Россиянка уволилась, передумала и восстановилась по суду. Почему этот кейс смущает юристов
Что произошло
Наталья (имя изменено) работала менеджером по продажам в чеховском филиале банка «Возрождение» и в какой-то момент ушла в декрет. Не выходя из него на работу, 2 декабря 2019 года она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Письмо она отправила по электронке, указав дату увольнения — со следующего дня. Банк пошёл ей навстречу, расторг договор и сделал все положенные выплаты.
Однако уже 15 декабря Наталья узнала, что снова в положении, и на следующий день отозвала своё заявление. Однако банк вернуть её не захотел: на место женщины к тому времени уже взяли другого человека. Тогда Наталья решила восстановиться через суд.
Первая инстанция встала на сторону работодателя: судья решил, что банк поступил в соответствии с законом. Однако апелляция посчитала иначе. Она напомнила: работник должен уведомлять начальство об увольнении за две недели. В течение этого времени Наталья имела право отозвать заявление. Ведь если бы она узнала о беременности раньше, то и увольняться бы не стала, решил суд и заставил банк восстановить Наталью на работе, компенсировать ей вынужденный прогул и выплатить 5000 рублей компенсации морального вреда.
Банк такой поворот не устроил, и он пошёл в кассацию. Там согласились с выводами апелляционной инстанции и в феврале 2021 года оставили в силе решение в пользу Натальи.
Комментарий юриста
Такое решение станет сюрпризом для работодателей. Мы часто изучаем кейсы, связанные с будущими мамами. Обычно они связаны с сокращением штата или увольнением после нескольких дисциплинарных взысканий. Чаще всего речь идёт о конфликте с сотрудницей, которая плохо работает, по мнению работодателя. И в 90% случаев, если после увольнения женщина показывает справку о беременности, суд потом восстанавливает её.
В остальных 10% компании сами отменяют увольнение. Каждый HR-специалист знает о льготах для беременных: уволить такую женщину компания может только в одном случае — при закрытии самой компании.
Другое дело — заявление по собственному желанию. Компания не имеет права отказать человеку, который пожелал уволиться. Более того, в истории Натальи не шла речь о необходимой отработке. Между тем предупредить об увольнении за две недели сотрудник обязан. И этот срок даётся именно компании — чтобы подготовить передачу дел, проверить незавершенные дела и т. д. Суд же вынес довод о двух неделях в пользу самой сотрудницы. Особенно удивляет фраза из судебного решения: увольнение без отработки не означает, что сотрудница не может отозвать заявление в течение этих 14 дней. Даже после самого факта увольнения — по собственному желанию.
Вывод нам видится такой: теперь даже после увольнения по собственному желанию сотрудник имеет неплохой шанс восстановиться. Если вдруг он передумает.
А работодателям в отношении будущих мам надо быть ещё аккуратнее. Казалось бы, сотрудница решила уйти по собственному — самый простой и наименее рисковый способ для всех сторон. Компания сделала всё по закону, но потом придётся ждать ещё минимум две недели — не передумает ли человек.
Интересно, к чему могут привести такие кейсы. Дело может не ограничиться лишь двумя неделями. Или требовать возвращения будут другие сотрудники. Например, человек во время болезни решил уволиться по собственному, а через месяц попросил восстановить его, так как сообщить раньше не было технической и физической возможности. Никто не оспаривает важность социальных гарантий для сотрудников, но ведь ТК РФ говорит о том, что надо соблюдать баланс интересов работников и работодателей. А с этим возникают сложности.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com