secretmag.ru
Выживание

«Начался ад». Откровения страдающих на удалёнке россиян

Депрессия, шампанское по утрам и сорванные дедлайны
«Держусь из последних сил», «руки опускаются», «до истерики», «депрессия парализовала коллег» — так говорят те, кто вынужден трудиться из дома и не привык к этому. Рядовые сотрудники и топ-менеджеры рассказали «Секрету», как непросто им работать в новом для себя режиме и почему многие советы, как оставаться эффективными в самоизоляции, не помогают.
Виталий Манкевич
президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей

— Наши сотрудники и партнёры неоднозначно восприняли переход на удалённый способ работы. Всё чаще слышу — и от мужчин, и от женщин, — что дистанционный труд заставляет их много есть и поправляться, а накопленный годами домашний бар стремительно пустеет: сотрудники то и дело пропускают бокал-другой вина во время обедов и ужинов. Некоторые даже прониклись ощущением «красивой жизни» и начинают день с шампанского.

Однако сейчас многим уже надоедает эта имитация роскошной жизни. Сотрудникам стало сложнее концентрироваться на поставленных задачах. Вроде бы у каждой задачи есть дедлайн, в конце дня — отчёты, но люди признаются, что «мысли плавают», а некоторые сотрудники просто не выходят на связь в течение дня. Мы понимаем, сейчас непростое время, но, к сожалению, таких мы вынуждены штрафовать.

Заметил, что многие граждане стали воспринимать начинающийся кризис как всемирный потоп, и сами себе внушают: «Если кризис всё равно будет, так зачем работать? Меня всё равно уволят!» Это грубая ошибка. Мир меняется, и главный капитал сейчас не лопата, рабочий станок и заглушённые кофемашины в Starbucks, а человеческий труд и идеи. Если народ сконцентрирует усилия и будет не просто сидеть дома и говорить, как всё плохо, а начнёт генерировать идеи, то мы не просто быстро вылезем из кризиса, но и не свалимся в него.

Не стоит воспринимать удалённую работу как вечные выходные. Скорее наоборот: за сэкономленное на сборах в офис время вы должны превзойти свои офисные результаты.

Юлия Белозёрова
Кандидат экономических наук, доцент, заместительница председателя Лиги преподавателей высшей школы

— Мы всей семьёй самоизолировались на даче. И начался ад. Мой годовалый сын почуял, что мне от него не уйти, вцепился как клещ и теперь не оставляет мне ни часа лично-рабочего времени. Работать приходится буквально урывками.

Сейчас мы готовим конкурс «Золотые имена высшей школы». Но депрессия буквально парализовала коллег, поэтому вести какие-то продуктивные переговоры, раздавать задания получается с большим трудом. Страх и уныние, особенно среди старшего поколения.

Вузы перешли на дистанционное обучение, но оказались слабо готовы к такому повороту событий. Все попали в адский стресс. А тут ещё и контролирующие организации начали требовать срочной переработки методических документов под формат дистанционного обучения. Да зачем это было всё делать одновременно? Дали бы запустить процессы в авральном режиме и понять, как эффективнее наладить учебный процесс, а уж потом этот опыт преподаватели перенесли бы на бумагу. Ведь никто не пользуется этими рабочими программами в реальности, это больше для порядка. Представляете, в каком состоянии все мои коллеги?!

До ужесточения антикоронавирусных мер вузы заставляли преподавателей приезжать на работу и вещать со своих гаджетов непременно из пустых аудиторий. А вдруг не доработают? Обязаны быть на работе! Всё это подавило волю и настроение, самоуважение. Почему так не доверяют самым образованным и высококвалифицированным специалистам в стране?

Представляете, какие настроения у нашей целевой группы? А тут мы со своим конкурсом. В общем, частично пришлось работать психологом для коллег. Хотя и у самой психологическое состояние не лучше. Если не смотришь телевизор, то как-то жить можно, а информационные удары сложно переживать. Руки иногда опускаются.

