secretmag.ru
Выживание10 мин.

«Вызывали дух Березовского». Финансовые приметы, ритуалы и суеверия российских бизнесменов

Владелец компании «Уралсиб» Николай Цветков увлекался эзотерикой, нумерологией, онтологией и строил на этом корпоративную культуру: служба HR считала нумерологические числа менеджеров и сравнивала их с числом Цветкова. Правда, от миллиардных убытков банк это не спасло. Хотя банкротства за счёт помощи государства и смены владельца удалось избежать.

_ «Секрет фирмы» решил спросить у бизнесменов, какие у них есть ритуалы и практики в бизнесе и насколько (исключительно по их мнению) они действенны._

Мы придерживаемся серии продуктовых ритуалов, которые ёмко назвали «кошерные приложения». Согласно им, нельзя делать релиз приложения или коммиты вечером в пятницу, что неизбежно приведёт к рабочим выходным. А работа в выходные — совсем не кошерно.


Также, когда у нас был офис в легендарных «Красных домах» на ул. Строителей, мы практиковали финансовые приметы: все сметы должны быть степени 2 — то есть 2, 4, 8… Суммы в договорах, кратные двойке, приводили нас к успеху. Контракты в этот период приносили 2,048 млн рублей: 2 в 11-й степени умножить на 1000.
А ещё к удаче приводило прийти с утра и встретить Матвея, бэкенд-разработчика, который пойдёт к тебе навстречу с колой и сникерсом. Значит, получатся хороший код и удачные коммиты.
Ещё были приметы, связанные с именами и местами. В нашем карельском подразделении, которым руководил Андрей Хитрый, была примета: на работу устраиваются только специалисты по имени Андрей. К тому времени Андреев собралось уже пять человек без Андрея Хитрого. Проводя шестое, финальное собеседование с первой девушкой Юлей, я объективно начал сомневаться, что мы прерываем эту традицию. К моему удивлению, девушку звали — Юля Андреева.
Ещё мы вызывали дух Березовского, когда офис Trinity Monsters располагался в его бывшей роскошной двухуровневой квартире по адресу ул. Тверская д. 4. Затраты на медиума составили 20 000 рублей. Березовский ничего хорошего нам, правда, не сказал на сеансе, медиум оправдывался, что мы не даём ему сфокусироваться. В конце он разъярился, что на его пальто положили телевизор, добавив: «Оно стоит 100 000 рублей».
Мик Вайсман
CEO Trinity Monsters

Последние пять лет я регулярно консультируюсь с астрологом. Это помогает мне получить то, чего не узнать из банковской выписки, P&L-отчёта, из резюме соискателя, рекомендаций, мнений коллег и экспертов. В основном решаю вопросы работы в найме, предпринимательства, партнёрств, ключевых сделок. Перед важным выбором я стараюсь в любом случае получить ответ от астролога и учитываю его как значимый, но далеко не единственный фактор при принятии решения.


Бывают такие дни и недели, в которые кажется, что коллеги или партнёры сошли с ума, или в которые срываются сделки, откладываются релизы, проходят неудачные переговоры. Астрология может объяснить для меня логику закономерности этих процессов. И, что очень важно, точно указать, когда неблагоприятные аспекты разойдутся. Нужно понимать, что астролог не примет за меня управленческое решение, не проведёт переговоры, не закроет сделку. Более того, астролог не знает бизнес лучше меня. Важно правильно интерпретировать те данные.
Я стараюсь дать максимум информации о своей ситуации бизнес-аналитику, юристу, бухгалтеру. Точно так же и тут: чем точнее описана задача для астролога, тем точнее будут ответы. Последние несколько лет астролог — это часть моей семьи, поэтому консультации мне достаются условно бесплатно.
Иван Крапивин
digital-директор брендингового агентства Depot, основатель сервиса Manyfaktura Консультируется с астрологом перед важными сделками и при спорных вопросах

К Таро можно относиться как к магии или как к психологическому инструменту — это личный выбор каждого. Мы пользуемся ими в рамках коучинга и бизнес-процессов. Как показывает моя практика, даже если человек полностью отрицает Таро, приметы и прочее, на уровне психологии ему так или иначе это помогает.


