secretmag.ru
Выживание13 мин.

Опасная дистанция. Как онлайн-марафоны похудения приносят миллионы их авторам, но губят здоровье россиян

«Худеем быстрее, чем в залах», «Ешь и худей», «Стройное тело всего за три недели, не выходя из дома», «Пройдите курс и полюбите своё отражение в зеркале», — такими громкими фразами заманивают засидевшихся на удалёнке россиян в онлайн-марафоны похудения. По словам опрошенных «Секретом» экспертов, участвовать в подобных мероприятиях людей подстегивают и культ здорового тела, и красивые фото в соцсетях и мнимая простота. Реклама в соцсетях говорит, что нужно всего месяц позаниматься спортом и последить за своим питанием — и получишь заметный минус на весах и красивую фигуру. Но создатели марафонов не рассказывают об обратной стороне этой затеи. «Секрет фирмы» разобрался, как работают и сколько стоят марафоны похудения, в чём их проблемы и почему они могут быть небезопасны.

Онлайн-марафоны похудения — это экспресс-программы питания и физических нагрузок (реже — только что-то одно). Участников в них заманивают чаще всего двумя вещами. Первая — призы. Например, лучшим в потоке организаторы марафонов обещают от 50 000 до 500 000 рублей, iPhone 12 или даже Mercedes CLA. Вторая — броские заявления: «сделаешь лучшую форму в жизни», «будешь чувствовать себя в купальнике просто королевой».

Обычно в марафон входят:

  • Рекомендации по питанию. Чаще всего это советы следить за количеством потребляемых калорий. Участник может получать как общие рекомендации на всё время марафона или же конкретное меню.
  • План тренировок. Обычно — комплексы упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях без использования сложных спортивных снарядов. Степень сложности разная. «Средний» вариант — по пять-семь тренировок в неделю на 20–30 минут с приседаниями, отжиманиями, упражнениями на пресс, растяжкой, реже с функциональными нагрузками и пилатесом или барре (боди-балет). У некоторых организаторов программа пополняется советами по уходу за телом из серии «как уменьшить целлюлит обёртываниями». Так делает, например, Валерия Чекалина, автор популярного марафона «Лерчек. Идеальное тело».
  • Отчёты и общение. Участники марафонов отчитываются кураторам курса — дневники, видео- и фотоотчёты — всё идёт в ход. Также худеющие могут общаться с единомышленниками в специальном закрытом чате потока — делиться своими успехами и «поддерживать» друг друга.

Стандартная длительность марафонов — три-четыре недели. Некоторые рассчитаны на больший срок.

Екатерина Машкова пришла на марафон в ноябре 2020 года, поддавшись волне занятий спортом из дома и мощной рекламе марафона в Instagram. «Аккаунт был очень уж активным, красивым, динамичным, создавал ощущение принадлежности к какому-то элитарному кругу красивых спортивных людей. Реально загорелась и захотела попробовать, чтобы сбросить набранное за эти месяцы, поработать над растяжкой и выносливостью. Тем более стоило это всего 1990 рублей (без скидок), и я решила, что ничего не теряю», — поделилась с «Секретом» Екатерина.

По словам маркетологов, целевая аудитория таких марафонов — женщины, 23–50 лет, которые не могут или не хотят посещать зал. Это молодые мамы, домохозяйки, работающие с 8 до 19 часов. Также часто это люди, которые не имеют постоянных физических нагрузок, спортивного прошлого. Уровень платёжеспособности ЦА для каждого организатора свой.

Сколько это стоит

Цена участия заманчивая: начальные цифры — 1500–3000 рублей. За такие деньги участник получает всю информацию по программе и поддержку куратора. Личное сопровождение организатора марафона обойдётся уже в 10 000 — 15 000 рублей.

Более длительные программы — на два-три месяца могут стоит 20 000 — 30 000 рублей. Это уже почти цена полугодового абонемента в хороший фитнес-клуб.

