Самокат не пройдёт. Что изменилось для водителей СИМ в 2024 году и какие штрафы грозят двухколёсным нарушителям
Больше всего аварий с самокатами случается на прокатных электросамокатах, которые с началом тёплого сезона заполонили улицы крупных городов. Именно поэтому прежде всего с нарушителями борются сами операторы кикшеринга, которые теряют деньги и рискуют репутацией после каждого такого ДТП.
К лету 2024 года штрафы за нарушения ввели и подняли практически все операторы. Например, в Woosh, «МТС Ю-рент» и «Яндекс» штрафы составили:
- за передачу управления электросамокатом ребенку — 10 000 рублей;
- за поездку с пассажиром — 5000 рублей;
- за неспешивание на пешеходном переходе — 1000 рублей;
- за некорректную парковку — 500 рублей;
- за управление самокатом в пьяном виде или ДТП с ущербом по вине пользователя — от 100 000 до 150 000 рублей в зависимости от оператора.
Эти штрафы для многих самокатчиков стали неожиданностью, и они даже пытались как-то их опротестовывать, но подобные неустойки вполне укладываются в рамки договора оферты. Который большинство, конечно, читает невнимательно или вовсе не читает. Деньги списываются с привязанной к аккаунту банковской карты. Также компании могут блокировать особо злостных нарушителей.
Но это все в каком-то роде полумеры, пока готовятся и принимаются поправки в ПДД. В общем-то, эпоха вседозволенности для самокатов кончилась ещё в 2023 году, когда их признали средствами индивидуальной мобильности (СИМ) и ввели для них те же требования, что и к остальным участникам дорожного движения. Ранее самокатчики считались пешеходами, теперь они официально стали «водителями СИМ».
Теперь для водителей электросамокатов действуют те же правила, что и для велосипедистов. И те же штрафы.
В центре города скорость электросамокатов уже ограничивают в 5–15 км/ч и до 25 км/ч вне «медленных» зон. Но разгоняться они могут гораздо больше. За превышение скорости на СИМ штрафуют:
- на 5–10 км/ч — 800 рублей (при фиксации камерой — 500 рублей);
- на 10–15 км/ч — 3000 рублей (2500 рублей);
- на 15–20 км/ч — 4000 рублей (3500 рублей);
- более чем на 20 км/ч — 5000 рублей (4500 рублей).
Другие штрафы:
- за вождение СИМ в нетрезвом виде — 10 000 рублей;
- за отказ от медосвидетельствования — 10 000 рублей;
- за езду вдвоём — 2000 рублей;
- за оставление места аварии — 5000 рублей;
- за передвижение на СИМ тяжелее 35 кг по пешеходной зоне — 3000 рублей, если нарушение выявлено камерой — 2500 рублей;
- за нарушение правил пересечения проезжей части — 2000 рублей, при фиксации камерой — 1500 рублей;
- за движение на СИМ по проезжей части дороги — 2000 рублей.
Но и эти суммы вскоре могут вырасти. 10 июля Госдума в первом чтении приняла законопроект, который увеличивает штрафы для пользователей электросамокатов. Например, за пьяную езду планируют наказывать уже на 20 000—30 000 рублей. А за ДТП с причинением вреда здоровью можно будет схлопотать штраф от 2000 до 15 000 рублей в зависимости от тяжести ущерба.
Все правила дорожного движения самокатчиков раньше также касались, просто раньше штрафы были незначительные, от 500 до 1500 рублей в зависимости от нарушения. Но в 2024 году Верховный суд принял решение, что все СИМы, мощность двигателей которых превышает 250 Вт, фактически относятся к мопедам. И на них распространяются все наказания, связанные с управлением транспортных средством.
Так что теперь водителей мощных СИМов могут наказывать, как водителей мопедов. Например, за вождение в нетрезвом виде — штраф до 30 000 рублей и лишение права управлять транспортными средствами до двух лет (за первый раз). Аналогично за оставление места ДТП: теперь владельцам СИМов грозит арест до 15 суток и лишение всех категорий прав на срок до полутора лет.
Сейчас законодатели пытаются унифицировать и ужесточить все наказания для СИМов, отметил юрист. Но эти штрафы, по его мнению, нужно приводить в соответствие с практикой Верховного суда, потому что тот сейчас делит все штрафы на две категории в зависимости от мощности двигателя.
А пока неудачливый водитель, взявший самокат напрокат, рискует схлопотать штрафы дважды — от работников ГАИ или камеры фиксации и от сервиса проката, которому очень не нравится, когда на его самокатах нарушают.
На улицах между тем уже появляются знаки и таблички «движение СИМ запрещено». Но обращают на них примерно столько же внимания, сколько и на правила пользования велодорожками. Возможно, дело могла бы решить самокатная полиция, которую недавно предложили создать. Но станет ли на улицах безопаснее от того, что одни самокатчики будут гоняться за другими, пока непонятно.