secretmag.ru
Выживание6 мин.

«Это ***». Российские предприниматели рассказали, как будут жить в новой санкционной реальности

Повышение курсов доллара и евро, закрытие авиасообщения со многими странами, санкции в отношении банков и промышленности РФ, санкции на экспорт и импорт ряда товаров — это только часть трудностей, с которыми столкнулась Россия после 24 февраля. Владимир Путин встретился в Кремле с представителями крупного бизнеса и попросил поддерживать экономику, производство и рабочие места. Но, помимо сотни промышленных и IT-гигантов, в стране есть 3,5 млн предпринимателей, которым также придётся приспосабливаться к новой реальности. «Секрет фирмы» решил узнать у владельцев малого и среднего бизнеса, как последствия санкций повлияют на их прибыль, планируют ли они увольнять сотрудников или вовсе закрывать бизнес.

Строительство

Александр Дубовенко

  • Основатель компании Good Wood.
  • Годовой оборот: 2,5 млрд рублей (по словам основателя).
  • Число сотрудников: 1000 человек (по словам основателя).

— Сейчас наступает экономический кризис. Также и для нашей отрасли малоэтажного строительства. О падении спроса мы пока ничего не знаем.

В этот раз мы столкнулись с новой для себя ситуацией — кризисом поставок. Все поставщики научены горьким опытом 2008 и 2014 годов, когда компаниям «выносили все склады».

Вероятно, поставщики рассуждают так: «зачем сегодня продавать по 10 рублей, если завтра продадим по 12». Сейчас все остановили на неделю выписку счетов и отгрузки. Ждём устойчивой позиции рубля.

Илья Муромцев (имя героя изменено)

  • Основатель компании «Муромец».
  • Годовой оборот: 60 млн рублей (по словам основателя).
  • Число сотрудников: 15 человек (по словам основателя).

— Сегодня я подниму цены на все свои бани на 20%. Потому что материал, скорее всего, будет расти. Но даже с ростом цен люди будут покупать недвижимость.

Хорошие новости и в том, что если нашей стране запретят экспорт древесины, то цена на внутреннем рынке должна снизиться. Количество предложений будет огромным, а спроса нет. Производители вынужденно снизят цены. Это сыграет нам на руку.

IT

Владимир Якименко

  • Владелец IT-компании LAR.
  • Годовой оборот: не раскрывается .
  • Число сотрудников: не раскрывается.

— Пока мы никаких сокращений не планируем. Расширение штата тоже в плановом порядке. Но ситуация скажется на всех, если не через бизнес, то через повседневную жизнь. Не знаю, что ещё добавить: ситуация печальная.

Я думаю, что те айтишники, которые сомневались, уезжать или нет, уедут. Кто временно уехал, уже не вернутся. Но для страны в целом ничего не изменится, так как доля IT ничтожна.

Примечание. «Секрет» обратился за комментариями к ряду IT-компаний страны, но большинство из них отказались делиться своим мнением насчёт происходящего. По информации российских разработчиков, сейчас многие компании из этой сферы экстренно перевозят сотрудников за рубеж, в частности на Кипр.

Общепит

Стас

  • Владелец кофейной компании «Джаст кофе».
  • Годовая выручка: 300 млн рублей (по словам основателя).
  • Число сотрудников: 20 человек (по словам основателя).

— По нам санкции не ударили — рынок кофе уже был в шоке от роста биржевой стоимости. Важным фактором является курс доллара, и сейчас это ####. Продаёшь по курсу 87 рублей, а просыпаешься с курсом 95 рублей. И обратно.

Сокращать персонал я не собираюсь, а, наоборот, думаю о новых проектах. Кризис ведь лучшее время: если удастся выжить тут, то в спокойное время будет ещё лучше. Может, на моё спокойствие также влияет то, что мы забили склады кофе ещё 24 февраля на четыре месяца вперёд.

Хенрик Винтер

  • Сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус».
  • Годовая выручка: 1,85 млрд рублей (по словам основателя).
  • Число сотрудников: 800 человек (по словам основателя).

— Вся ресторанная отрасль столкнулась с повышением цен от поставщиков и приостановкой отгрузок. Ждали товар из Аргентины, Польши, Парагвая и других стран, в итоге многие контейнеры застряли на таможне или получили разворот.

