Как компаниям себя обезопасить из-за нового закона об иноагентах? Рассказывает специалист
Иноагенты — кто это
По закону иноагентом признаётся российское или зарубежное лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее:
- политическую деятельность;
- целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности;
- распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы определённого содержания, а также участвующее в их создании.
Статус могут присвоить НКО, СМИ, общественному объединению, физическим или юридическим лицам, иностранным структурам без юридического лица и другим объединениям лиц.
Все физические и юридические лица, считающиеся иноагентами, включены в единый список, сформированный и опубликованный Министерством юстиции России. На данный момент в нём около 500 позиций.
По данным Минюста за 2023 год, рекламу на ресурсах лиц, признанных в России иноагентами, разместили свыше двух сотен компаний и предпринимателей. Государство не приветствует подобные действия, так как иноагенты нередко высказывают негативное отношение к РФ либо дискредитировали себя другими нелестными поступками.
Что изменится
28 февраля 2024 года Госудума приняла закон, который запрещает гражданам и компаниям размещать свою рекламу на ресурсах иноагентов. Запрещено и рекламировать их.
Нарушителям за рекламу у иноагентов грозит:
- штраф для граждан — до 50 000 рублей;
- штраф для юрлиц — до 500 000 рублей;
- штраф для рекламных компаний и СМИ — до 300 000 рублей.
В случае повторного нарушения после двукратного привлечения к административной ответственности иноагенту грозит до 2 лет лишения свободы.
Закон о запрете рекламы у иноагентов ждёт одобрения Совета Федерации и подписи президента. После этого он вступит в силу.
По данным Единого реестра интернет-рекламы, бюджеты на рекламу у иноагентов в 2023 году составили более 130 млн рублей.
Как новый закон отразится на рекламном рынке
В целом, по данным Ассоциации блогеров и агентств, имеющие статус иноагента блогеры составляют не более 1% от всего рынка инфлюенс-маркетинга.
Поэтому существенных изменений в нише произойти не должно. Бюджеты постепенно перераспределятся между лидерами мнений из России и дружественных стран.
Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в других каналах коммуникации — подавляющая часть российского бизнеса не заинтересована в имиджевых скандалах. Потому разорвёт или не будет инициировать сотрудничество.
Сами иноагенты потеряют порядка 70–80% своих доходов. Скорее всего, они начнут ориентироваться на зарубежных рекламодателей либо свернут деятельность в России, так как конкуренция в их среде значительно повысится за счёт существенного сокращения источников доходов.
Примеры выбора второго варианта в стане иноагентов уже есть.
Как рекламодатели могут себя обезопасить
Бизнес уже начал искать эффективные инструменты для нивелирования рисков после принятия нового закона о запрете рекламы у иноагентов. Одно из самых тонких мест — заключение контракта с блогером, который после может попасть в список иноагентов.
Обойти его рекламодатели и маркетинговые агентства планируют за счёт включения в договоры пунктов, позволяющих в одностороннем порядке расторгнуть контракт, инициировать удаление уже размещённых публикаций и возмещение ущерба.
Некоторые компании и СМИ задумались о включении в свои контракты суммы штрафа, чтобы продолжать размещать рекламу иноагентов и у них. Однако таких меньшинство.
Во-первых, высоки репутационные риски — после ужесточения законодательства об иноагентах такие истории будут привлекать больше внимания, а их подача станет исключительно негативной. Во-вторых, не стоит забывать про то, что после двукратного привлечения к ответственности штраф заменяется на тюремное заключение.
Для того чтобы свести вероятность сотрудничества с персоной, которая может попасть в список иноагентов, к минимуму, бизнесу при выборе клиента или площадки размещения стоит внимательно проанализировать контент и высказывания человека в последние 3 года, а также его окружение — онлайн и офлайн. Это поможет оценить риск неосторожных или намеренных слов и поступков со стороны возможного партнёра и обезопасить бренд или клиентов от неприятных последствий.