Как санкции ударили по фармрынку и чего ждать россиянам
Российские производители лекарств столкнулись с тем, что не могут получить оплаченное сырье из Европы для производства препаратов на территории России, свидетельствуют данные исследовательской компании NTech (есть в распоряжении «Секрета фирмы»). Для новых заказов зарубежные поставщики сырья просят 100% предоплату — и не все готовы рисковать и идти на такие условия. При этом из-за ограничений на банковские операции есть трудности с трансграничной оплатой.
С похожими трудностями столкнулись и поставщики медоборудования и расходников, говорят опрошенные «Секретом» игроки рынка. Хотя официально санкции не касаются лекарств и медоборудования, в ближайшие полгода россияне могут лишиться доступа к качественным медицинским расходникам и технике, сходятся во мнении опрошенные «Секретом» эксперты.
Игроки фармрынка — о последствиях санкций. Прямая речь
Больше всего опасений вызывает судьба наиболее значимой для населения категории — это «Перечень жизненно необходимых лекарств» (ЖНВЛП), но именно она защищена от скачков цен, поскольку повышать стоимость на эти препараты можно только раз в год — в соответствии с уровнем инфляции. Недавно Минздрав РФ заявил, что обеспечен достаточный запас лекарственных средств, в том числе препаратов категории ЖНВЛП, отчасти благодаря опыту борьбы с коронавирусом.
Однако с данной категорией есть другая проблема: мы прогнозируем, что продажа препаратов из списка перестанет быть выгодной для фармкомпаний и препараты могут пропасть с российского рынка. Для решения этой проблемы необходимо экстренно изменить зарегистрированные цены с учётом коэффициента колебания курса валюты.
Что касается препаратов, не входящих в список ЖНВЛП, то цены могут измениться вслед за курсом и стоимостью субстанций для производства.
Курс доллара влияет как на цену иностранных препаратов, так и наших. Иностранных — по понятным причинам. На отечественные — так как субстанции, которые используют наши производители, закупают за границей. Сейчас все отечественные производители ищут новые варианты закупки в Китае, Индии, Турции и других рынках.
Удлинение логистической цепочки, включая поиск альтернативных операторов логистики, напрямую увеличивает стоимость (препаратов). Соответственно, всё это приведёт к дефектуре, задержкам отгрузки, и всё, что есть в наличии, будет распродаваться со скоростью света, ну и, соответственно, по более высокой цене.
Большинство лекарств для лечения тяжёлых социально значимых заболеваний — это современные инновационные препараты, которые, к сожалению, не имеют аналогов. Их нельзя быстро заменить чем-то другим.
Международные компании-производители стараются обеспечить бесперебойность поставок, более того, большинство из них имеют многомесячные запасы своих препаратов на складах в РФ.
Разрыв в цепочках поставок возможен на последнем этапе — доставки готовых лекарственных форм на российскую территорию. При этом все производственные мощности в мире работают без ограничений, в этом состоит кардинальное отличие от периода пандемии.
Стоимость препаратов будет расти. Одна из причин — внутренняя паника на рынке. Люди из-за опасения дефицита начали хаотично скупать необходимые им медикаменты, что привело к существенному сокращению запасов как у аптечных сетей, так и у внутренних производителей. Это вынужденно заставляет аптечные сети повышать стоимость препаратов.
Ждать передела рынка в пользу отечественного сегмента не приходится из-за логистических проблем. Основными поставщиками сырья для изготовления медицинских препаратов являются Индия и Китай. К сожалению, из-за закрытых границ и санкций, введённых частными компаниями-перевозчиками, получить сырьё сложно.
Во-вторых, большая часть медоборудования и комплектующих — продукт европейских и американских компаний. Даже без прямого запрета на применение этих технологий на территории России волатильность курса рубля будет приводить к удорожанию применения этих технологий, и, как следствие, медицина будет всё менее доступна для рядовых граждан нашей страны.
Врачи — о последствиях санкций. Прямая речь
Лично я в своей работе и наши хирурги используют 90% зарубежной техники. Даже хорошие бинты, шприцы, помпы и прочее — это продукция известных иностранных фирм. На сколько хватит запасов на складах?
Больше всего достанется высокоточной хирургии — нейрохирургам, кардиохирургам. Да и обычная абдоминальная хирургия частично пострадает. Мы возлагаем надежды на то, что ситуация стабилизируется за счёт импорта через страны, которые лояльно относятся к России. Немаловажную роль сыграет Китай — у них вполне достаточно своего оборудования.
Сейчас пациенты, которые идут по длительному протоколу с имплантацией, коронками, винирами, могут не почувствовать большой разницы, так как все материалы заранее заказаны и отложены. Но те, кто только начинает лечение, могут столкнуться с повышением цен в зависимости от сложности и количества материалов.
Мы можем столкнуться с задержками поставок и кратным увеличением цен на материалы из-за курсовой разницы и стоимости доллара. Большинство материалов, среди которых имплантаты, инструменты, техника, производятся за рубежом. Сопоставимых по уровню качества отечественных или даже китайских аналогов не существует, поэтому в ближайшие 2 месяца может произойти глобальная трансформация всего стоматологического рынка.
Премиум-сегмент стоматологии зависит от импортных материалов, установок и хирургических инструментов почти на 90%. Оборудование и запчасти, инструментарий, композитные материалы для реставраций, импланты и ещё много другого мы закупали из Германии, Швейцарии и США.
На новые санкции западные поставщики среагировали моментально: Dentsply Sirona на следующий же день после объявления санкций увеличили цены на весь ассортимент. Сегодня иностранные дистрибьюторы массово покидают российский рынок — и дефицит становится вполне ожидаемым.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, pngwing.com