secretmag.ru
Выживание3 мин.

Как стрясти деньги за подписки и услуги с иностранных сервисов, которые «ушли» из России. Рассуждают юристы

В знак протеста против военной операции на Украине многие иностранные сервисы отказались предоставлять услуги россиянам. Среди таких компаний — Netflix, Depositphotos, Figma, Coursera, Upwork и многие другие. Последние недели они присылают пользователям из РФ письма об аннулировании подписок и членства «из-за текущей ситуации». «Секрет» решил узнать у юристов, можно ли взыскать неустойку с компании, которая разорвала отношения с россиянами в одностороннем порядке.

Первым внимание на то, что зарубежные компании, которые несправедливо отменяют подписки россиян на сервисы, можно привлечь к ответственности, обратил внимание бывший глава бывшего Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Экс-судья рассказал, что 8 марта получил уведомление от Netflix об «аннулировании членства» (membership canceled) без обычных для деловых писем любезностей. Причина – «текущая ситуация».

«Разумеется, никакого "членства" в Netflix у меня не было, а был договор об оказании услуг по онлайн-показу видео за деньги при внесении ежемесячной платы, который заключён с иностранным юридическим лицом. Поскольку я гражданин-потребитель, а услуги оказывает коммерческая организация, налицо гражданско-правовые отношения», — указал юрист.

На первый взгляд может показаться, что если пользователь — гражданин России, то привлечь иностранную компанию к ответственности не получится. Но на самом деле к таким отношениями применяется российский Закон о правах потребителей, включая право на законную неустойку и на возмещение морального вреда (ст. 1212 ГК РФ), указал Иванов.

Ехать и судиться в США или другие страны, где зарегистрированы подобные сервисы, вовсе не обязательно. Благодаря закону о «приземлении» сетевых компаний, предъявлять к ним иски можно прямо в РФ. Кроме того, по спорам о правах потребителей истец может выбрать подсудность по своему усмотрению (то есть в РФ), сказал Иванов.

«Отказ от предоставления услуг в будущем, несомненно, противоречит обязанности обеспечить равные условия для всех потребителей, никому не оказывая предпочтения. А я никаких нарушений не совершал и под иностранными санкциями не нахожусь. Сложнее ситуация с закрытием магазинов тех или иных брендов в России, но и здесь, думаю, есть о чём подумать», — резюмировал эксперт.

Что об этой идее думают другие юристы

Опрошенные «Секретом» юристы разошлись во мнениях по поводу инициативы Антона Иванова. С одной стороны — действительно имеет место дискриминация потребителей по месту жительства и языку, говорит Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice. С другой — непонятно, насколько исполнимым будет такое решение суда, плюс судебные издержки могут быть чрезмерно высоки по сравнению с отыгрываемой суммой. Эту проблему могли бы решить групповые иски, полагает Саунин.

«По закону иски о защите прав группы потребителей подаются по адресу ответчика. При агрессивной политике множества западных государств норма не даёт россиянину эффективный механизм защиты. Поэтому суды обязаны обратиться к Конституции, где указано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. А значит, групповые иски должны рассматриваться российским судом так же, как рассматриваются индивидуальные иски потребителей к иностранным компаниям», — сказал Саунин.

В зависимости от того, какой договор иностранная компания попыталась расторгнуть, к ней можно применить положения Закона о защите прав потребителей либо о купле-продаже, либо об оказании услуг, либо о выполнении работ, указал Саунин.

«Как минимум продавца/исполнителя можно понудить передать товар или выполнить услугу. До тех пор пока компания не исполнит решение суда, будут капать деньги за ожидание исполнения судебного акта. От 500 рублей до нескольких десятков тысяч за каждый день ожидания», — добавил Саунин.

Чтобы взыскать неустойку с сервиса, достаточно обратиться в суд по месту своего жительства с исковым заявлением, сказал Саунин. Перед этим важно удостовериться, что компания была нацелена на российских потребителей.

На это указывает, к примеру, сайт компании — если он:

  • написан на русском языке;
  • указывает цены в рублях;
  • содержит контакты с российскими кодами.

Ещё одним свидетельством могут стать контракты самой компании — например, если владелец сайта заказывал услуги для повышения цитируемости в российском сегменте Сети.

Сколько денег можно вернуть? Если речь идёт о задержке оплаченного товара, то с иностранного сервиса можно взыскать неустойку за каждый день просрочки, резюмировал Саунин. Размер — полпроцента от суммы оплаты. Если речь идёт о нарушении сроков выполнения работ / оказания услуг — то неустойка за просрочку вырастет уже до 3%.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash