Дорожные камеры разоряют российских водителей. А что с безопасностью движения?
*Источник: обзор «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года» (есть в распоряжении редакции).
В начале 2000-х Россия была одним из мировых лидеров по числу смертельных ДТП. Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах стали массово появляться только в 2008 году, когда утвердили федеральную программу по безопасности дорожного движения.
«В то время показатель смертности в ДТП был неприемлемо высоким — в 2008 году на дорогах страны погибло почти 30 000 человек. Спустя почти 15 лет этот показатель сократился в два раза. По данным ГИБДД, в 2021 году на российских дорогах погибли 14 874 человека», — рассказали «Секрету» в Ассоциации «ОКО», участники которой совокупно представляют около 70% рынка систем фото и видео фиксации.
Хотя каждое 11 ДТП в России приводит к гибели человека, в последние годы на 100 000 у нас гибнет меньше, чем в Индии, Китае и даже США.
Чаще всего на дорогах гибнут водители: на них в 2021 году пришлось 6551 смертей (или 44% от всех погибших). Второе место делят пассажиры и пешеходы — на них приходится примерно по 27%.
Так что же с камерами?
За последние 10 лет количество стационарных и передвижных камер в России выросло на 300%, рассказали «Секрету» в ассоциации «ОКО».
Статистика ГИБДД за 2011-2021 года показывает рост в 350% по всем видам камер и 890%, если говорить только о стационарных. Количество выявленных нарушений ПДД за эти десять лет тоже увеличилось на 890%.
2021 год запомнится и рекордным количеством штрафов, которые россияне получили благодаря дорожным камерам.
104 млрд рублей — именно на такую сумму набралось писем счастья, которые получили правонарушители, пойманные камерами. В 2022 году россиян только за полгода оштрафовали почти на 62 млрд рублей. Так что есть все шансы побить прошлогодний рекорд.
С чем связан такой рост? Игорь Хереш, генеральный директор Exodrive, видит причину как в увеличении количества комплексов фото- и видеофиксации нарушений, так и в расширении функций.
«С каждым годом снижается количества бракованных фото- и видеоматериалов, где, например, не распознан государственный регистрационный знак автомобиля. А значит, в ГИБДД поступает больше материалов для рассмотрения», — пояснили в ассоциации «ОКО».
Кроме того, операторы внедряют дополнительные нейросетевые технологии — а значит камеры учатся распознавать новые составы нарушений ПДД.
«Современные модели могут контролировать больше полос движения в обоих направлениях. В Москве комплексы фотовидеофиксации выявляют уже 59 видов нарушений правил дорожного движения», — пояснили в «ОКО».
Впрочем, эксперты разошлись во мнениях о том, стоит ли приписывать именно камерам и штрафам улучшение дорожной обстановки в России. Исследователи ВШЭ говорят о том, что камеры фотовидеофиксации (а точнее, вероятность схлопотать штраф) снижают аварийность на дорогах в два раз.
Согласно исследованию, на дорогах, оснащенных камерами:
- количество погибших в летний и зимний периоды снижается;
- количество раненых в летний период снижается на 55%, в зимний период — на 40%;
- общее количество ДТП в летний период уменьшается на 54%, в зимний период на 50%.
Исследование компании «ГЛОНАСС-БДД», напротив, показывает, что камеры по сути не влияют на безопасность дорожного движения и их количество не связано с их эффективностью. В Самарской области эффективными оказались лишь 15 % камер, а в Татарстане и Москве — только 10 %, указали исследователи.
Но и успехов мер они не отрицают. «В столице самая высокая плотность дорожных камер. Благодаря этому с 2010 года произошло снижение числа учетных ДТП на 23 %, и все это на фоне многократного увеличения числа автомобилей в московской агломерации (на 1,2 млн единиц). В некоторых районах камеры ещё более значительно повлияли на снижение числа ДТП — оно составило 75%», — говорится в отчетё «ГЛОНАСС-БДД».
Игорь Хереш также не склонен проводить корреляцию между увеличением штрафов и снижением смертности на дорогах. «На мой взгляд, основными причинами последнего служат улучшение качества дорог и увеличение количества освещённых пешеходных переходов», — сказал Хереш.
О недостатках системы говорят и громкие скандалы, которые разгораются вокруг камер видеонаблюдения. Так, в Костромской области журналисты выяснили, что львиная доля доходов от штрафов уже 6 лет уходит в частные руки. Инвестор, на чьи деньги регион закупил 54 камеры, получает солидную маржу: 415 рублей с каждых 500 рублей штрафа, в бюджет идёт лишь 85.
Проблемы признаёт и генпрокурор России Игорь Краснов: «Установка систем видеофиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль. А вопросы безопасности отходят у нас на второй план».
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, Unsplash License, Сандурская Софья/Агентство «Москва»