Следим за ситуацией и будем менять меню из-за отсутствия части импорта. Всё, что можно было заменить без потери вкуса и качества, мы давно заменили. Например, два-три года уже используем сыры и мясную гастрономию местных производителей. Заменить тунца, оливковое масло, осьминога и даже некоторую зелень (руколу, ромейн) сейчас невозможно.

Рост цен нельзя полностью переложить на потребителя. Будем корректировать меню и подстраиваться под рынок. И без финансовых потерь здесь не обойдётся. Мы уже наблюдаем снижение потока посетителей в ресторанах. Если спад продолжится, то рестораторам предстоит принимать непростые решения по вопросам аренды, удержания команды и поиска аналогов недоступных продуктов.

Экспорт и импорт товаров

Ксения Кулат

  • Основатель компании по экспорту сельскохозяйственной продукции.
  • Годовая выручка: 0,5 млрд рублей (по словам основателя).
  • Число сотрудников: меньше 10 человек (по словам основателя).

— Мы занимаемся покупкой и продажей сельскохозяйственной продукции. Закупаем у фермеров культуру и отправляем её в Турцию. Сейчас поступают сообщения, что наши партнёры не могут отправлять нам деньги за уже доставленную и купленную продукцию.

Ввели санкции для нескольких российских банков и отключили SWIFT. Наш банк не вошёл в это число, но отправки денег в сторону России всё равно идут с трудом. Сегодня мы ожидали поступление средств от партнёра, и он сказал, что им не разрешают отправлять нам деньги.

У нас корабль для перевозки продукции в Азовском море планировался на 2 марта. Мы ожидали этот корабль, но акватория Азовского моря закрыта. И когда её откроют, мы не знаем.

Те фермеры, которые выращивали нут и чечевицу для экспорта, не знают, куда деть свою продукцию сейчас. Они производили её с учётом торговли на зарубежный рынок, а в России её продавать некому.

Абсолютно подвешенное состояние, как обухом по голове.

Никита Малинин (имя героя изменено)

  • Владелец цветочного салона.
  • Годовая выручка: не раскрывается.
  • Число сотрудников: 3 человека.

— Большинство цветов в российских салонах — импортные. В основном их везут к нам из Голландии. В моём салоне все поставки из-за границы. Сегодня нам приехал товар по цене на 40% выше предыдущей. Ждём, что будет на 8 Марта.

Уверен, что будет снижение спроса на цветы. Из сотрудников никого пока не увольнял. Я думаю, что ещё рано делать выводы, но через месяцок мы уже вдохнём реальную гарь последствий. Сомневаюсь, что что-то можно вернуть назад. Что делать дальше? Если ничего не выйдет, то пойду отучусь на айтишника, начну заново свой путь.

Производство

Александр Черничкин

  • Основатель мясного производства «Дело в мясе».
  • Годовая выручка: 70 млн.
  • Число сотрудников: 20 человек.

— Санкции против банков и против ЦБ вызвали изменение курса валют к рублю. Другие санкции нас никак не касаются. Работа теперь изменится, потому что в колбасах используются импортные специи, и мы ожидаем повышение цен на них. Пшеница также торгуется по более высоким ценам.

От пшеницы зависит стоимость мяса, так как эта культура — кормовая база для животных. Чем дороже корм, тем дороже мясо.

Ещё нам сложно будет получить кредиты. Ставка повышается, и придётся отказываться от закупки нового оборудования. Повышения спроса мы точно не ждём, но сейчас самое главное — не поддаваться панике. Всё это надолго и серьёзно. Нужно как-то подстраиваться.

Артём Парфенов

  • Основатель производства снеков Vasco.
  • Годовая выручка: 58,7 млн
  • Число сотрудников: 10 человек (по словам основателя).

— Дать адекватную оценку сложившейся ситуации сейчас очень сложно. Конечно, мы можем прогнозировать влияние санкций на валюту и то, как это отразится на стоимости товара, но не больше. Новости приходят каждый час, и сказать прямо сейчас о тех изменениях, которые меня ждут, невозможно.

Про увольнения я даже не думаю. У меня подсушенная структура и нет лишних людей. Если говорить о других планах — пора учить китайский, арабский и испанский языки. Ну и заниматься экспортными рынками.

Как и всегда, у сложившейся ситуации есть две стороны. У нас вырос экспортный потенциал. Рынки Азии, арабского мира и Латинской Америки остаются открытыми, и я буду создавать локальные продукты, которые будут востребованы за рубежом.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com