Бессмертный блог. Как унаследовать аккаунт блогера после его смерти
Что обычно делают с аккаунтом после смерти
В 2065 году количество аккаунтов мёртвых людей в Facebook (даже если он перестанет расти) превысит число аккаунтов живых. Только за первые восемь лет существования соцсети в ней набралось 30 миллионов аккаунтов умерших человек.
Однако разработчики Facebook (и других соцсетей) не предусмотрели возможности унаследовать аккаунт (юристы знают, как это можно сделать, но об этом — ниже). Но подтвердить факт смерти владельца и распоряжаться дальнейшей судьбой аккаунта — пусть и в ограниченном формате —можно.
После смерти пользователя Facebook предлагает установить для аккаунта памятный статус — тогда друзья и члены семьи умершего смогут обмениваться воспоминаниями о человеке. Ещё один вариант — удалить страницу из соцсети без возможности восстановления.
Управлять аккаунтом может только хранитель — человек, которого владелец страницы назначил в настройках соцсети, или близкий родственник. При этом хранитель не может публиковать посты от имени умершего. Аналогичные правила действуют в Instagram и во «ВКонтакте».
Twitter не предоставляет доступ к профилям умерших пользователей. Учётную запись можно деактивировать по просьбе ближайшего родственника или человека, который действует от лица умершего. Те же правила действуют в «Одноклассниках».
Но что делать, если аккаунт в соцсети приносит серьёзный доход и хочется, чтобы близкие могли зарабатывать на нём и после смерти владельца?
Как распорядиться аккаунтом в соцсети
Первый вариант — можно его заранее продать.
«Практика купли-продажи аккаунтов широко распространена: такие сделки можно оформить с помощью договоров, в которых обсуждаются условия перехода канала/аккаунта от одного человека к другому», — рассказала «Секрету» партнёр агентства Digital Gurú Ольга Соколова.
Но блогосфера, несмотря на попытки государства её регулировать, — это сфера деятельности, для которой пока не выработаны чёткие регламенты и правила, предупредил в разговоре с «Секретом» креативный директор агентства Triko Илья Калимулин.
Аккаунты принадлежат социальным сетям — их нельзя продавать ни в Facebook, ни в YouTube, ни в Instagram. «ВКонтакте» на сегодня является единственной сетью, где купля-продажа аккаунтов разрешена — соответственно, здесь можно оформлять договора в рамках действующего законодательства. Политика Telegram — что-то среднее: как бы запрещено правилами продавать и покупать аккаунты, но сеть не препятствует подобным манипуляциям.
По словам эксперта, договор чаще всего нужен для формализации процесса и для «устрашения» потенциальных партнёров по сделке — как расписка на крупную сумму, которая легализует устный договор, но не имеет юридической силы.
«Подобные покупки осуществляются на теневых площадках. Или формируется предложение блогеру с приличной аудиторией, по личным причинам приостановившему поддержку своего аккаунта: в таком случае оформляется обычный договор с описанием условий передачи аккаунта», — пояснил он.
Если же вы приобрели аккаунт, то вся информация о нём, включая логин и пароль, должна быть закреплена в договоре, посоветовала Ольга Соколова. «В договоре стоит прописать, что бывший владелец не имеет притязаний на свой старый профиль и никаких претензий к новому его хозяину», — сказала она.
Что делать, если у вас «угнали» аккаунт, рассказывает эксперт
Правило «Чей пароль — того и аккаунт» справедливо в большей степени для Telegram-каналов. В других соцсетях всегда есть возможность восстановить потерянный доступ. Особенно, если это бизнес-аккаунт и у вас есть зарегистрированный товарный знак.
Второй вариант — включить в завещание
Тут есть тонкости: аккаунты в социальных сетях не отнесены к какому-либо виду имущества, а значит к ним нельзя применить положения Гражданского кодекса РФ о наследовании.
Ещё до соцсетей такая же проблема возникала с электронной почтой, пояснил Илья Калимулин. «В 2019 году был случай — сын знаменитой российской скрипачки после её смерти просил почтовый сервис предоставить доступ к её почте. Сын хотел сохранить творческое наследие, созданное и хранимое его матерью. Сервис, опираясь на статью 63 Закона «О связи», отказал в предоставлении доступа», — рассказал он.