Потому что работает как способ психологической разрядки. Например, приходит коллега или клиент в расстроенных чувствах — что-то случилось, не может собраться. Можно дать ему колоду в руки, человек сам выберет карту, отражающую его состояние. После этого прошу человека проговорить состояние, почему именно эта карта. Обычно выбирают что-то с кубками (чашами). И дальше предлагаю человеку представить, что он сливает свои эмоции в эту чашу. Человека отпускает.
Другая история: приходит человек и говорит, что его всё устраивает, но вот, например, HR-служба не нужна для компании и его раздражает — пусть даже там суперспециалисты. Даёшь в руки колоду и просишь из определённых карт выбрать ту, которая отражает человека или отдел, который раздражает. Обычно выбирают карту какого-то из психотипов. И дальше выясняется, что в карте собраны те моменты, которые раздражают именно в коллеге, а само направление HR прекрасно и любимо. Далее уже идём в то, что раздражает конкретно в человеке, почему и как можно с этим жить и работать дальше. Или нельзя.
Если это какие-то личные мелочи, то человек обычно сам говорит, что это мелочи и к работе не имеют отношения. А если это что-то сильное — например, отзвуки детской обиды, то решить получается не всегда. Если человек хочет с этим работать, то это дальнейшая работа с психологом или картами. Если не хочет — увольняет человека и ищет того, кто не вызывает вопросов.
Расходы на всё средние: обычно колода Таро стоит около 1000 рублей — в зависимости от магазина. Это если не брать сложные подарочные наборы. У меня две рабочие колоды, которых хватает года на два, если не проливать воду например. Часть книг для этих практик — пересечение психологии, Таро и бизнеса, но применимы во всех указанных сферах. На обучение на данный момент я потратила около 50 000 рублей.
С обучением Таро сложно: метод эмпирический — и каждый учит так, как он это видит сам. Например, у каждого аркана есть базовое значение. Но у каждого мастера в силу личного опыта своё видение. Тот же аркан Смерть для кого-то негативный, а для кого-то — лучше не найти. И нередки случаи, когда обучают про колоду, а значения дают противоположные. Здесь нет единственно верного формата и значения.
Наталья Дыбина
основатель коммуникационного агентства MassEffect Agency

Перед тем как мы берём людей на работу, смотрим на их дату рождения. Первое, что нам важно понять, — это реализацию души человека. Потому что если поставить человека по нереализации души, то у него будут разрушения. Например, люди, рождённые 6-го, 15-го и 24-го числа, должны реализоваться с помощью творчества. Если таких людей поставить на очень системную работу, «перебирать бумажки» это будет большой ошибкой, этот человек может стать отличным HR, но плохим системным администратором.


Если, например, мне в компанию нужен человек, который сможет справляться со множеством задач одновременно, — например, вести 15 проектов, — тогда я задаю себе вопрос: мне нужно, чтобы человек быстро копал или усовершенствовал внутри каждый проект. Исходя из этого я подбираю специалиста.
Если мне нужен просто многофункциональный человек, я ищу того, у которого сумма даты рождения равна «5», потому что это миссия масштабирования. А если нужен «копатель», ищу человека с миссией «7».

Денег на эти практики мы не тратим — я сам ими занимаюсь. Обучался лет восемь-десять назад у лучших специалистов, поэтому уже не вспомню, сколько это стоило. Человеку, получившему знания, для всех практик нужны только ручка с бумагой, а я уже без них обхожусь — автоматом в голове считаю все комбинации и возможности.

Алекс Ройтблат
международный мастер Сюцай, цифровой коуч и доктор философии в области психологии

Справка. Сколько стоит корпоративная эзотерика

  • Составление натальной карты обойдётся в 7000 – 20 000 рублей.
  • Бизнес-консультация астролога — 10 000 – 20 000 рублей.
  • Сопровождение предпринимателя в течение месяца — от 50 000 – 80 000 рублей.
  • Консультация эзотерика премиум-класса может стоить как 40 000 рублей, так и 140 000 рублей.
  • Стандартная онлайн-консультация таролога — $3000, срочная — $5000.

«В нашей компании ритуалы и хиромантия — это аналитика и статистика»

В нашей компании ритуалы и хиромантия — это аналитика и статистика. Мы верим в отчёты, в то, что цифры не ошибаются, поэтому стараемся анализировать все ситуации, составляем таблицы и графики практически по всем процессам, направлениям и позициям. Даже когда «внутреннее ощущение» противоречит цифрам, мы всё же доверяем именно им. Кроме того, мы всегда полагаемся на специалистов, профессионалов в своей области. Последнее слово в любых обсуждениях — всегда за ними. А что касается гороскопов и ритуалов — бизнесу они не помогут, бизнес работает по своим законам.

Дмитрий Лесняк
директор по стратегическому развитию компании «Стройком»

На мой взгляд, различные суеверия чаще всего происходят в двух ситуациях — на собеседованиях (вуду-рекрутинг) и в процессе переговоров с новыми клиентами. Считаю, что в обоих случаях различные ритуалы и приметы никак не помогают в выборе наилучшего кандидата и в достижении положительных результатов на переговорах.


