Из хлама в конфетку. Как подготовить автомобиль к продаже и не облажаться. Инструкция для водителей
По сути, этот процесс можно разделить на два этапа — визуальный и юридический. Необязательно завершать первый и только затем переходить ко второму — никто не мешает вам одновременно заниматься самой машиной и документами на неё.
Вот что конкретно советуют делать эксперты.
Делаем машину обаятельной и привлекательной
В первую очередь подумайте, есть ли у вас время на то, чтобы довести машину до состояния «конфетки».
Перед тем как разместить объявление по продаже автомобиля, надо понять, как срочно нужны деньги. Если максимальный срок — неделя, то делать что-либо уже поздно и нужно применять правило «2П» (помыл и продал). Если есть месяц на продажу, то можно продать машину дороже.
Особенно ценятся на рынке:
- автомобили немецких, японских и корейских марок;
- машины без ДТП и с родным лакокрасочным покрытием (но работает это для машин, которые младше 10 лет);
- машины с пробегом до 10 000 км в год;
- автомобили, купленные у дилера и выставленные на продажу первым и единственным владельцем;
- автомобили в максимальных или предмаксимальных комплектациях;
- автомобили, которые обслуживались у дилера.
По словам Дмитрия Кудрявцева, четырёх из шести критериев будет достаточно, чтобы получить хорошие шансы на продажу автомобиля по стоимости выше средней по рынку. Поэтому на такую машину можно потратить своё время — и выиграть в деньгах.
Но продать по достойной цене можно и автомобиль, который не может похвастаться небольшим пробегом или «достойным происхождением», например как у того же Сергея Петровича. И здесь мы переходим к конкретике. Основное правило — готовьте автомобиль так, будто продаёте его себе. Какая подержанная машина привлекла бы вас внешне? А какие технические недостатки вы сочли бы недопустимыми? Исходите именно из этого.
Под капотом
Подготовка машины к продаже обязательно включает в себя процедуры с двигателем, отметила руководитель отдела внешних коммуникаций «Автокод» Ксения Тимофеева. Многое будет зависеть от того, в каком состоянии автомобиль и как вы за ним ухаживали.
Вот что нужно сделать:
- поменяйте масло и другие технические жидкости (тормозную жидкость, антифриз);
- замените всевозможные расходники (например, фильтры, свечи и лампы);
- убедитесь, что двигатель полностью исправен.
А вот мыть подкапотное пространство не стоит, подчеркнули в пресс-службе «Сберавто». По мнению экспертов, многие сочтут это показателем того, что продавец хочет скрыть неисправности и смывает следы протечек.
Помимо этого, нужно проверить, всё ли нормально с коробкой передач и подвеской, добавил основатель сервиса подбора машин «Автофорсаж» Илья Ушаев. При необходимости отрегулируйте в сервисе сход-развал. А ещё проверьте исправность шасси, тормозных дисков и рулевого привода. Список действий везде аналогичный — меняем расходники и при необходимости доводим до исправного состояния.
«Также стоит заказать выезд автоэксперта, чтоб он осмотрел кузов и проверил машину диагностическим сканером, а затем написал диагностический лист — это поможет вам продать авто дороже», — советует Илья Ушаев.
Обязательно сохраняйте все документы, связанные с техническим обслуживанием автомобиля, — потенциальный покупатель наверняка ими заинтересуется. Их стоит сфотографировать и выложить в объявлении вместе со снимками самой машины.
Салон
Не забываем и про салон — никто не захочет покупать машину, которая внутри выглядит чуть лучше мусорного бака. В первую очередь выкидываем всё лишнее. Никакого хлама и и мусора быть не должно, багажник лучше полностью освободить.
Затем почистите и пропылесосьте салон, если он тканевый, или обработайте специальным составом, если он кожаный. Если финансов хватает, отдайте машину на хорошую автомойку или в детейлинговый центр — там как раз занимаются уходом за машиной.
Если автомобиль аккуратно эксплуатировали, то есть шанс привести к первоначальному виду и пластиковые панели в салоне. Для этого подойдут полирующие жидкости и пасты, которые продаются в специализированных магазинах.
Кузов
Огромную роль сыграет внешний вид вашего автомобиля — это первое, что увидит потенциальный покупатель на фотографиях. Здесь подготовка будет проходить в несколько этапов.
В первую очередь подумайте, что делать со сколами и царапинами. Здесь есть два варианта, и вам нужно выбрать один из них.
Первый — подкрасить их самому или у специалистов. Такой совет дают Ксения Тимофеева из «Автокода» и специалисты «Сберавто».
Но имейте в виду, что покраска в вашем исполнении вряд ли будет выглядеть на 100% гармонично, а вот профессиональные колористы смогут с высокой точностью подобрать нужный цвет и покрасить деталь с соблюдением технологии. Исходите из собственных финансовых возможностей — такая работа может оцениваться в тысячи, а то и десятки тысяч рублей в зависимости от элемента и сложности.