Кто за этим стоит

Создателями марафонов зачастую становятся лидеры мнений — блогеры-инфлюенсеры. Они имеют достаточную аудиторию, готовую им доверять. Среди организаторов могут встречаться специалисты: врачи с медицинским образованием, нутрициологи, профессиональные спортсмены, возможно, даже с высшим образованием РГУФКСиТ, Института им. Лесгафта и других профильных заведений. Но все они остаются в первую очередь блогерами, не просто предлагающими информацию, а зарабатывающими на ней и на аудитории. И зарабатывающими немало.

Например, выручка Олега Зингилевского, автора марафона «Физикл», в 2019 году составила 48 млн рублей, Василия Смольного, создателя жёсткого марафона «Бешеная сушка», — 42 млн рублей в 2017 году (в 2020 году проект закрыли). Из них, по его словам, маржа достигает 40%. Остальное тратится на призы, сотрудников, в сам проект.

Можно примерно представить, сколько получают другие организаторы: например, у одной из крупнейших в Москве студий растяжки и организатора онлайн-марафона, SMStretching, 149 000 подписчиков в Instagram. Если хотя бы 1% из них примет участие в одном потоке стоимостью 2490 рублей, это принесёт компании 3,7 млн рублей. В 2020 году студия, по оценкам экспертов, заработала на онлайн-марафоне 57 млн рублей, и он до сих пор приносит половину всей выручки компании.

С «индивидуальными» блогерами аналогично — у Анны Лысенко, предлагающей курсы похудения и восстановления после родов, 326 000 подписчиков. Если хотя бы 1% из них возьмут курс по полной цене в 4500 рублей, это принесёт ей 14,6 млн рублей. У блогера-диетолога Альбины Комиссаровой марафон похудения с программой питания на месяц стоит 5000 рублей, подписчиков в Instagram — 1 млн. Если хотя бы 1% купит программу, это принесёт ей 50 млн рублей. И таких блогеров десятки.

Редкие организаторы курсов зарегистрированы как юрлица или ИП — чаще всего это свойственно компаниям. А многие блогеры, развивающие марафоны, в лучшем случае регистрируются как самозанятые, поэтому с полученных сотен тысяч рублей отчисляют едва ли больше 4% налога, отмечают эксперты. Остальное — прибыль и бюджет на призы.

В чём проблема марафонов

Первая и главная проблема таких программ — отсутствие индивидуальности. Особенно это касается программ, которые нацелены на «стремительную топку жира». Здесь подразумевается рацион с сильным перекосом в сторону белка, а под конец марафона углеводы совсем исключаются. Такие методики применяют профессиональные спортсмены, но неделю-две и часто под контролем врача. На марафонах их распространяют на всех, на более долгий срок, и ни о каком врачебном контроле речи не идёт. Формально врач ещё может присутствовать в марафонах, где несколько организаторов (блогеры-миллионники с командой, фитнес-клубы и другие), но у блогеров поменьше такого и в помине нет.

«Марафоны без индивидуального подхода и предварительного осмотра врачом (а, возможно, и сдачи анализов и обследования) могут навредить. Допустим, у человека есть заболевание почек, ему необходимо ограничить белок. Или есть скрытый сахарный диабет или подагра. Это те заболевания, когда показана определённая диета, а не марафоны для всех с одинаковым калоражем и питанием», — рассказала «Секрету» Полина Игнатьева, врач-терапевт, эндокринолог, к.м.н.

Питание, даже сбалансированное, часто одинаковое для всех. Участнику выдают набор разрешённых продуктов или список ограничений, устанавливают предел по калориям, где-то просят отчёты о съеденном, где-то нет, и на этом работа завершается. Даже если программа обещает индивидуальный подход, на практике оказывается, что такого подхода нет. Кураторы в чате реальной помощи не оказывают: на вопрос, почему при всех ограничениях наутро вдруг появились отёки, лишний вес и прибавка 1 см в талии, в лучшем случае пишут «фокусироваться на еде по голоду». А порой и вовсе никак не реагируют на вопросы и сомнения участников.

«До марафона у меня уже было правильное питание. Поэтому рацион вопросов не вызвал, кроме одного: высокая калорийность. Я не понимала, как такие огромные порции помогут нам похудеть, если даже на маленьких я не сбрасываю вес. Я прокомментировала это в соцсетях, что людей похоже дурят, а они радуются, кураторы на возмущения ничего не ответили», — поделилась с «Секретом» Регина Сороковых, проходившая марафон «Лерчек».

Анастасия Антонова (имя и фамилия изменены. — Прим. Секрета) проходила программу питания от блогера Комиссаровой. Для составления рациона организаторы запрашивали результаты анализов, данные о пищевых аллергиях, заболеваниях. «Но выслали стандартный файл с принципами правильного питания и информацией о методике. Никаких индивидуальных рекомендаций, хотя медицинский анамнез их требовал», — рассказала «Секрету» Анастасия. То же самое, по словам девушки, касалось реакций на отчёты по питанию и вопросы по его корректировке: однообразные и поверхностные ответы.

С физическими нагрузками вопрос индивидуальности стоит ещё острее и практически не решается. В большинстве марафонов принцип «делай, что дают». Например, как в проекте блогера Екатерины Усмановой: участницы отмечают, что ни технике не учат, ни вариации упражнений для тех, кому трудно, не дают.

Ежедневные тренировки на полчаса-час в умеренном или высоком темпе одни на всех. При этом на программы в основном записываются не спортсмены, пусть даже бывшие, а люди, которые не могут или не хотят регулярно посещать фитнес-зал.

В марафоне, в котором принимала участие Екатерина Машкова предполагалось шесть занятий в неделю, по 30–50 минут. В программе функциональные, барре, стретчинг, танцевальные тренировки. Машковой с первого дня стало понятно, что она не настолько хорошо физически подготовлена, чтобы и успевать, и правильно повторять:

«Темп каждого упражнения очень быстрый, несколько раз я делала перерыв и ждала, пока можно будет перейти к следующему. Очень неудобный момент: не понимаешь, как правильно выполнять упражнение. Не чувствуешь, какие мышцы при этом нужно напрягать, — я поняла эту разницу уже в работе с личным тренером. Вдобавок на прыжках развивалась тахикардия. В итоге к концу второй недели вообще перестала их даже открывать, потому что было, во-первых, ощущение беспомощности и какого-то разочарования от себя, потому что я всё делаю не так, не выдерживаю темп, не могу нормально повторить движение, не успеваю за другими. А во-вторых, я вообще не замечала никаких результатов, кроме ноющих мышц, усталости и нежелания доставать коврик».

«Программы тренировок в марафонах часто составлены профессиональными спортсменами. Плохого в этом ничего нет, пока автор понимает, что у "обычного" человека амплитуда движения невысокая, выносливость низкая, а суставы, мышцы и связки не готовы, например, к серии из 50 выпадов с прыжком на каждую ногу. Но чаще получается, что участник смотрит видео, где ему говорят попрыгать пять минут, потом поделать махи в сторону раз 30, а следом ещё и пресс нижними скручиваниями три минуты покачать. Из попыток повторить на той же амплитуде и скорости, что и тренер, ничего хорошего не происходит. Особенно если тренер не поясняет, как облегчить то или иное упражнение, где на какую зону — мышцу, сустав — обратить внимание», — поясняет «Секрету» фитнес-тренер Мария Шорохова.

Другая крайность — когда программы составляют блогеры, которые, например, похудели на 15 кг, подкачались и решили помочь остальным добиться таких же результатов. В итоге человек без профессионального образования, спортивного опыта, знаний анатомии составляет программу тренировок и выдаёт участникам марафона, не понимая, кому это действительно подходит, кому может навредить.

