secretmag.ru
Выживание7 мин.

Пока барахтается и не тонет. Что станет с экономикой России из-за санкций

Все экспертные прогнозы
Минэкономразвития оценило, как российская экономика будет восстанавливаться под гнётом санкций. Спад экономики ожидают на уровне 4,2 против 7,8% (о которых говорили ранее), а реальных доходов россиян — на 2,8 против 6,8%. Но восстановление займёт много времени: его ждут в лучшем случае через три года. Какие ещё есть прогнозы и насколько они реалистичны — в обзоре «Секрета фирмы».

Минэкономики улучшило большинство прогнозов на 2022 год, судя по проекту социально-экономического развития России на ближайшие три года. Это уже вторая версия документа за 22-й год: она датирована августом, а первую опубликовали в мае. По сравнению с ней ожидания по ВВП и доходам россиян улучшились (4,2 против 7,8%; 2,8% против 6,8% соответственно).

Что касается ожиданий по спаду экономики, тут прогнозы остались практически прежними. Экономика страны будет сжиматься — в 2022 году на 4,2% (ранее ожидалось 7,8%) и в 2023 году на 2,7% (0,7%). К росту она вернётся только в 2024 году (на 3,7%). Хуже всего будет первой половине 2023 года, а выход на докризисный уровень ждут только в 2025-м.

С прогнозами Минэкономразвития о том, что ВВП по итогам года упадет на 4,2%, соглашаются все опрошенные «Секретом» эксперты.

Наибольший спад по-прежнему наблюдается в транспортировке газа и продажах автомобилей, рассказал «Секрету» старший экономист инвестиционного банка «Синара» Сергей Коныгин.

При этом россияне начали экономить, но пока ухудшения потребительской активности эксперты не замечают.

«Мы ожидаем, что в третьем квартале 2022 года экономика РФ сменит тренд и с учётом сезонных факторов останется примерно на уровне второго квартала. Данные за июнь показывают, что спад экономики почти достиг дна, так как в отдельных отраслях ситуация стабилизируется. По итогам года мы ожидаем увидеть спад на 4–5%», — сказал Коныгин.

Минэкономразвития не исключает, что в 2023 году рецессия сохранится , добавил Георгий Ващенко, замдиректора аналитического департамента Freedom Finance Global. Это значит, что по-прежнему острыми будут проблемы с замещением ушедших из России производителей и дистрибьюторов иностранных товаров. Объём инвестиций будет мизерным.

«Стагнация может сопровождаться высокой инфляцией. Выход из кризиса может оказаться длительным. Многое будет зависеть от внешних факторов: конъюнктура цен, геополитическое давление. В мире тоже не исключены шоки, в результате которых совокупный спрос упадет, что скажется и на российском экспорте», — сказал Ващенко.

Если ситуация пойдёт по адаптационному сценарию, то экономика перейдёт к росту в следующем году, добавил эксперт. Уровень инфляции снизится до 4–7%, промпроизводство вернётся к росту, а фондовый рынок станет более открытым для нерезидентов из дружественных стран.

Macro-Advisory: «Российская экономика барахтается, а не тонет»

Большинство прогнозов по экономике улучшили и западные аналитики, которые ещё в марте-апреле прочили России мощное падение. Российская экономика «барахтается, а не тонет»: в ближайшие 5–7 кварталов её ждёт планомерный спад, говорится в исследовательской записке Macro-Advisory. Если не решить накопившиеся проблемы оперативно, стагнация затянется на долгие годы.

Остаться на плаву стране позволила специфичная структура экономики. По оценкам Macro-Advisory, госкомпании приносят более 60% ВВП, а на долю малых и средних предприятий приходится менее 25%. Этот дисбаланс ограничивает рост в обычное время, но также изолирует экономику во время кризиса.

«Правительство, компании и люди привыкли к экономическим кризисам (это пятый с 1991 года), а структуры поддержки работодателей и в социальной сфере хорошо развиты», — говорится в аналитической записке.

Также в компании не согласились с прогнозами Йельского университета — авторы исследования утверждали, что санкции и исход более 1000 глобальных компаний нанесли сокрушительный удар по российской экономике.

«Из 50 крупнейших компаний, контролируемых иностранными компаниями, полностью закрылись только три. Ещё трое продали местным покупателям, а ещё 10 заявили, что планируют продать их местному покупателю. Остальные остаются. Мы рассчитываем, что удар по ВВП составит менее 1%, потому что операционные активы останутся в стране», — говорится в исследовании Macro-Advisory.

JPMorgan: «Экономика России чувствует себя намного лучше, чем ожидалось»

Повысили свой прогноз по российскому ВВП и аналитики JPMorgan. Если весной они говорили о спаде в 5%, то в июле — уже о 3,5% падения. Это намного выше консенсус-прогноза Уолл-стрит в −9,6%. Тем не менее инвестиционный банк подчеркнул, что оценивать полное влияние санкций на российскую экономику пока что рано.

«Наши оценки ещё с весны контрастировали с мрачными прогнозами, по-прежнему предел рецессии видим в −6%, не будет удивления и более слабый провал, даже −5%. Ни о каких −10% не могло и не может идти речи, и это уже осознали даже самые пессимистичные эксперты», — рассказал «Секрету» Михаил Зельцер, эксперт «БКС Мир инвестиций».

Этому есть как минимум шесть причин:

  1. рубль восстановился;
  2. рынок облигаций на докризисных уровнях;
  3. дефляция лета сдержит погодовую инфляцию, и итог вполне будет ниже 15%;
  4. ставка ЦБ упала в область 2021 года;
  5. индексы деловой активности на производстве и в сфере услуг уже на траектории роста;
  6. экспорт высокий, а импорт подаёт признаки восстановления.

По оценке JPMorgan, самый сокрушительный удар может нанести сокращение экспорта сырья. ЕС планирует сократить 90% импорта российской нефти к концу года, а G7 изучает план ограничения цен на российскую нефть. Впрочем, пока экспорт российской нефти сократился незначительно — в августе к июню на 1,4%, причём поставки в Европу, несмотря на санкции, растут, а в Азию — снижаются.

Bloomberg: «Февральские события отбросили российскую экономику в 2018 год за один квартал»

На связку российской экономики и экспорта энергоресурсов обратили внимание и аналитики Bloomberg Economics. Согласно их прогнозам, из-за февральских событий российская экономика потеряла четыре года роста. Спад замедлится в четвёртом квартале из-за мягкой денежно-кредитной политики, которая поддерживает спрос. Но в 2023 году экономика потеряет ещё 2%, поскольку европейский запрет на энергоносители снизит экспорт.

Центробанк: «Снижение деловой активности происходит медленнее, чем можно было бы ожидать».

Как скоро экономика России оправится от санкционного удара, зависит от того, удастся ли найти новые маршруты и способы доставки энергоресурсов, снизить транспортные, страховые и прочие логистические издержки, указывает Центробанк России.

12 августа ЦБ опубликовал три возможных сценария развития российской экономики. При оптимистичном рост ждут уже в 2023 году, а при негативном экономика будет падать до 2024 года.

  1. Базовый сценарий предполагает, что антироссийские санкции сохранятся на горизонте до 2025 года, а экспортные товары будут продавать на мировом рынке с серьёзным дисконтом. При таких условиях ЦБ ожидает в 2022 году инфляцию 12-15%, в 2023-м — 5-7%, в 2024-м — вернётся к 4%.
  2. В оптимистичном сценарии ЦБ осторожно допускает, что рост ВВП возможен уже в 2023 году. Базовые условия похожи на предыдущий прогноз, но за одним исключением: российская экономика быстрее адаптируется к новым условиям за счёт лучшей динамики импорта. В том числе — благодаря параллельному импорту. А ещё — росту физических объёмов экспорта нефти и газа.
  3. Негативный сценарий предполагает, что фрагментация в мировой экономике усилится, напряженность вырастет, а против российской экономики введут новые санкции. В таком случае ЦБ не исключает нового глобального финансового и экономического кризиса, сопоставимого по масштабам с кризисом 2007–2008 годов. Тогда ВВП в 2023 году сократится сильнее, чем в 2022 году. В 2024 году падение продолжится. И лишь в 2025 году можно ждать скромного роста — около 1%.

Более адекватным Виталию Манжосу, старшему риск-менеджеру «Алго Капитал», видится именно подход Центробанка, который проработал несколько вариантов развития российской экономики. При этом регулятор подразумевает, что самым вероятным будет средний сценарий — его и считают базовым.

«Последние экспертные оценки указывают на то, что глубина нынешнего экономического кризиса в России оказалась существенно скромнее, чем предполагалось ранее. Негативный эффект от беспрецедентных по масштабам внешних санкций оказался смягчен тем, что страна в целом оказалась к ним готова. По крайней мере, это явно не стало большой неожиданностью в моральном плане. Многие практические шаги для разрешения текущих проблем отработали ещё в 2014–2015 годах», — отметил Манжос.

На взгляд эксперта, сейчас вполне уместно проводить прямую параллель с динамикой экономики РФ в 2014–2018 годах, после первой волны западных санкций.

Если исходить из этих соображений, официальный статистический спад ВВП РФ в 2022 году может составить 4–6%, прогнозирует Манжос. В 2023 году ВВП РФ вполне способен балансировать на грани прироста и спада. В 2024 году показатель может подрасти на 0,5–2.5%. В 2025 году рост ВВП РФ способен превысить 2%.

Впрочем, любой из сценариев требует значительных изменений в контурах российской экономики, полагает Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ.

«Декларируемый "поворот на Восток" де-факто осложнён тем, что даже богатые природными ресурсами регионы не имеют мотивации к развитию международных отношений — НДС и большинство других налогов забирает федеральный центр, налог на прибыль фактически тоже остается в Москве. К примеру, в Ханты-Мансийске остаётся только 9% НДПИ, остальной 91% идёт в Москву. Сама Москва, по статистике, является одним из лидеров по экспорту нефти, хотя нефть не производит (но предприятия "прописаны" в столице)», — сказал Тортев.

В то же время перенос экспорта в Китай, на который многие уповают, затруднён: страна заинтересована в сырье, а не в готовой продукции из России. А значит в конечном счёте прогноз по ВВП зависит от нормализации экспорта энергоносителей, а не технологического импортозамещения.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Kristopher Roller, isi martínez