Россиянка чуть не потеряла 200 000 рублей, оспорив незаконное увольнение. Как так вышло
Елена Кошкина* работала в силовых структурах больше 20 лет. Из них последние три года — в региональном отделении Росгвардии. Однако со службы её уволили с формулировкой «в связи с невозможностью перевода сотрудника на иную должность». Как и полагалось при таком увольнении, женщине выплатили единовременное пособие в размере семи окладов. Общая сумма составила почти 190 000 рублей.
Несмотря на солидную выплату, Кошкина не согласилась с тем, что её уволили, и решила побороться за право на работу в суде. Первая инстанция встала на сторону бывшей сотрудницы нацгвардии: её восстановили на работе и присудили компенсацию за время вынужденного прогула в размере 171 199 рублей.
Вторая инстанция поддержала Кошкину лишь в части её требований. Суд был не против восстановить женщину на работе, но вот о компенсации за вынужденный прогул женщине посоветовали забыть — командование и так заплатило ей семь окладов за увольнение.
- Имя изменено.
Как дело вновь дошло до суда
После восстановления женщины на работе командование потребовало от Кошкиной добровольно вернуть пособие за увольнение. Все 190 000 рублей. Сотрудница отказалась, так что сторонам снова пришлось встретиться в суде.
На этот раз суд первой инстанции встал на сторону работодателя, поручив Кошкиной вернуть почти 78 000 рублей — разницу между пособием за увольнение и компенсацией за вынужденный прогул. Апелляция (как и кассация) согласились с этими выводами. Так дело дошло до Верховного суда.
Что решил Верховный суд
Верховный суд нашёл существенные нарушения, которые нижестоящие инстанции допустили при рассмотрении спора между сторонами. Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что единовременное пособие относится к числу гарантированных выплат, которые перечисляют при прекращении служебных отношений, указал ВС.
«С учётом незаконного увольнения Кошкиной эта выплата была единственным средством существования ответчицы в период с момента увольнения со службы до восстановления её прав в судебном порядке», — резюмировал ВС, отменил решение нижестоящей инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
Чем дело примечательно для россиян
Опрошенные «Секретом» юристы сходятся во мнении, что, разрешая это дело, ВС следовал логике уже сложившейся судебной практики. «Ранее ВС РФ уже разъяснял, что излишне выплаченные деньги следует вернуть работодателю, только если установлена недобросовестность работника или имела место счётная ошибка», — указал Олег Мамонт, руководитель направления юридической компании a.t.Legal.
В последнее время суды часто находят ошибки в подсчётах выплат в подобных делах, особенно в спорах с государственными органами, добавила Евгения Рыжкова, адвокат юридической группы «Яковлев и партнёры». Но в этом случае оснований для удовлетворения иска Росгвардии точно не было.
«Отмену приказа об увольнении ни при каких обстоятельствах нельзя назвать недобросовестным поведением работника, а выплата была отражена в документах и работодатель не заявлял, что это счётная ошибка», — пояснила Рыжкова.
По мнению Мамонта, определение ВС РФ, безусловно, повлияет на судебную практику по данной категории споров и защитит добросовестных сотрудников от необоснованных взысканий. Это дело даст возможность гражданам, которые оказались в подобной ситуации, обжаловать судебные акты (если процессуальные сроки позволяют), соглашается Ольга Широкова, ведущий юрист Европейской юридической службы.
Россиянам, которые оказались в подобной ситуации, Ольга Широкова рекомендует не падать духом и отстаивать свои права. Однако следует помнить, что работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности. Эти сроки нужно учитывать при обращении в суд.
«Гражданам, которые проиграли дело в суде первой инстанции, не нужно останавливаться и отчаиваться. Такое решение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Как мы видим, работнице пришлось дойти до Верховного суда, чтобы восстановить свои права», — резюмировала Широкова.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com