Аккаунт в соцсети может содержать в себе разные правовые элементы, пояснил «Секрету» ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев.
- имущество — например, деньги на электронном кошельке пользователя соцсети;
- нематериальные блага — например, личные сообщения наследодателя, которые являются его личной и семейной тайной.
Кроме того, аккаунт может содержать результаты интеллектуальной деятельности, которые сами по себе могут быть унаследованы: фото, видео, литературные произведения, пояснил «Секрету» адвокат Андрей Саунин.
По этой причине сам аккаунт нельзя указать в качестве наследственного имущества в завещании, а вот отдельные права — можно.
Как наследуют аккаунты в Германии
Федеральный верховный суд Германии, рассматривая дело о наследовании аккаунта в Facebook, приравнял страницы в соцсетях к личным письмам и дневникам. По закону их переход к наследникам возможен для соблюдения охраняемых интересов семьи.
Несмотря на ограничения со стороны Facebook, суд предоставил наследникам права доступа к аккаунту наследодателя и его содержимому как личного, так и материального характера.
Право на использование аккаунта можно предусмотреть в наследственном договоре, отметил Павел Кокорев. По закону в таком соглашении можно прописать, что душеприказчик или наследник может наделяться определёнными правами и обязанностями — например, правом вести страницу в Instagram и получать с неё доходы.
Но тут наследованию может помешать закон о защите персональных данных, добавила Ольга Соколова. «Как известно, запрещено несанкционированное распространение информации о физическом лице, в связи с чем владельцы социальных сетей могут столкнуться с санкциями со стороны государства», — согласилась в беседе с «Секретом» старший преподаватель Департамента правовых дисциплин университета «Синергия» Наталия Пшеничникова. Чтобы передать аккаунт другому человеку после смерти, наследодателю необходимо прямо изъявить свою волю и желание.
Теоретически сам аккаунт может быть отнесён к цифровым правам, добавила Пшеничникова. Но этот вопрос более спорный. Пока закон не относит к этой категории digital-аккаунты.
Почему аккаунт можно угробить, если передать его в чужие руки? Объясняет эксперт
За созданием контента часто стоит конкретный человек, на которого и подписываются люди. При продаже или передаче аккаунта другому человеку они могут просто уйти.
Исключение — анонимные каналы (например, в Telegram) или аккаунты, которые не ассоциируются с одним человеком. Такие страницы в результате продажи могут не потерять аудиторию.
Что говорит судебная практика
У судов есть сложности с трактовкой самого определения аккаунта в соцсетях. С одной стороны, аккаунт в соцсети может быть частью активов бизнеса — объектом авторских прав.
Договоры коммерческой концессии, лицензионные договоры могут устанавливать условие о предоставлении доступа к аккаунту, как к объекту авторских прав, — к такому выводу пришёл Суд по интеллектуальным правам, объяснил Павел Кокорев.
Но это касается бизнес-аккаунтов. С аккаунтами блогеров дела обстоят сложнее: хотя они и используются для получения дохода, но по своему содержанию являются личными.
К примеру, Ивантеевский городской суд отказался разделить аккаунт между супругами, мотивировав это тем, что страница в соцсети — это виртуальный ключ, который даёт доступ к сервису. А значит, на него не распространяется правило о совместно нажитом имуществе.
В одном из дел истец просил, чтобы на него оформили номер телефона его умершей супруги, потому что к нему были привязаны аккаунты в соцсетях. Железнодорожный районный суд города Красноярска отказал мужчине, мотивировав решение тем, что абонентский номер (к которому в том числе привязаны аккаунты) не является объектом наследственных прав.
Судиться за аккаунт сложно, поэтому люди предпочитают договариваться по-хорошему. «Как показывает практика, большинство споров за права на популярные группы и страницы в социальных сетях не доходят до судов, а разрешаются либо путём взаимодействия с администрацией социальной сети, либо созданием новых сообществ», — сказала «Секрету» Наталия Пшеничникова.
Пока закон не определяет digital-аккаунты как имущество и объекты гражданских прав, активы в социальной сети можно защитить единственным способом, считает Павел Кокарев: не предоставлять никому доступ к паролю и логину.
Фото: depositphotos.com/denrud