Второй вариант — оставить всё как есть. Как считает Дмитрий Кудрявцев из «Альфа-Лизинга», покупателю будет сложно объяснить, что это была просто царапина, а не последствие аварии. Поэтому лучше, чтобы он сам увидел несущественность повреждений.
В «Авито авто», в свою очередь, не рекомендуют маскировать глубокие царапины и серьёзные дефекты. Покупатель сможет легко обнаружить краску, которая отличается от заводской, специальным прибором — толщиномером и начнёт подозревать худшее.
Перекрашивать автомобиль целиком не стоит. Родная краска для многих покупателей выступает серьёзным аргументом при выборе подержанной машины. Поэтому при необходимости красьте только отдельные участки.
Также подумайте над мелким кузовным ремонтом. Возможно, на бампере авто есть трещины, а на кузове вмятины — в общем, то, что требует не просто покраски, а реальных исправлений. Здесь либо готовьтесь к тому, что придётся скинуть цену, либо вкладывать немалые деньги в починку.
Не стоит вкладываться в масштабный предпродажный ремонт автомобиля: затраты на него практически никогда не окупаются повышением цены. Лучше честно рассказать покупателю о необходимом ремонте и продать автомобиль дешевле. Это позволит как минимум сэкономить время.
Следом обязательно помойте машину. Эксперты подчёркивают, что показывать грязный автомобиль потенциальным покупателям попросту невежливо.
Ещё вполне можно отполировать кузов. Это не так уж и дорого, зато после процедуры машина будет сверкать как новенькая.
И самое главное — будьте честны со своим покупателем. Не бойтесь говорить о том, что вы притирали бампер или что на автомобиле остались сколы после многочисленных поездок по трассе. Доверие — важнейший фактор при продаже автомобиля, и если вы хотите, чтобы покупатель доверял вам во всём, посоветуйте ему проверь авто через специальный сервис и посмотреть его точную историю.
Лучшие кадры получатся днём — делать их советуют в ясную погоду без осадков. Самым выгодным считается ракурс «три четверти» — то есть когда машину фотографируют спереди под небольшим углом. Именно такой кадр стоит поставить на обложку объявления о продаже.
Готовим документы и договор
Намыли и отполировали машину — что ж, полдела сделано. Теперь переходим к юридической составляющей продажи автомобиля. Здесь тоже есть немало нюансов, о которых стоит знать заранее, чтобы не накосячить перед сделкой, обезопасить себя и не спугнуть потенциального покупателя.
Документы
В первую очередь собираем нужные бумаги — не исключено, что некоторые прячутся по углам квартиры, а другие вообще исчезли за годы, пока машина принадлежала вам.
Как рассказал управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин, перед продажей нужно проверить, есть ли у вас следующее.
-
Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) — розовая карточка, которую вы обычно носите с собой. В ней есть основные данные о владельце автомобиля и самой машине (в том числе её госномер).
-
Паспорт транспортного средства (ПТС) — здесь уже указана подробная информация об автомобиле, в том числе идентификационный номер (VIN), рабочий объём двигателя, его тип, тип кузова и многое другое.
С 1 ноября 2020 года Россия перешла на электронные ПТС, но старые всё ещё действуют. Поэтому не будет лишним внести данные о новом собственнике в бумажную версию документа (если она у вас есть), а также заверить запись подписями продавца и покупателя.
- Диагностическая карта — она нужна, если автомобиль старше 4 лет. Если такой карты у вас нет, новому владельцу придётся самому проходить техосмотр и получать документ.
Если автомобиль был в залоге у банка, понадобится и справка о погашении задолженности.
И ещё — у автомобиля должно быть два ключа. Возможно, вторым вы не пользовались, так что он мог где-то затеряться. Найдите его заранее.
Проверки
Покупатель не обрадуется, если обнаружит, что на автомобиль наложены ограничения. Поэтому заранее сами проверьте машину на регистрационные и юридические запреты. А ещё удостоверьтесь, что за вами не числятся непогашенные штрафы.
Договор
Достаточно заполнить стандартный бланк (они в изобилии есть в интернете). Заверять договор у нотариуса не нужно. Кстати, сейчас ведущие площадки по продаже автомобилей автоматически готовят договоры купли-продажи, которые проверяют юристы.
Ещё один вариант — заключить электронный договор через портал «Госуслуги». Он имеет ту же силу, что и бумажный, и оформляется абсолютно бесплатно. Важное условие — и у продавца, и у покупателя должно быть установлено мобильное приложение «Госключ».
Доступна такая опция только собственникам, на которых зарегистрирован автомобиль, так что, если вы хотите продать машину по доверенности, понадобится старый добрый бумажный договор.
Что нужно указать в договоре, если вы составляете его сами:
- его номер;
- дату сделки;
- город, где проходит сделка;
- данные сторон (Ф. И. О., паспортные данные, адрес регистрации и проживания, контактный телефон);
- подробную информацию об автомобиле: модель, марку, год выпуска, цвет кузова, номер двигателя, VIN-номер, пробег и прочее;
- все данные из ПТС и СТС.
