secretmag.ru
Выживание7 мин.

5 минут, полёт ужасен. Почему авиакомпании отменяют региональные рейсы

И чем это обернётся
В 2023 году жизнь российских льготников и в целом авиапассажиров осложнится. Из-за пресловутой оптимизации государственных расходов власти решили сократить субсидии авиакомпаниям. Из-за этого последним пришлось отменять некоторые рейсы по Сибири, Дальнему Востоку и на Кавказе. Почему власти пошли на этот шаг, как это аукнется россиянам, придётся ли платить больше за авиаперелёты и что будет с отраслью — «Секрет фирмы» вместе с экспертами.
Что такое субсидируемые региональные рейсы

Что произошло

На 2023 год власти утверждали более 300 субсидируемых рейсов. На них приходилось около 4 млн льготных билетов. Сейчас это число решили пересмотреть и исключить из него наименее значимые рейсы. То есть вместо 303 направлений условно будет 260. Полный список несубсидируемых рейсов на данный момент неизвестен.

Причина этому — оптимизация.

Речь идёт об оптимизации программы субсидирования прямых межрегиональных перевозок, минуя Москву. Эта программа работает на условиях софинансирования: часть средств выделяют региональные бюджеты, часть – федеральный бюджет. Это позволяет снизить стоимость для пассажира и тем самым простимулировать рост пассажиропотока.

Олег Пантелеев
руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт»

Причина оптимизации — дефицит бюджета. Минтрансу поручили уменьшить все расходы на 5%, что и сократило финансирование льготных рейсов на 17%. Хотя в 2020 году Минтранс предлагал увеличить субсидии на региональные авиаперевозки в 2021–2023 годах за счёт федерального бюджета. Дальше предложения дело не пошло.

Денег не хватает и на другие статьи бюджета. Например, на поддержание малых региональных аэропортов нужно 9 млрд рублей. На модернизацию — 100 млрд рублей. А их износ уже в 2019 году достигал 80%.

Если раньше, например, 3–5 рейсов было в неделю, сейчас будет 1–2. Если компании увидят, что это не загруженные направления, количество субсидированных билетов на эти рейсы будут уменьшать. Борт, к примеру, целиком был под субсидии, а сейчас там останется всего 10 мест. Людям до Москвы надо было на двух самолётах лететь, а теперь надо будет добираться сначала на автобусе, на попутках, чтобы улететь до столицы и дальше на курорт, в санаторий и куда-то ещё.

Константин Емченко
авиационный эксперт

Итог закономерен — так как государство не выдаёт достаточно субсидий, авиакомпании повысят цены на авиабилеты. По оценкам аналитиков, стоимость билетов уже выросла на 20% с начала года.

А к лету билеты могут подорожать ещё на 15–30%. Об этом заявлял Игорь Чалик, заместитель министра транспорта РФ. Правда, через два дня он изменил свой прогноз на 5,3% за год.

Как бы то ни было, из-за сокращения программы господдержки уже отменено 10 612 рейсов, 4 947 из которых — в труднодоступные регионы.

Сокращение расходов в рамках программы субсидирования межрегиональных перевозок на 1,5 млрд рублей (из 9 млрд) – весомо, но не критично ни для авиакомпаний, ни для уровня мобильности в целом по стране. Авиакомпании на региональных рейсах активно использовали самолёты Superjet 100, в 2022 году эти машины зачастую перенаправляли на выполнение полётов по международным направлениям. Соответственно, эксплуатанты «Суперджетов» и в этом году смогут эффективно работать и без активного участия в программе субсидирования. Что касается эксплуатантов другой техники, на 20–70 кресел, надо констатировать, что такой авиатехники в парке наших авиакомпаний, прямо скажем, не в избытке. Поэтому авиакомпании могут выбирать направления, где условия лучше, где доходность выше.

Олег Пантелеев
руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт»

Реакция авиакомпаний

Росавиация убрала из бюджета маршруты, по которым не заключены договоры между авиакомпаниями и региональными властями. При этом в некоторых регионах подобные сделки закрывают только в конце весны или начале лета.

Больше всего не вошедших в программу маршрутов оказалось в Тюменской области, в Омской области, в Республике Татарстан, в Санкт-Петербурге, в Северной Осетии и в Дагестане. Поэтому авиакомпании в срочном порядке отменяют рейсы по тем маршрутам, по которым не успели подписать договор. По каким-то направлениям рейсов не будет вообще.

Михаил Вахнеев
авиационный эксперт

Nordwind Airlines отменила направления «Кемерово — Чита» и «Нижний Новгород — Петрозаводск». Авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот») отказалась от двух еженедельных полётов «Санкт-Петербург — Тобольск». За 2022 год этим направлением воспользовалось более 17 500 пассажиров. Об отмене рейса из Красноярска в Сочи недавно заявил Utair.

Пресс-служба «ИрАэро» рассказала «Секрету», что все субсидируемые рейсы компании полностью убыточны — без господдержки она откажется от некоторых маршрутов по Северу и Дальнему Востоку. При этом само сокращение перевозок некритично, так как они составляют не более 15% от всех полётов «ИрАэро».

В «ЮВТ АЭРО» поделились с «Секретом» об убыточных направлениях на дальние расстояния — без господдержки будет сложно сохранить текущий пассажиропоток и доступность рейсов. Компания надеется на софинансирование со стороны регионов и других авиаперевозчиков.

Некоторые авиакомпании не отменили запланированные рейсы — по такому пути пошла Smartavia. В «КрасАвиа» отказались подробно комментировать ситуацию, указав только на то, что они будут оптимизировать свои маршруты.

