела продаж в крупной организации. Когда я устраивался на работу, все были такие милые, в костюмах, в рубашках. Я захожу в отдел, где были директор по продажам, заместитель директора (средний возраст 30–35 лет, я там самый молодой) — а там разговаривают матом. И хотя я до этого уже поработал в продажах, я был удивлён тому, что можно столько материться. Зачем это делают?
- Привлечение внимания
Я использую мат, чтобы достучаться до реакций формата «бей — беги». Например, я матерюсь, когда провожу семинары. Да, это далеко не всех устраивает: однажды после семинара ко мне подошла женщина и дрожащим голосом сказала, что тон и формат выступления был неприемлем, но с этого семинара мы получили четырёх клиентов, с частью из них работаем на постоянной основе. Использовать мат для привлечения внимания — нормально, особенно здорово это работает на аудиториях, которые к этому не готовы.
- Снятие лишнего напряжения
При общении с людьми очень тяжело долго держать себя в руках. В идеальной вселенной все внимательные, общаются корректно и на очень позитивной волне. Но в реальности всё не так.
В своей компании я письменно разрешил всем сотрудникам отдела продаж и колл-центра посылать клиента, если собеседник ведёт себя неадекватно и того заслуживает. Сделано это не для того, чтобы сотрудники больше матерились. Это способ снятия лишнего напряжения.
Когда на той стороне провода истерит потенциальный клиент, которому показалось, что он имеет право выместить зло на операторе, который просто делает свою работу, у оператора в запасе есть такой «ядерный чемоданчик», и он может раз в год нажать на красную кнопку. Это будет под запись, потом её послушают и скажут, какой молодец, ты поступил правильно, потому что клиент вёл себя недопустимо.
Нормальными считаю матерные комментарии по соискателям, которые повели себя максимально неадекватно, странным и отталкивающим людям или тем, кто испортил нам репутацию. Чтобы таких ребят не было в нашем окружении в дальнейшем, мы заносим их в чёрный список, и там полный разгул для подобного рода комментариев. Я не вижу ни единого смысла их как-то модерировать, потому что сотрудники поймали такую порцию стресса при общении с этими людьми, что это самое малое, что можно сделать.
Но есть ситуации, когда на работе нельзя материться ни при каком раскладе. Можно говорить что угодно при описании ситуации, отношения к ситуации, личной позиции в споре. Но материться, переходя на личности, никогда нельзя.
**Ещё у меня автоматически срабатывает фильтр мата при девушках.**Если на собрании присутствует руководитель-девушка, то мат перестает звучать изо всех мужских ртов. То же самое, если в Zoom на громкой связи у кого-то на заднем фоне вдруг появился ребёнок.
Конечно, во многих сферах, в том числе и IT, работа связана с большой скоростью, эмоциями, из-за чего может возникнуть желание употребить «крепкое словцо». Думаю, что в целом мат на работе неуместен, кроме исключительных ситуаций. Если использовать нецензурную лексику, то важно делать это вдумчиво и в меру — можно рассматривать его как инструмент, который обесценивается при частом применении.
Точно не стоит материться во внешних коммуникациях, сложно предугадать, как тебя поймут незнакомые люди. Не стоит использовать мат и во внутренних документах (например, задачах на разработку или дизайн), ни в положительной, ни в отрицательной интонации — это не язык рабочих задач и требований. Если использовать мат внутри команды, то стоит чувствовать настрой и текущие привычки команды и компании — что приемлемо, а что нет.
Можно сравнить мат с курением: это личное дело каждого, но стоит учитывать интересы других людей, чтобы их не задевать. Из хороших правил, я бы не рекомендовал использовать мат в письменной речи (как во внутренних, так и, конечно, во внутренних коммуникациях), поскольку восприятие письменной и устной речи очень разное: через переписку сложно передать свои интонации, и вероятность, что вас некорректно поймут, увеличивается в разы.
Что об этом думают эксперты
Уместность употребления в речи ненормативной лексики определяется коллективом. По данным нашего опроса, 73% россиян нейтрально относятся к бранным словам от коллег, а иногда и сами могут употребить матерное слово. При этом всего 12% россиян негативно относятся к нецензурной лексике, а 2% из них готовы жаловаться на брань начальству.
Если мат нейтрально воспринимается людьми, то его использование не будет влиять на рабочую атмосферу. Однако если специалисты компании работают напрямую с клиентами, то зона такого общения должна быть полностью свободна от нецензурной лексики. Некорректно выражающиеся сотрудники могут сильно снизить мнение о компании, даже если организация имеет хорошую репутацию.
Злоупотребление матом лишает его энергии. Чем больше мы произносим и слышим мат, тем слабее он становится. Из оружия превращается в пыль. Разрушая культурные табу, мы теряем больше, чем приобретаем. Чем меньше у нас культурных запретов, тем примитивнее мы становимся. Источник
Коллаж: «Секрет Фирмы», pixabay.com, pxfuel.com,