Укажите также полную стоимость автомобиля — это поможет искать справедливости в судах, если с новым владельцам после сделки возникнут проблемы. И, конечно, нужны живые подписи сторон.
Особое внимание стоит обратить на то, когда был заключён договор. Адвокат по гражданским и административным делам, старший преподаватель Института права ТГУ Артём Дулгер рекомендует указывать не только дату, но и точное время.
«Есть риск, что покупатель уедет на автомобиле и "поймает" множество штрафов с камер. Или, например, покупатель ещё не поставил авто на учёт на своё имя, а штрафы с камер будут приходить продавцу. Время в договоре позволит успешно обжаловать штрафы», — пояснил эксперт.
Другой момент, на который стоит обратить внимание, — это состояние автомобиля. Здесь следует проявить особую бдительность.
По условиям Гражданского кодекса продавец должен передать товар (автомобиль), соответствующий условиям договора. Покупатель после покупки вправе предъявить претензии за недостатки, которые продавец не оговорил до заключения сделки. Конечно, можно ограничиться общей фразой «покупатель ознакомлен с техническим состоянием автомобиля и его недостатками, как явными, так и скрытыми; покупатель подтверждает соответствие технического состояния автомобиля его цене».
Но всё-таки остаётся риск претензий от покупателя, особенно если после покупки в недолгое время автомобиль сломается по какой-то причине. В связи с этим рекомендую продавцу в текст договора включить расширенное описание недостатков автомобиля. Также советую в отдельной строке указать, что покупатель не имеет никаких претензий к продавцу, связанных с автомобилем, и рядом поставить графу для отдельной подписи покупателя.
Ещё юристы рекомендуют включить в договор условие об оплате автомобиля до его подписания. Тогда вам не придётся волноваться, что покупатель исчезнет на новой машине перед тем, как отдать вам деньги. Взыскание такого долга в суде может быть делом бесперспективным — как и расторжение договора из-за неоплаты, поскольку автомобиль может пропасть с радаров без следа.
«Наличные купюры желательно проверить в любом банке — в банках есть платная услуга проверки купюр на подлинность. В случае перечисления денежных средств безналичным способом убедитесь, что денежные средства зачислены на ваш счёт», — добавил Антон Палюлин.
Помимо этого, можно включить в договор условие, согласно которому судебные споры (если они возникнут) будут рассматривать по месту нахождения продавца. В противном случае, если покупатель не местный, вам придётся мотаться в другой регион.
Если стороны сначала заключают договор, а передачу автомобиля назначают на другой день, стоит составить отдельный акт приёма-передачи и указать в договоре, что машину будут передавать именно по нему. Такой акт станет неотъемлемой частью договора.
Если всё проходит день в день, то пропишите в договоре, что покупатель подтверждает получение автомобиля. Тогда договор возьмёт на себя и функции акта приёма-передачи.
Договор купли-продажи нужно готовить в трёх экземплярах, подчеркнули в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр». Один остаётся у продавца, второй — у покупателя, третий передаётся сотруднику ГИБДД при постановке машины на учёт.
Какие лайфхаки пригодятся
Опрошенные «Секретом» эксперты поделились и другими полезными советами на тему продажи автомобиля на вторичном рынке. Вот, например, рекомендации «Сберавто».
Предварительно изучите рыночные цены и объявления на разных площадках — это поможет вам понять, какие преимущества есть у вашей машины и какие тактики продажи используют другие пользователи. Стоит учитывать, что цена чуть ниже средней привлекает покупателей и помогает быстрее сбыть машину с рук, а вот автомобиль сильно дешевле аналогов может отпугнуть тех, кто мог бы им заинтересоваться.
Не бойтесь продавать автомобиль в другие регионы. Многие опасаются мошенников и сложностей при доставке машины, но если в своём субъекте найти покупателя и оформить выгодную сделку не получается, вам может повезти за его пределами.
Не исключайте продажу юридическому лицу — особенно если хотите выручить деньги за машину как можно скорее. Нередко автовладельцы даже не рассматривают такой вариант, потому что не до конца понимают процедуру или опасаются, что компания предложит слишком низкую цену.
«На самом деле процесс не сильно отличается от обычной сделки между физическими лицами. Более того, сделки с юридическим лицом зачастую безопаснее, а на поиски организации-покупателя уйдёт меньше времени», — отметили в пресс-службе.
Советы дали и эксперты «Авито авто».
В процессе продажи не стоит доверять заманчивым предложениям купить автомобиль без осмотра и личной встречи, когда потенциальный покупатель готов сразу перечислить деньги на ваш счёт. Здесь велик риск нарваться на мошенников.
А ещё лучше назначать встречи в светлое время суток в достаточно людном месте. Если вы всё равно не до конца уверены в личной безопасности, заранее предупредите родственников или знакомых, где, во сколько и с кем вы встречаетесь и когда планируете выйти на связь после осмотра.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License