«Авиакомпания Smartavia в рамках летнего расписания более 70% своих регулярных рейсов выполняет, минуя МАУ (Москву). Мы видим в таком подходе эффективность полётной программы с точки зрения стратегии развития авиакомпании. Авиакомпания не отменяет заявленные в летнем расписании рейсы, но при этом приветствует поддержку государства на развитие региональных рейсов. Такой вектор, безусловно, способствует обеспечению доступности прямых перелётов, минуя хабы, что, в свою очередь, помогает развитию авиаперевозок в целом в стране», — пояснили «Секрету» в Smartavia.

Стоит ожидать, что некоторые направления на год-два, скорее всего, пропадут из маршрутной сети многих компаний, которые сейчас летают по субсидиям. Перераспределённые деньги направят в те направления, где летает больше людей, либо спрос больше, а где, допустим, либо мало, либо можно реализовать, договориться с властями регионов, будут ЖД и автобусные маршруты прорабатываться, если это позволит транспортная инфраструктура региона.

Очень многое зависит от конкретных регионов. Если власть в регионе думает о людях и обладает ресурсами, они помогут авиакомпании решить эти вопросы, где-то этого не получится. Но, к сожалению, люди будут немного больше страдать.

Константин Емченко
авиационный эксперт
Плоские тарифы могут спасти?

Чем это всё обернётся в будущем

Главный негативный момент, связанный с сокращением бюджета, — отмена части направлений. Некоторым льготникам теперь придётся добираться до места назначения другим транспортом. Труднодоступных регионов, в которые можно отправиться только самолётом, оптимизация, скорее всего, не коснётся. Но это не точно.

Сейчас отрасль столкнулась с первой ответной реакцией от авиакомпаний. Например, Олег Пантелеев отмечает, что глобально сокращение субсидий не скажется на качестве услуг и стоимости билетов: «Пересмотр программы назрел, и нет ничего драматичного, если сократятся рейсы, дублируемые наземным транспортом».

А ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что сократились только те направления, отмена которых не вызовет возмущения:

«Если бы резали финансирование для рейсов на Дальний Восток, было бы возмущение. Но сокращение поддержки внутренних рейсов тоже болезненно, ведь эти маршруты несколько лет раскатывались, чтобы выйти на окупаемость».

Как показывает практика, субсидированные билеты на Дальний Восток раскупали молниеносно. То есть открывался старт продаж на лето, например, где-нибудь в ноябре либо в октябре предыдущего года, и меньше чем за пару дней и на всё лето субсидированных билетов вообще можете не найти.

Константин Емченко
авиационный эксперт

Пассажиры, по мнению опрошенных экспертов, не особо почувствуют сокращение субсидий, так как они не пользуются льготными билетами. Гораздо более серьёзная проблема — возможное отсутствие антисанкционных субсидий в размере 100 млрд рублей.

Но сокращение расходов федерального бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок — плохой знак для отрасли. Дело в том, что в прошлом году авиакомпании получили из бюджета 100 млрд антикризисной поддержки на весенне-летний сезон, и ещё 25 млрд — на осенне-зимний сезон 2022–2023 годов. На 2023 год такое финансирование не выделено. Соответственно, главные вопросы — будет ли продолжена такая поддержка в 2023 году, на каких условиях и в каком масштабе?

Олег Пантелеев
руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт»

В конце апреля Минтранс попросил правительство продлить субсидирования авиакомпаний на лето 2023 года. Авиаперевозчикам уже выделено 25,3 млрд рублей, что позволило перевезти 27,4 млн пассажиров внутри страны. Без дополнительных 100 млрд рублей придётся сокращать пассажиропоток и увеличивать стоимость билетов.

О возможном коллапсе говорит и ещё один эксперт — Андрей Патраков, основатель AIM Group и сооснователь RunAvia: «100 млрд антисанкционных субсидий фактически обеспечили прибыль и успех авиакомпаний в прошлом году. При этом, несмотря на такую беспрецедентную поддержку, 10 авиаперевозчиков прекратили своё существование». Эксперт добавил, что многие авиакомпании зарабатывали на международных перелётах, а внутренние рейсы почти никогда не выходили на самоокупаемость.

Причём касается это не только субсидируемых направлений, но и некоторых популярных междугородных маршрутов. Отказ от антисанкционных субсидий может привести к банкротству большинства авиаперевозчиков, в том числе «Аэрофлота». Но есть и относительные плюсы.

Чем меньше летают самолёты, тем меньше им требуется техобслуживание и ремонт, потому что с запчастями сейчас тоже всё очень и очень плохо. Российские авиакомпании вынуждены получать запчасти через третьи страны, что увеличивает их стоимость и обслуживание, сроки, да и в принципе затраты. Сейчас для авиакомпании в первую очередь это, конечно же, наладить поставку запчастей и наладить техническое обслуживание и ремонт самолётов. Но если одни самолёты будут меньше эксплуатироваться, значит, им реже потребуется техническое обслуживание и ремонт. Но что касается всей системы перевозок, то чем меньше рейсов, тем меньше мобильность населения.

Михаил Вахнеев
авиационный эксперт

Сокращение субсидий стало чувствительным ударом для авиакомпаний. Не рады отмене рейсов и пассажиры. В рамках целой страны это пока не критично — об этом говорят и эксперты, и представители отрасли. Но для льготников и субсидируемых регионов оптимизация маршрутов станет серьёзной проблемой — по некоторым направлениям уже сложнее купить билеты, а в будущем возможна полная отмена части рейсов.

Коллаж: «Секрет Фирмы», [unsplash.com/Lenstravelier](https://unsplash.com/photos/0lHWmzLY55Q, YakobchukOlena/easyfotostock/Eastnews