«Главное, чтобы не ввели налог на Zoom!» Что не так с новым законом об удалённой работе
В чём смысл закона
Принятым 26 ноября законопроектом власти попытались урегулировать вопросы, которые возникли в связи с массовым переходом работников на удалёнку в 2020 году. В законодательстве впервые появилось понятие дистанционной работы — его определили как «выполнение трудовых обязанностей вне помещений работодателя с использованием интернета».
Удалёнка может быть в трёх форматах: постоянной, временной и комбинированной (по смешанному графику, когда можно работать и дома, и в офисе).
Другие ключевые положения:
- работодатель имеет право перевести сотрудника на удалёнку без его согласия: при катастрофах, авариях или в случае ЧС;
- переход на дистанционную работу не может быть поводом для снижения зарплаты;
- работника на удалёнке не позволяется уволить за прогул. Однако, если сотрудник не выходит на связь с работодателем более двух рабочих дней без уважительной причины, с ним могут расторгнуть договор;
- при временном переводе сотрудника на удалёнку работодатель должен обеспечить его необходимым оборудованием и софтом. В противном случае ему придётся компенсировать расходы, например плату за интернет;
- у дистанционных работников появляется право «быть офлайн». Нарушение этого права будет расцениваться как сверхурочная работа, которую работодатель обязан оплачивать отдельно. Рабочее время определяется так же, как и для офисных сотрудников.
Какие подводные камни увидел бизнес
— Опасения участников рынка связаны с тем, как будет складываться правоприменительная практика. Если сотрудник по своей инициативе пишет руководителю в субботу, это будет считаться взаимодействием в нерабочее время? Скорее всего, компаниям и проверяющим органам придётся набить определённое количество «шишек» перед тем, как в законе появятся соответствующие уточнения.
Регулировать отношения работодателя и работника безусловно нужно. Причём не только с позиции защиты работника, но и с позиции защиты работодателя от недобросовестных сотрудников. Например, благодаря предложенным изменениям мы наконец сможем решить вопрос с увольнением «пропавших сотрудников», которые, будучи принятыми на дистанционную работу, перестают выходить на связь.
— Право на офлайн может быть не очень удобно сотрудникам. В ИТ-секторе, например, принят гибкий график, и часто он различается у разных отделов. Программисты могут предпочитать работать по вечерам, а маркетологи — по утрам. Если маркетолог отсылает сообщение программисту рано утром, то кажется довольно странным доплачивать программисту за получение такого сообщения. Тогда работодатели могут начать пытаться синхронизировать время работы сотрудников, и пропадают все прелести удалённой работы.
Более того, зная нашу корпоративную практику, право на офлайн может обернуться злоупотреблениями со стороны работодателей — при попытке сотрудников получить доплату за сверхурочные работодатели будут требовать доказательств фулл-тайм-работы в рабочее время, которые они могут не суметь предоставить.
— Неясно, как будет решаться вопрос охраны труда при чередования периодов работы дистанционно и на стационарном рабочем месте. Остаётся открытым и размер разумной компенсации работникам за использование личного оборудования.
Спорным моментом является процесс обмена документами: законопроект в последней редакции упоминает электронную цифровую подпись (ЭЦП). Тут, на мой взгляд, требуется переходный период, так как использование ЭЦП у нас пока не сильно распространено.
Ещё подводными камнями могут стать выплата сверхурочных при работе вне рабочего времени и доказательства таких переработок, а также порядок увольнения: при удалëнке фактор контроля со стороны работодателя снижается по объективным причинам, а потому сбор доказательств для работодателя при спорах об увольнении будет осложнëн.
Достаточно много вопросов остаётся для последующего урегулирования сторонами в трудовом договоре или локальных актах работодателя, например, порядок вызова работодателем дистанционного работника, режим рабочего времени дистанционного работника и другие.
— У меня двоякие чувства. С одной стороны, капитализм в 2020 году ещё более вторгся в нашу сферу приватного, заставляя быть на связи 24/7, лишая пространства, свободного от работы. И жертвы здесь все — как работники, так и работодатели. И здорово, что государство стремится придумать правила, спасающие каждого из нас от отчуждения и эмоционального выгорания. С другой стороны, государство в России и есть главный капиталист, поэтому каждая новость про его попытку начать регулировать что-то ещё заставляет нервно вздыхать в ожидании невыполнимых правил и ограничений. Главное, чтобы не ввели налог на Zoom-созвоны с коллегами!
Фото: depositphotos.com