Российскую управляющую компанию заставили взять на работу уже умершего сантехника. Как так вышло?
Все имена изменены
В феврале 2021 года сантехник Королёв разбился, упав с крыши высотки в Улан-Удэ. Трудовая инспекция, которая приехала с проверкой после гибели мужчины, обнаружила нарушения. Оказалось, что сантехник работал по поручению управляющей компании «Сэбэр», но официально там оформлен не был.
Пытаясь защитить права погибшего и его семьи, государственный инспектор труда дала компании две недели, чтобы та:
- признала отношения с Королёвым трудовыми с момента их возникновения;
- издала приказ об увольнении в связи со смертью;
- внесла соответствующие записи в трудовую книжку.
По закону родственники погибшего в результате несчастного случая на производстве могут претендовать на единовременную страховую выплату — 1 000 000 рублей и ежемесячную страховую выплату — среднемесячный заработок умершего. Однако без трудового договора и соответствующих записей в трудовой вдова Королёва и его мать не могли получить положенные деньги.
Как управляющая компания с трудовой инспекцией судилась
Управляющая компания не стала выполнять предписания инспектора и обратилась в суд, чтобы оспорить требования. Коммунальщики утверждали: инспектор превысил свои полномочия.
«Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает индивидуально-трудовые споры, т. к. не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить», — заявили представители «Сэбэр» в суде.
Районный суд не согласился с этим тезисом и встал на сторону трудовой. Отдельно первая инстанция отметила тот факт, что хотя трудовой договор стороны не заключили, отношения между ними сложились именно трудовые. Сантехник каждое утро приходил на работу, выполнял услуги по заявкам жителей домов и регулярно получал зарплату.
Кроме того, управляющая компания во время эпидемии коронавируса выдала Королёву справку о его работе в компании, где стояла подпись директора и была чётко указана должность сантехника. Доводы работодателя о том, что справка не подтверждает трудоустройства, суд отклонил.
Апелляция согласилась с позицией первой инстанции, но кассация встала на защиту работодателя. «Определение характера сложившихся между ООО "Сэбэр" и Королёвым отношений не были предметом проверки ни комиссии по трудовым спорам, ни суда. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено по вопросам, не относящимся к компетенции государственного инспектора труда», — констатировала кассационная инстанция и признала предписание инспектора незаконным.
Как дело дошло до Верховного суда
К иску против «Сэбэра» присоединились также мать и вдова погибшего работника. Они, равно как и трудовая инспекция, не собирались сдаваться просто так. Втроём они дошли до Верховного суда.
Высшая инстанция сочла выводы кассации не соответствующими законодательству РФ и встала на сторону Королёвых.
«В этом случае государственная инспекция труда реализовала полномочия по защите трудовых прав погибшего вследствие несчастного случая на производстве работника, которые предусмотрены статьями 356, 357 Трудового кодекса. Вывод кассационной инстанции основан на неправильном толковании норм материального права», — указал ВС.
Решение кассации отменили, оставив в силе выводы первой и второй инстанций. Это значит, что теперь управляющей компании придётся выполнить все предписания трудовой инспекции. В том числе задним числом трудоустроить и уволить погибшего сантехника.
Что о деле думает юрист?
ВС РФ делает всё, чтобы свести к нулю рвение работодателей не оформлять отношения с работниками в письменном виде, полагает Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice.
«Чем меньше работодатель заботится о соблюдении формальностей при приёме на работу и при поручении сотрудникам ответственной работы, тем больше для него рисков», — указал юрист.
В то же время, если работника оформили как надо и ознакомили со всеми необходимыми документами, то бремя ответственности можно переложить на него самого.
Случай с Королёвым, бесспорно, показывает, что наряду с прокуратурой у россиян появился ещё один эффективный защитник их трудовых прав, резюмировал Саунин.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Nathan Anderson, Tom Barrett, Ben Allan, Unsplash License