Пассажиры загоревшегося российского «Суперджета» допустили грубейшие ошибки. Как правильно эвакуироваться
Эвакуацию пассажиров из самолёта всегда курирует экипаж — то есть стюарды. Если на борту началась давка, люди стали хватать чемоданы, загромождать ими проход, то задача членов экипажа — пытаться успокоить паникующих и заставить подчиняться своим командам.
Нет универсального рецепта по преодолению паники. Экипаж должен жёстко командовать, но кто у нас в составе обычно? Молодые девушки, стюардессы. А если на тебя напирает толпа с чемоданами, то и мужчины не смогут её сдержать. У нас народ ещё летает своеобразный — спасибо, что хоть в туалетах перестали курить во время перелётов. А люди в панике вообще ведут себя как дети.
По словам одного из пассажиров «Суперджета», 42-летнего Султана, одна из стюардесс растерялась. Он требовал открыть дверь, но девушка (вероятно, из-за шока) отказалась это делать. В итоге мужчина с силой открыл аварийную дверь самостоятельно и стал помогать выходить пассажирам.
Людей в паническом состоянии трудно отрезвить. Конечно, экипаж обучают, у них есть занятия с психологами. Тут очень важно иметь уверенный, чёткий, властный голос, который заставит человека вникать в смысл сказанного. А это очень непросто.
Но иногда паникующий человек даже себя не слышит, не то что других. Да и стюардессы тоже люди, тоже из плоти и крови, и точно так же подвержены стресс-факторам. Конечно, с них выше спрос, потому что они хотя бы в теории готовились к такому. И их главная задача в нештатной ситуации — как можно скорее совладать с собой и организовать других. А в случае с «Сухим» у экипажа, видимо, слаженной работы не получилось.
Нужно ли пропускать вперёд детей во время эвакуации из самолёта
Одна из пассажирок, Евгения Лавриненко, летевшая в Турцию с ребёнком, после прилёта пожаловалась на давку и на то, что паникёры не только тащили по проходам свои чемоданы, но и не пропускали вперёд людей с детьми. В итоге ей с дочкой удалось выйти одной из самых последних.
По мнению лётчика Владимир Попова, пытаться лезть вперёд других — ошибочная тактика. Лучше, если пассажиры ровным строем друг за другом будут идти к выходам.
Мне кажется, всё зависит от ситуации. Одно дело, когда пассажир с детьми встал с краю, другое — когда он лезет с хвостовой части вперёд по головам. Это не ускорит эвакуацию.
Есть ли смысл запрещать возить с собой ручную кладь
Кардинальный запрет на перевоз ручной клади в самолётах, наверное, мог бы решить проблему с замедлением эвакуации пассажиров. Но это, по мнению экспертов «Секрета», плохой вариант.
Запрещать перевозить с собой вещи не совсем законно. Да и неразумно: представьте себе долгий перелёт, по 9–12 часов, например, для пассажира с маленьким ребёнком. Куда ему положить всё необходимое?
Вообще, если все живы-здоровы, значит, эвакуацию уже можно считать успешной. Ну потолкались немного, с кем не бывает?
Пробовать как-то блокировать багажные полки — тоже так себе идея. Если делать это с самого начала полёта, пассажиры всё время будут просить их открыть, и экипаж «просто сойдёт с ума», считает лётчик Попов.
Неплохим выходом была бы автоматическая система блокировки багажных полок при нештатных ситуациях.
Предложения внедрить такую систему звучали и в 2019 году, после трагедии с гибелью 41 человека в Шереметьево — тогда тоже после жёсткой посадки горел «Сухой». Но такой пока не существует. А экипаж в чрезвычайной ситуации может забыть или не иметь возможности включить такую блокировку, даже если её придумают.
Вообще все запреты сказываются ровно наоборот. Люди, переживающие за свой багаж, могут устроить скандал и требовать вещи, точно так же тормозя эвакуацию остальных пассажиров. Иногда проще пропустить вперёд такого паникёра, не споря, вместе с его чемоданом — пусть быстрее летит по трапу и не задерживает остальных.
Слава богу, что все остались живы. Теперь всем — и пассажирам, и экипажу — нужно сделать выводы из случившегося. И понять, что ужас преодолеть сложно, но можно.
Почему все пассажиры Sukhoi Superjet выходили через одну дверь
Эвакуация осложнялась тем, что был открыт только один аварийный выход. Пассажирка Евгения Лавриненко рассказала, что сначала сидевшие в хвосте пассажиры пробовали продвинуться к заднему выходу, так как увидели там спасательные надувные трапы.
Но задымление было такое сильное, что у них ничего не вышло.
Существует план эвакуации, но нештатная ситуация на то и нештатная, что часто идёт не по плану. Конечно, в сторону задымления и горения идти опасно — тут и едкий дым, и горячие газы, которые обжигают лёгкие изнутри.
«Видимо, было слишком опасно эвакуироваться через задний выход, поэтому всех выводили вперёд. В сильном дыму хватит и пары минут, чтобы отравиться и упасть в обморок», — считает Дмитрий Адамидов.
Что произошло с российским «Суперджетом» при посадке в Турции
Во время посадки в Анталье был сильный боковой ветер. Его в авиакомпании «Азимут», владеющей бортом, официально назвали причиной жёсткой посадки.
По словам очевидцев, во время приземления они почувствовали резкий удар, а затем увидели, что из самолёта льётся топливо. К борту немедленно отправились экстренные службы — около шести пожарных машин. Спустя две минуты люди увидели пожар, и началась паника.
По данным телеграм-канала SHOT, с момента посадки и до полной эвакуации пассажиров прошло 24 минуты. Открытое горение потушили за 20 минут. Оказалось, что самолёт остановился буквально в 150 метрах от пожарной части аэропорта, и спасатели очень быстро принялись за работу.
Вероятно, из-за «двойного козления» (подпрыгивания самолёта при приземлении) повредились топливные баки, которые находятся в крыльях. В числе причин случившегося также рассматривают ошибки пилотирования.
На борту Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» было 89 пассажиров, среди них 9 детей.
Загоревшемуся самолёту было 7 лет. Рейс в Анталью оказался для борта третьим за день. Пассажиры злополучного (или очень счастливого) рейса решили написать коллективный иск против «Азимута».