Не ИИ едины. Какие направления бизнеса расцветут в 2025 году: прогнозы экспертов
Что поменяется и что останется прежним в 2025 году
Целевая аудитория
Спрос, как известно, рождает предложение. Диктовать этот самый спрос в 2025 году, по словам экспертов, будут две большие группы:
- небогатые семьи, получившие увеличенные детские пособия и выплаты в связи с СВО (“новый средний класс”);
- средний класс в больших городах.
Таким образом бизнесу придётся удовлетворять два основных вектора спроса:
- потребность в улучшении качества жизни и жилищных условий при общей экономии бюджета;
- потребность в замещении ушедших брендов, товаров и услуг у людей, привыкших к определённому уровню жизни.
Наиболее активные потребители в 2025 году — это работающие люди 25-55 лет, либо представители среднего класса, либо стремящиеся к нему, так как из-за профессиональной востребованности их доход вырос. Это фрилансеры, сотрудники крупных компаний, предприниматели и молодые специалисты.
В 2025 портрет типичных представителей целевой аудитории российского бизнеса, по словам Фёдоровой, можно описать так:
- проживают в больших городах или в городах-спутниках;
- технически грамотны, используют цифровые технологии, владеют современными гаджетами, пользуются онлайн-сервисами и много покупают в интернете;
- заинтересованы в стабильности и безопасности, в том числе, финансовой, стремятся сохранить текущий уровень жизни;
- ценят физическое и психическое здоровье, проходят обследования, предпочитают профилактику лечению, ориентированы на правильное питание, экологичные продукты, занятия спортом и качественный отдых;
- имеют близкие отношения с семьей, много вкладывают в воспитание детей;
- знают, что постоянное обучение и повышение квалификации — это не просто тренд, а основа финансовой безопасности и благополучия;
- практичны, изучают цены в онлайне и выбирают более экономные варианты;
- ценят личное пространство и время, отдых и свои увлечения.
Изменения на рынке не происходят в моменте, и с боем курантов нам не стоит ожидать каких-то потрясений, считает управляющий партнер «Суши Wok» Константин Сагалов. По его словам, в 2025 году продолжат действовать объективные факторы, которые влияли на состояние рынков в 2024 году:
- Острый дефицит линейного персонала, потребность в котором озвучивают все отрасли, от стройки и производства до общепита и ретейла;
- Рост закупочных цен на сырьё, а значит, рост себестоимости и повышение розничных цен во всех сегментах, от доступного до премиального.
Фактически, два этих фактора определяли политику брендов в 2024 году. Все мы вынуждены были реагировать, одни — поднимая цены, другие — снижая качество продукта и/или сервиса. По нашим прогнозам, в 2025 году динамика сохранится. Предпосылок к тому, чтобы рынок труда стабилизировался, нет, как и тенденции к снижению себестоимости продукта.
От брендов в 2025 году потребуется еще большая изобретательность в процессе адаптации к стрессам, которые будут наблюдаться на рынке. Вероятно, справятся с этим не все, особенно тяжело придется малому бизнесу.
Однако хотя сейчас может казаться, что в 2025 году всё будет примерно так же, как и в 2024-м, другие эксперты предупреждают: «чёрные лебеди» вполне могут снова прилететь и внести сумятицу в привычное «плохо», сделав «ещё хуже». Главное, не паниковать и смотреть на перспективу, а не на кратковременный провал.
На рынке всегда происходят неожиданные изменения. Мы не ожидали санкций, инфляции, роста процентной ставки. Но в бизнесе всё и всегда меняется — его можно сравнить с управлением самолёта в вечно меняющуюся погоду, но при этом с подсказками диспетчера — антикризисного менеджмента.
Одними из таких неожиданно-ожиданных, по словам Вадима Чермошенцева, основателя компании PayPeople, в 2025 году могут стать:
- укрепление отечественных брендов и местных производителей;
- углубление цифровизации, чтобы повысить эффективность на фоне нехватки рабочей силы;
- рост спроса на продукты и услуги, связанные с энергосбережением и экологией;
- стабилизация новых цепочек поставок и партнерств с дружественными странами.
Однако для последнего нужно, чтобы сошлось ну очень много счастливых звёзд. С логистикой сейчас в России полный бардак, признают эксперты.
Раньше товары ходили по понятным маршрутам, на каждом маршруте были свои исполнители по логистике, а сейчас все перемешалось. Сейчас одного готового маршрута логистики просто не существует. Если раньше можно было сказать: «Я из Питера всех знаю, мне там привезут по хорошей цене с отсрочкой платежа», то сейчас происходит так: сегодня идет поставка из Питера, завтра из Китая, послезавтра из Кыргызстана, дальше из Казахстана.