Если говорить про собеседования, то в моей практике был руководитель, которая отбирала кандидатов по знаку зодиака и при этом закрывала глаза на провёденные HR-службой тесты и предварительные интервью. После того как она отказалась от очередного сильного специалиста, я потребовал обосновать её решение. Ответ был следующим: «Она Скорпион по гороскопу! Характер ужасный, будет всех “бить своим хвостом”. Мы точно не сработаемся!» Вскоре данная руководительница покинула нашу компанию, и мы ввели мораторий на подобные практики вуду-рекрутмента, стандартизировав методику по подбору персонала.


В нашей компании мы предпочитаем ориентироваться на данные, которые собираются по каждому кандидату в процессе собеседования. Каждый кандидат на начальных этапах проходит батарею тестов, которые в оцифрованном виде предоставляют нам информацию о способностях кандидата, его предрасположенности к конфликтам, стиле принятия решений в условиях неопределённости. Далее мы сопоставляем полученные значения с нашим «портретом идеального сотрудника», чтобы понять, сможет кандидат интегрироваться в нашу компанию или нет. Именно поэтому мы стараемся максимально исключить элементы субъективизма в процессе подбора кандидатов. Я не думаю, что знак зодиака, цвет галстука или условная ширина шага кандидата могут дать кому-либо адекватную фактуру для принятия положительного или отрицательного решения по нему.


В своей практике использую «психологические якоря», которые позволяют мне увереннее себя чувствовать на переговорах. Это больше из области спортивной психологии, когда спортсмены приводят себя в оптимальное состояние, создают для себя же иллюзию управляемости ситуацией. Все понимают, что это иллюзия, но метод используют.

Глеб Козлов
генеральный директор компании Faretti

А как у них

Джиллиан Оксли, риелтор из Торонто, в год продаёт примерно на $100 млн и считает это заслугой высших сил: раз в месяц она созванивается с экстрасенсом. Часовая консультация обходится ей в $800, что, судя по готовому обороту, полностью окупается. По словам Оксли, экстрасенс помогает получить представление о людях, с которыми она работает как риелтор, и выстроить правильную стратегию. К этому же специалисту ходят топ-менеджеры американских энергетических компаний и бизнеса в сфере недвижимости.

А в Министерстве энергетики Украины при подборе кадров [изучали] (https://lenta.ru/news/2020/07/07/byvaet/) гороскопы соискателей — что вызывало недоумение у некоторых депутатов.

И именно гороскопы стали самой популярной практикой у предпринимателей: вроде и не полный мистицизм вроде консультации экстрасенса, а вроде и помощь свыше. По данным опроса сервиса «Работа.ру», 16% владельцев бизнеса изучают знаки зодиака соискателей. HR-специалисты этим озабочены меньше — только 5% интересуются подобным. А владельцы бизнеса в первую очередь обращаются к звёздам, когда выбирают кандидата на руководящую должность или на место офис-менеджера.

В книге «Рецепты удачи» Эллен Вайнштейн исследовала приметы и суеверия известных людей. Из особо интересных примеров: Диана фон Фюрстенберг перед каждым показом приклеивала внутрь туфли монету в 20 франков. А Коко Шанель верила в число «5»: свои коллекции она старалась представлять пятого мая, тем самым призывая двойную удачу. Бренд активно продвигает идею основательницы до сих пор.

Факт

Исследование Кёльнского университета [показало] (https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0956797610372631), что от хороших примет и ритуалов вроде монетки под пяткой люди получают дополнительную уверенность, что снимает тревожность, и начинают чувствовать, что контролируют ситуацию.

Спрос есть — рынок растёт

Обращение к ритуалам и мистике — мировой тренд. Только американский рынок психических услуг компания IBISWorld оценивает в $2 млрд. Сюда включены любые эзотерические практики — от хиромантов и астрологов до медиумов, тарологов, чтецов ауры и других специалистов.

С 2005 года к 2019 рынок вырос на 53%. В 2020 году американский Forbes сообщил, что в марте спрос на мистические услуги взлетел на 136%.

Социологи-атропологи говорят, что турбулентные времена (а к такому периоду можно отнести и пандемию коронавируса) всегда заставляют обращаться к паранормальному. Даже если разум отрицает, подсознание хочет уцепиться за любую ниточку. И даже эпоха цифровизации не может это убить — напротив, интернет делает всё эзотерическое доступнее.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com