«Если в описании марафона заявляется, что он "для всех", в нём не должно быть: прыжковых упражнений, упражнений с осевой нагрузкой, упражнений с большими весами, упражнений для которых нужна хорошая растяжка. Для него не должно требоваться много оборудования и больше часа в день. Тренировки составляются из простых базовых упражнений. Более продвинутые могут увеличивать нагрузку, например, за счёт увеличения веса гантелей, сопротивления резинок и эспандеров», — рассказала «Секрету» Александра Копытова, мастер спорта, нутрициолог.

Частое последствие у девушек, которые начинают марафоны с ежедневными тренировками (особенно если речь про кардио и функциональные тренировки), — нарушение менструального цикла. Размыто о своих проблемах со здоровьем, в том числе по гинекологии, во время марафона рассказывала и блогер Лилия Бойко. Её пришлось выйти из программы по рекомендации врача.

«Фитнес-марафоны — стресс для неподготовленного организма. Представьте, что вы ранее не занимались спортом, но вдруг решили без тренировок пробежать стандартную марафонскую дистанцию в 42 км. Сбой может дать щитовидная железа, сердечно-сосудистая система. Нередко у девушек нарушается менструальный цикл на фоне энергетического дефицита и неадекватных нагрузок. Функциональная гипоталамическая аменорея, например, чаще всего развивается именно на фоне диеты и спорта», — отметила «Секрету» Алёна Коготкова, эксперт по коррекции веса и пищевого поведения.

Психологические проблемы — тоже возможные спутники марафонов похудения. Анна проходила программу блогера Елены Кален «Красивые привычки. Красивое тело», но приобрела не фигуру мечты, а обострение компульсивного переедания. Проблема уже была и девушка надеялась с ней справиться, но обещанный психологический блок в марафоне оказался лишь набором видео о постов «Выгоды стройного тела» и им подобных. Плюс эзотерические медитации — в модуле за 7900 рублей (пакет без них стоил 1000 рублей).

«Для лиц, имевших проблемы с РПП (расстройства пищевого поведения), любые программы похудения и марафоны чреваты откатами назад. Потому что они (программы) изначально пропагандируют нездоровое пищевое поведение: человек должен есть то, что не хочет, тогда, когда не хочет, столько, сколько ему не нужно или наоборот, недостаточно. Есть риск потерять контакт с телом, перестать чувствовать голод и чувство насыщения», — уверена Анна Погребняк, психолог онлайн-сервиса YouTalk, член Ассоциации АКПП (КПТ).

И не последняя проблема — марафоны заканчиваются. Если человек изначально это воспринимает как какую-то трудность, которую нужно пройти, а потом можно расслабиться, сброшенный вес быстро вернётся. Важно, чтобы марафон учил разбираться в причинах лишних килограммов или нарушений пищевого поведения, отмечают опрошенные эксперты. Хотя оба вопроса могут требовать вмешательства врача и очень долгого ведения пациента, заложить базовые здоровые привычки такие программы могут. Но не все пытаются.

«К сожалению, опыт общения с людьми прошедшими через экспресс-методы снижения веса, в том числе марафоны, и обращающимися потом ко мне, показал, что только около 1% сумели сохранить сниженный вес на срок от 6 до 12 месяцев. А тех, кто снизил и сохранил вес на срок более 1 года, менее 0,5%», — рассказал «Секрету» Артур Моисеенко, врач-диетолог, специалист по организации питания «Сбербанка», сертифицированный специалист по лечению метаболического синдрома, диабета 2-го типа и ожирения.

На что обращать внимание при выборе марафона — советует специалист.

«Надо смотреть, есть ли у автора программы образование в сфере питания. И хорошо, если специалист работает в доказательном подходе. Маячками будут питание по здоровой тарелке, рекомендации ВОЗ, USDA, Гарварда, NHS, ссылки на исследования. Это повышает вероятность, что специалист в своей работе использует индивидуальный подход, позволяет участнику есть то, что тот привык, с небольшими изменениями», — считает Юлия Горшкова, нутрициолог, коуч по питанию Precision Nutrision.

Без ответственности

Организаторы марафонов часто упоминают, что участникам нужно проконсультироваться с врачом перед началом занятий. Но этим они только снимают с себя ответственность: на деле почти никто не следит, выполнил ли рекомендацию условный Вася или нет.

Чтобы обезопасить себя, организаторы марафонов делают оферты, в которых прописывают, что не несут ответственность за состояние участника. Например:

«Заказчик полностью осознает, что результат оказания Услуг целиком зависит от того, насколько старательно и добросовестно им будут выполняться задания Курса, определяемые Исполнителем в рамках оказания Услуг. Заказчик полностью осознает, что Исполнитель ни при каких условиях не может нести и не несет ответственности за результат проведения занятий».

При этом в документе может быть прописано, что «участник должен незамедлительно сообщать о негативных переменах в состоянии здоровья, а также любом дискомфорте, которые могут быть следствием выполнения программ тренировок и питания». И прочие пункты, которые сводятся к тому, что человек во всех своих проблемах виноват сам — не проверился, не знал о скрытых патологиях, противопоказаниях и проч. Технически всё логично. Практически — вопрос, так ли много участников вообще ищут оферту, покупая марафон, и внимательно её читают.

«Если требование о согласовании программы марафона с лечащим врачом есть в публичной оферте марафона, но не выполнено пользователем, пользователь сохраняет право на судебную защиту, но суд вряд ли встанет на сторону потерпевшего. При отсутствии такой оговорки у потерпевшего есть все шансы получить надлежащую компенсацию», — рассказывает «Секрету» Антон Палюлин, судебный эксперт, управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры».

Юрист Анастасия Скрипник добавляет: «Доказать, что вред здоровью причинён из-за некачественно оказанных услуг, непросто. Ведь в таких случаях необходимо установить не только сам факт заболевания, но и причинно-следственную связь между действиями исполнителя услуг и ущербом здоровью».

Негативных отзывов о марафонах в сети — море. А вот официально заведённых дел или претензий «Секрету» найти не удалось — законодательного регулирования таких онлайн-программ, как и сложившейся судебной практики по обращениям участников, пока нет. Хотя есть истории, связанные с марафонами. Например, Регину Сороковых исключили из программы на третий день за недостоверное фото фигуры. Она решила подать иск «за моральный ущерб и причинённые убытки». Дойдёт ли дело до суда, неизвестно, но отданные за марафон деньги организаторы пообещали девушке вернуть.

«Меня дисквалифицировали после моих постов в соцсетях, где я недоумевала, как с их высоким калоражем можно худеть. На посты и на моё фото пожаловался кто-то из участников. Я пыталась достучаться до руководства, лично писала авторам марафона, оставила 50 комментариев под их постами в Instagram, но менеджеры оперативно всё стерли. У них вообще хорошо негатив убирают. Даже косметику, которую они высылают участникам, они забрали — просто отменили доставку заказа: она была в пути. У меня был стресс, я потеряла 3000 рублей и собиралась довести дело до суда, но по личным обстоятельствам этот момент отодвинулся», — рассказала Регина «Секрету».

Но даже возврат средств при схождении с дистанции в онлайн-марафонах никто не гарантирует. И требовать его тоже проблематично, как считают опрошенные «Секретом» эксперты. Потому что услугу оказывают физические лица, которым не предоставить претензию за неоказанную услугу. Максимум — можно написать жалобу в налоговую на незаконное ведение предпринимательской деятельности. А если есть подтверждение денежного перевода, обращаться в суд о неосновательном обогащении.

Как способ улучшить тело марафоны имеют право на существование и плюсов не лишены. Они способны зарядить мотивацией, подтолкнуть к изменениям, дать представление о правильном питании. Но чтобы они не навредили, важно тщательно изучить программу, бэкграунд организаторов. И проверить себя на предмет противопоказаний и ограничений — это как минимум консультация врача, а как максимум полноценные обследования. В противном случае пара тысяч за короткий марафон могут обернуться десятками тысяч за восстановление подорванного здоровья.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, pngwing.com