Крупные компании, которые могут себе позволить инвестиции, сейчас покупают фуры, специализированную технику, перевозящую грузы, тралы. Прямое ограничение у них, конечно, это просто дорогая ключевая ставка, очень дорогой вход на рынок, отсутствие водителей на этом рынке и отсутствие собственной экспертности. Тем не менее я думаю, что именно по этому пути пойдёт часть бизнеса в 2025 году.
Бизнес-аналитик Фонда НТИ при Правительстве РФ Егор Вербин отметил, что сейчас российский бизнес вместе со всей страной переживает масштабную трансформацию. Например, если раньше предприниматели активно развивали B2C, то есть работали напрямую с физ. лицами, теперь привлекать клиентов становится сложнее, а бороться с бюджетами корпораций на маркетинг и пиар просто невозможно.
Во всем котле событий бизнес начал искать новые каналы продаж. Дорогу осилит идущий, а предприниматель — новый вызов, так начали активно развиваться партнерские модели сотрудничества с теми же корпорациями в формате B2B2C (модель, где компании реализуют свои услуги через другие бизнесы, у которых уже есть нужные активы или клиентская база). Это позволяет малому и среднему предпринимательству масштабироваться без больших вложений. Например, в салонах сотовой связи есть возможность оплачивать коммунальные услуги. Также приоритетным становится бизнес с государством (B2G). Уход зарубежных компаний создал огромные инфраструктурные дыры на российском рынке. С 2022 года государство активно поддерживает инициативы по импортозамещению, что открывает уникальные возможности для предпринимателей.
В целом, в 2025 году российский рынок будет представлять собой сложную, но перспективную среду для предпринимательства, подытожил сооснователь и CEO 4brain, преподаватель экономического факультета МГУ Евгений Буянов .
Экономические реалии продолжают формироваться под влиянием специальной военной операции, что отражается на многих аспектах жизни: растёт курс доллара, ключевая ставка Центрального банка уже достигла 21% и, вероятно, продолжит увеличиваться. Однако в этом есть и положительная сторона. Когда ставка начнет снижаться, на рынок придут доступные деньги, а с ними и спрос на товары и услуги, которые раньше обеспечивали компании, покинувшие страну.
Стоит ли менять нишу и открывать новый бизнес в 2025 году
Независимо от того, насколько трудным будет год, вне всякого сомнения, общего рецепта и рекомендации на всех выявить невозможно. Кто-то в 2025-м откроет новый бизнес или расширит старый, ну а кто-то обанкротится и пойдёт работать «на дядю», чтобы рассчитаться с долгами.
Однако опрошенные «Секретом» эксперты призвали предпринимателей, особенно из малого и среднего бизнеса, быть осторожнее.
По их словам, год предстоит экономически сложный, и резко ломать и менять бизнес-модель и сферу деятельности стоит в одном случае: если без этого точно будет труба, и речь идёт о выживании вашего дела.
Я думаю, что сейчас, в условиях повышенного внимания к стандартам качества, заходить в новые ниши довольно бессмысленно. Нет смысла после, например, производства ботинок идти в производство йогуртов, где вы не выполните стандарт качества по рынку, не выстоите в конкуренции с игроками, которые на рынке уже десятки лет, и в конце концов не закроете себестоимость из-за недостатка опыта в нише.
Можно последовать ярким призывам инфлюэнсеров, которые каждый год призывают к чему-то новому. Но тут стоит сразу понять: если кто-то вас призывает к какому-то определённому поведению, то, вероятно, вы реализуете чужое решение, а не собственное.
Период роста бизнесов в простых бизнес-моделях закончился. Конечно, все еще есть ниши, где сценарий «купить дешевле, продать дороже» работает. Сохранению таких моделей способствуют сложности с финансовой и товарной логистикой при ведении внешнеэкономической деятельности. Но и в этих моделях бизнеса уже приходится искать новые пути, изобретать и перестраивать логистические цепочки, чтобы бизнес работал.
Антон Еликов указал, что для того, чтобы определить перспективное направление развития бизнеса, придется потратить время на самостоятельное изучение макроэкономической ситуации, рыночных и технологических трендов. Это позволит при выборе ниши не попасть в ситуацию, подобную той, что сложилась с таксопарками, которые проинвестировали в инфраструктуру за год-два до того, как этот рынок полностью трансформировал «Яндекс».
Изучите зарождающиеся тренды. Например, в 2022 году из РФ ушли многие магазины одежды. Но потребность одеваться никуда не исчезала. Спустя 2 года видно, как на этом рынке растет количество локальных фабрик по пошиву одежды, развивается предложение в части поставки материалов, фурнитуры. Заметен уход от модели «купи-продай» в модель «придумай-произведи-продай».
Однако, как известно, кто совсем не рискует, тот и шампанское не пьёт. Основатель компании PayPeople Вадим Чермошенцев отметил, что есть дефицитные ниши, куда можно попробовать зайти.
В каком бизнесе развиваться в 2025 году
Предприниматель и бизнес-консультант Наталья Белоусова выделила три общих ключевых направления для развития бизнеса в 2025 году:
Социальное предпринимательство
Растёт значимость бизнеса, который решает общественные проблемы. Всё больше компаний выбирают модели, где коммерческая выгода сочетается с вкладом в улучшение социальных условий. Ключевые тренды:
- Развитие экологических инициатив (например, переработка отходов и внедрение экологичных технологий).
- Поддержка инклюзии — от программ трудоустройства для маломобильных групп до создания доступной городской среды.
- Ведущая роль женщин-предпринимателей в социальных проектах.
Простор для импортозамещения
Освободившиеся ниши после ухода иностранных брендов предоставляют уникальные возможности для создания отечественных продуктов и услуг. Потребители настроены позитивно к отечественным продуктам, особенно если они будут сочетать высокое качество с доступной ценой. На что обратить внимание:
- Продукты питания и товары повседневного спроса: россияне активно ищут качественные локальные аналоги привычных вещей.
- Высокотехнологичная продукция: электроника, программное обеспечение и промышленные решения.
- Культура и стиль: развитие брендов одежды, косметики и аксессуаров с российским стилем.
Развитие e-commerce
Этот тренд особенно заметен в регионах, где развитие интернет-торговли восполняет нехватку локальных магазинов. Доля владельцев бизнеса в e-commerce стремительно увеличивается, открывая новые перспективы. Интересные возможности:
- Создание нишевых брендов для онлайн-продаж.
- Расширение маркетплейсов и доставка специализированных товаров.
- Внедрение новых технологий: чат-ботов, автоматизации продаж и маркетинга.
Что же до конкретных бизнесов, тут у экспертов мнения разошлись. Перспективных сфер много, важно выбрать ту, где спрос продолжает расти, а не идёт на спад после периода «хайпа».
В ближайшее время будут популярны такие товары и услуги, считают эксперты*:
- Локальные, экологичные, фермерские продукты из региона проживания, либо необычные, обладающие «изюминкой».
- Функциональное питание, продукты, обогащенные витаминами и минералами, адаптированные для определенных возрастов или потребностей.
- Отечественные гаджеты, программное обеспечение, игры.
- Товары и услуги, позволяющие сэкономить. Например, аренда бытовой техники вместо покупки, общественные прачечные.
- Повседневные сервисы для населения (ремонт бытовой техники, прачечные, доставка товаров).
- Ремонт и обслуживание автомобилей в условиях дефицита и дороговизны новых моделей;
- Энергосбережение: домашние солнечные батареи, утеплители, энергоэффективные решения.
- Недорогой общепит;
- Образовательные и профессиональные сервисы, направленные на ведение бизнеса, инвестиции, финансовую грамотность, а также программы профессионального образования, курсы, развитие практических навыков.
- Услуги телемедицины, диагностика здоровья, программы по управлению стрессом.
- Оказание психологической помощи.
- Техника и ПО для «умного дома».
- Детские товары и услуги, детское образование, развивающие игры, товары для творчества и обучения.
- Медицинское оборудование и лекарства.
- Электрические заправочные станции.
- Услуги по проведению процедуры банкротства.
- Услуги медиаторов в корпоративных конфликтах и кризисных ситуациях.
- Производство высокотехнологичного оборудования, особенно двойного назначения, например, производство мобильных электростанций на литиевых аккумуляторах.
- Недвижимость и услуги, связанные с жильем, в том числе его ремонтом, модернизацией, арендой, стройматериалами.
- Услуги по уходу за пожилыми людьми.
- Товары для автономной жизни, поддержка и обслуживание систем отопления, электроподачи, водоснабжения и воодоотведения, а также ремонт домов.
- Производство комплектующих для машиностроения и электроники.
- Локальные аналоги сложных бытовых приборов (например, стиральные машины или холодильники).
- Онлайн-образование для старших поколений, программы цифровой грамотности.
- Услуги в сфере туризма внутри страны: от инфраструктуры до экскурсий. Актуальны решения для бронирования, рассылки путеводителей и памяток, приложений для самостоятельной организации поездок.
Фасилитатор, руководитель ИКЦ «Арина», центра занятости «ДФ «ИНЖИНИРИНГ», «Академии спец» Татьяна Фёдорова Основатель компании PayPeople Вадим Чермошенцев Гендиректор ГК «Рюрик» Александр Боднар Предприниматель Анна Байкова Сооснователь и CEO 4brain, преподаватель экономического факультета МГУ Евгений Буянов Гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев
Сервисы, основанные на цифровых технологиях и искусственном интеллекте, безусловно, останутся в 2025 году одними из наиболее перспективных. Особенно если это будут проекты, упрощающие жизнь бизнесу и людям, дополнила предприниматель, экономист, руководитель Московского отделения Независимого Профсоюза «Новый Труд» (НПНТ) Анна Байкова.