Спасают только тесные дружеские, очень тёплые отношения в коллективе и житейская мудрость: «Всё проходит, и это пройдёт».

Юлия Шленская
президент таможенного брокера «КВТ сервис»

— Переход на удалёнку переживаю тяжело. Я визуал, мне необходимо видеть глазами людей, мне дико сложно через тот же Zoom решать ряд вопросов. На первых порах эффективность видеоконференций была крайне низка и до сих пор оставляет желать лучшего. Продолжаю самовоспитание.

Я устала готовить. До истерики. Все члены семьи дома, их надо кормить трижды в день. Я тотально отвыкла от этого. Плюс постоянно навожу дома порядок: с трёх членов семьи и трёх котов сыплется грязь, шерсть и крошки. Но это и необходимость, и способ мобилизоваться: чистота вокруг рабочего места настраивает на концентрацию.

Несмотря на всю нереальность происходящего, дико интересно, с чем и как мы выйдем в будущее. Жизнь изменится, а я всегда за новенькое. Главное, чтобы всё было к лучшему.

Антон Ермаков
исполнительный директор SlickJump

— Работать из дома долго не получится, советы по организации рабочего процесса на кухне, балконе, в садовом домике или ванной не работают. Вы остались работать дома с женой и маленьким ребёнком — вряд ли у вас получится фокусироваться на работе с самого утра и до вечера.

Ответственный человек, отвлекаясь на домашние дела, будет потом работать до поздней ночи, чтобы доделать всё, что запланировал. С таким графиком у него будет постоянный День сурка, когда дома он только и делает, что работает. Со временем будет ещё тяжелее и психологически. Дом, который всегда ассоциировался с отдыхом и расслаблением, станет местом работы и напряжения. Это может привести к нервным срывам и проблемам в семье.

Глупо считать, что многочисленные программные платформы, виртуальные доски и регулярные звонки в мессенджерах заменят офисную дисциплину. Вы верите, что, если с самого утра посмотреть работнику в глаза через Skype и сказать: «Работай хорошо», он послушается? А если звонить ему каждые два часа или просить отмечать задачи на виртуальной доске — не найдёт лазеек для внеурочного отдыха? Советы, которые дают сегодня многочисленные тренеры, не работают: никто ещё не сталкивался с тотальным переводом людей на удалёнку. Мы все привыкли работать в офисе в определённой микросреде, где есть контроль и общение с коллегами.

Анонимно
сотрудник сервиса «ПроДокторов»

— Сообщение об удалёнке коллеги восприняли абсолютно спокойно. Все, кроме меня. Я прекрасно понимала, что трудно смирюсь с подобной обстановкой.

Необходимость находиться с людьми бок о бок 24 часа в сутки, пусть даже и любимыми, — то ещё испытание. Маршрут передвижения от кухни к рабочему столу и спальне на вторые сутки начинал мозолить глаза. Попробовала в обратном порядке, в ритме танца и с песнями. Окружающие удивлённо посмотрели, я поникла.

Я люблю чувствовать себя в гуще событий. Через чаты до коллег дотянуться рукой не всегда получается, через сообщения иногда трудно объяснить, чего ты именно хочешь. Мне важно живое эмоциональное общение, а не вот это всё.

В конце концов, с каждым днём нарастает чувство тревоги. В лентах новостей, по ТВ сплошные сообщения про эпидемию, болезни, смерти, падение рубля и нефть. Отойти от негативного фона получается с помощью музыкальных каналов. Но, кажется, скоро Dua Lipa (британская певица. — Прим. «Секрета») вместо задорных треков начнёт петь про эпидемию, причём резко и на русском языке.

Коллеги поддерживают как могут, а наш HR-менеджер в первый же день удалёнки написала: «Если есть проблемы или накрывает депрессия, обращайтесь». Держусь из последних сил.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com