Цена ошибки — потерять полгода. Как сдать экзамены в ГАИ и не прогадать с выбором инструктора
Как проходит практический экзамен в ГИБДД
Чтобы попасть на экзамен в ГИБДД в 2024 году, как и прежде, сначала надо пройти обучение в автошколе. Без свидетельства о получении специальности водителя вас к экзамену не допустят. Собрав , вы приходите в любой экзаменационный отдел ГИБДД и вас записывают на экзамен.
Экзамен состоит из двух этапов: теории и практики.
Для прохождения теоретической части необходимо сдать тест из 20 вопросов. На это отводится 20 минут. Допускается совершить две ошибки, но за каждую допущенную добавляют пять дополнительных вопросов, в которых ошибаться уже нельзя. После успешной сдачи теории вас допускают до практической части экзамена.
Практика — это поездка по городу с экзаменатором, роль которого исполняет инспектор ГИБДД: он даёт задания и оценивает их выполнение. С 2021 года практику в городе и на площадке объединили, теперь все навыки управления автомобилем нужно показывать в реальных условиях. Также сейчас экзаменуемые не знают заранее маршрут, которым поедут, — только перечень возможных улиц и проспектов.
Для успешной сдачи экзамена необходимо выполнить обязательные элементы:
- параллельная парковка задним ходом;
- парковка под углом 90 градусов;
- разворот в ограниченном пространстве;
- остановка и трогание на подъёме;
- движение на разных скоростях;
- проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов.
Что изменилось в практическом экзамене в 2024 году
С 1 апреля 2024 года действуют три изменения.
👉 Учеников «серых» автошкол не допустят к экзамену
Теперь нужно внимательнее подходить к проверке лицензии у автошколы. Документ не выдадут, если у организации нет необходимой материально-технической базы.
Есть ли у автошколы лицензия, можно проверить на сайте ГАИ.
👉 Повышен порог штрафных баллов
При сдаче практики экзаменуемый может совершать мелкие, средние или грубые ошибки. За каждую из них он получает определённое количество штрафных баллов в зависимости от степени тяжести ошибки. С 1 апреля 2024 года экзамен считается сданным, если вы выполнили все команды экзаменатора и набрали меньше семи штрафных баллов. Раньше порог был пять баллов.
Это не значит, что экзамен стал проще. Просто если раньше за грубые ошибки — проезд на красный, пересечение сплошной линии или непропуск пешехода на переходе — ставили 5 штрафных баллов, то с 1 апреля за эти же ошибки начисляют 7 баллов и отправляют на пересдачу.
👉 Увеличились сроки пересдачи
Если завалить три раза подряд практический экзамен, до следующей пересдачи придётся ждать минимум полгода, а максимум — девять месяцев. Раньше ждать надо было 1–3 месяца.
С одной стороны, времени на подготовку становится больше, можно отдохнуть и с более ясной головой приступить к повторению материала. Но с другой, это может психологически давить на человека: он будет сильнее тревожиться на первых трёх попытках и из-за волнения есть риск не справиться с экзаменом. Плюс возможно, что за время ожидания практический навык начнёт теряться.
Считаю, что это изменение очень пагубно будет влиять на общее качество вождения. Немногие могут себе позволить дополнительные занятия, а здесь целых полгода сидеть. Если вы не будете заниматься, вы всё забудете. Месяц на подготовку до четвёртой пересдачи был лучше.
Есть ещё одно небольшое изменение, которое может повлиять на эмоциональное состояние экзаменующегося. Теперь на втором переднем сидении может находиться не инспектор, а инструктор — если в автомобиле есть датчик использования дублирующих педалей.
По мнению Сергея Моряхина, это плюс для учеников: гораздо спокойнее, когда рядом не грозное должностное лицо, а инструктор.
Как понять, что инструктор вам не подходит
Если к теоретической части ученик может подготовиться сам, то в успехе сдачи практического экзамена большую роль играет инструктор. Поэтому важно правильно подойти не только к выбору автошколы, но и к выбору инструктора.
Для этого стоит обратить внимание на результаты учеников выбранного инструктора. Лучший способ выяснить это — не просто найти отзывы, но и связаться с учениками, расспросить их об опыте обучения.
Картина может быть неоднородной, поскольку успех ученика только частично зависит от инструктора. Но если на 10 учеников результаты есть только у одного, это повод насторожиться. Если, наоборот, из 10 человек у условных восьми есть результат, то такого специалиста можно считать хорошим.
Какой бы тщательный отбор инструктора ученик ни провёл, всегда есть риск, что специалист не так хорош, как казался. Здесь есть два явных «красных флага», рассказали опрошенные «Секретом» эксперты.
🚩 Резкая манера общения
Неспокойное общение — критерий довольно субъективный: у каждого человека своё понимание о правильном взаимодействии. Но если инструктор постоянно кричит, оскорбляет, ругает, ведёт себя агрессивно и заставляет испытывать перед ним страх — это не лучшая атмосфера для занятий.
🚩 Некачественное выполнение работы
Признаки плохого инструктора:
- не уделяет внимания ученику, занимается своими делами (например, сидит в телефоне);
- не даёт чётких инструкций, не объясняет ошибки ученика и как их исправить, использует сложные термины без пояснений;
- позволяет себе оскорбительные высказывания, насмешки, не учитывает индивидуальные особенности ученика;
- сокращает время урока, тратит его на посторонние дела, не компенсирует пропущенные по своей вине часы.
- не следит за техническим состоянием машины, игнорирует неполадки, создающие аварийные ситуации.
Не менее важный момент — это результаты ученика от занятий. Если курсант не смог за пару занятий освоить какие-то базовые моменты — например, разворот, — это должно насторожить.
Когда не получается выполнить в идеале с нескольких попыток, это нормально: у всех своя скорость восприятия и переработки информации, её превращения в обыденный инструмент. Но если человек совсем не научился, не решил свой запрос, с которым пришёл к инструктору, это звоночек.
Если вы сталкиваетесь с чем-то из перечисленного выше, это повод сменить инструктора.