Эксперт Роман Саулин указал, что актуальным останется формат стартапов. Так что, если вы хотите попробовать себя в новой и непривычной для себя сфере, подумайте, сможете ли вы привнести в неё что-то инновационное и собрать под эту идею какие-то инвестиции.
Стартапы становятся важным элементом современной экономики. Многие видят в них не только способ заработать, но и возможность внести вклад в решение актуальных социальных проблем. Особенно заметно увеличение проектов в сферах технологий, здравоохранения и образования. Государственные и частные программы поддержки стимулируют рост стартапов, инвесторы также проявляют интерес к новым проектам, особенно в сферах технологий, экологии и цифровых сервисов. Продукты питания с минимальной обработкой, натуральная косметика, фитнес-услуги и курсы по улучшению физического и ментального состояния — все это пользуется повышенным спросом. Для тех, кто хочет начать бизнес, это может стать отличной точкой входа.
Так как у нас инфляция по всем группам товаров, то дефицит наблюдается во всем, денег больше, чем товаров. Но есть самые острые направления. Сейчас очень актуально заняться бесперебойностью платежей между иностранными участниками и нашими компаниями. Это ниша, в которую можно зайти и сразу взлететь. Но, конечно, это не так легко, даже банки спотыкаются об ограничения.
У каких сфер бизнеса будут трудности в 2025 году
В кризисы россияне всегда режут расходы. Это неминуемо сказывается на тех сферах, которые изначально были ориентированы на людей с высоким уровнем дохода.
В том числе пострадает и сильно разогретая ожиданиями сфера IT. Нет, у тех компаний, которые ориентированы на крупный бизнес и государство, всё будет в шоколаде. А вот у IT-продуктов для людей станет ощутимо меньше клиентов.
После ковида все ждали, что цифровизация и автоматизация будет набирать обороты, и всё, что могли, перевели в онлайн. Но живой визит клиента в офис или в магазин для знакомства с продукцией пока из цепочки не удалить.
По словам Матвеева, теряют прибыль и закрываются:
- турагентства,
- отели,
- доставки еды,
- аренда помещений,
- кинотеатры,
- event агентства,
- производство автотранспорта
- перевозки.
В кризисе также международная оптовая торговля, потому что логистика теперь дороже и дольше, а объёмы потребления товаров уже не те.
Предприниматель и экономист Евгений Буянов предупредил, что в 2025 году также не стоит идти в следующие сферы:
- онлайн-образование: этот сектор уже перегрет и перенасыщен предложениями, а потребители стали более избирательными, так что конкурировать в этой сфере становится всё сложнее;
- военная промышленность: хотя этот сектор действительно активно развивается, зайти в него сейчас будет крайне сложно. Заключение контрактов с государством требует времени, а сделки здесь носят долгосрочный характер, так что начинать нужно было раньше.
Новичкам скажу, что не стоит сейчас идти в капиталоемкие бизнесы. Например, строить дома на продажу, заниматься перевозками, делать бизнес на спецтехнике — везде, где порог входа свыше 10 млн рублей. Лучше все бизнес-модели следующего года «откатывать» на очень небольших бюджетах. Что это значит? Пробовать небольшие тендеры, например, на 100 000 рублей. Это будет такая тренировка на небольшом тренажере. И если получится на небольшом бюджете, то уже создавать продукт и привлекать инвестиции со стороны, а не кредиты. Модель кредитов уже прошла, и похоже надолго.
Что в итоге
Не нужно быть Вангой, чтобы уверенно заявлять: 2025 год для российского бизнеса станет очередным годом вызовов. И хотя россияне худо-бедно уже научились жить в изменившемся мире, эта стабильность кажущаяся — период турбулентности пока даже не думает заканчиваться.
А значит, от всех тех, кто сейчас хочет работать и развиваться в России, потребуется гибкость, стойкость, умение быстро перестраиваться, действовать рационально и экономно. Развивать цифровизацию и автоматизацию, смотреть, где что ещё можно импортозаместить, не бояться углубляться в узкие ниши, но предварительно изучать рынок: будет ли спрос на ваши редкие услуги или товар.
А главное — помнить, что главная ценность любого бизнеса — это люди. И те, кто работает на вас, и те, для кого работаете вы. И у этих людей, живущих в точно таких же условиях турбулентности, есть совершенно определённые потребности и ограничения, игнорировать которые уже не получится.