Что делать, если не нравится учитель в школе? 5 шагов
Почему возникают проблемы с учителем
У детей
Повышенная тревожность
Порой дети очень боятся расстроить родителей и столкнуться с критикой. Им будет трудно с требовательными педагогами, хотя проблема изначально кроется не в учителе, а в детской самооценке.
Личная неприязнь
Может возникнуть без объективной причины. Поэтому важно выяснить, нравятся ли ребёнку в педагоге какие-то черты и есть ли реальный повод для претензий.
Поддержка коллектива
Иногда весь класс восстаёт против кого-то из учителей, и тогда ребёнок примыкает к большинству, изначально не имея никаких проблем с педагогом.
В этом случае ребёнок принимает групповую позицию и транслирует её как собственную. Зная эту особенность подростка, родителям проще ориентироваться в его поведении и принимать решения.
Чрезмерная реакция
Эмоциональных детей легко задеть — и тогда любая несправедливость (даже незначительная) может вызвать бурную реакцию и отказ от работы с педагогом.
Оскорбления
Учитель не должен обижать ребёнка и относиться к нему предвзято — это однозначно неприемлемо. И уж тем более распускать руки.
У родителей
Учитель может не нравиться и самому родителю — маме или папе. Вот по каким причинам (помимо недопустимых ругани и драк).
Несоответствие ожиданиям
Порой учитель не соответствует «картинке в голове», хотя формально никаких причин для недовольства нет. Здесь родителям стоит задуматься, почему они ожидали чего-то другого и вправе ли они это требовать.
Личный негативный опыт
Если родители в школе получили негативный опыт, связанный с педагогом, они могут ожидать подобного и в судьбе своих детей.
Сомнения в компетентности
Особенно часто с ними сталкиваются родители, для которых дети — главный жизненный проект. Они требуют от преподавателей максимально возможной подготовки.
Обсуждать волнующие вопросы с педагогом — нормально. Но важно помнить, что у педагога тоже есть своя жизнь, свои интересы и в свободное время ему не обязательно повышать свою квалификацию до сотого уровня.
Чрезмерная забота
Порой уровень заботы со стороны родителей достигает такой степени, что самостоятельность ребёнка стремится к нулю. Однако в школе всё иначе — ученик должен быть ответственным и исполнительным. Подобные родители могут выступать против излишних, на их взгляд, претензий.
Личная неприязнь
Все мы разные люди, и это нормально. Но антипатия между родителями и учителями не должна мешать ребёнку в учёбе.
Как решить проблемы с учителем. Алгоритм
Шаг 1. Успокойтесь.
Не пытайтесь решить проблему, когда чувства мешают быть объективным.
В первую очередь нужно отключить все свои эмоции, несмотря на то, что сделать это может быть очень непросто. Особенно когда речь идёт о вашем ребёнке и о том, что педагог может придираться к нему, относиться неуважительно, позабыв о всяком профессионализме. Но к решению данного вопроса важно подходить с холодной головой.
Шаг 2. Трезво оцените ситуацию.
Попробуйте понять, что именно вызывает недовольство. Это могут быть:
- стиль преподавания;
- личные качества учителя;
- взаимоотношения между учителем и ребёнком.
Важно: отделяйте факты от эмоций.
Поговорите с ребёнком. Узнайте, что конкретно ему не нравится в учителе. Возможно, проблема кроется в недопонимании или недовольстве каким-то аспектом урока, а не в личности педагога.
Шаг 3. Поговорите с учителем.
Пока без лишних ушей — один на один.
Не нужно сломя голову сразу бежать к администрации школы, минуя самого педагога. Подходите к беседе уважительно, имея при себе конкретные примеры того, что вас беспокоит (именно для этого мы проделывали предыдущий шаг).
Очень часто, обсудив всё с учителем, вы понимаете, что вы с ним «смотрите в одну сторону» и хотите для вашего ребёнка только лучшего. В разговоре вы можете прийти к единой стратегии обучения вашего чада и взаимодействия с ним. Именно поэтому на данном этапе проблема может решиться.
Но так бывает не всегда — иногда разговор с педагогом ни к чему не приводит. Тогда нужно идти дальше.
Шаг 4. Обратитесь в администрацию школы
А именно — к директору или его заместителю. Подготовьте к встрече заявление, в котором вы укажете:
- в чём заключается проблема;
- какие факты её подтверждают (например, информация от ребёнка или выдержки из беседы с учителем).
Главное здесь — действовать с позиции решения проблемы, а не конфликта.
Помимо этого, можно сразу пожаловаться в местный департамент образования (или его аналог в вашем регионе).
Поскольку учитель является сотрудником общеобразовательной организации, то санкцию за неисполнение работником своих должностных обязанностей будет выбирать непосредственно директор школы.
В жалобе подробно опишите ситуацию и нарушенные учителем должностные обязанности, выскажите сомнения в профессиональной пригодности сотрудника. Также можете указать, что в случае непринятия мер по вашему обращению и в случае повторения подобного инцидента вы будете вынуждены обратиться в надзорные органы.
Шаг 5. Оцените альтернативы
Бывает так, что решить ситуацию не удаётся даже с помощью жалобы в департамент образования — и проблемный учитель остаётся на своём месте. В таком случае нужно подумать, на что вы готовы дальше.
Альтернативным и самым кардинальным вариантом будет смена учебного заведения или, если есть такая возможность, переход в другой класс (если конкретный педагог не ведёт всю параллель). Если вы понимаете, что проблема не решается уже долгое время, а эмоциональное состояние вашего ребёнка становится ещё более шатким, необходимо действовать.
Многих такой сценарий может испугать. Но педагоги уверены, что смена школы один-два раза за долгие 11 лет обучения — абсолютно нормальное явление. К тому же далеко не всегда это происходит из-за конфликтов — дети меняют школы ради профильного образования, из-за переезда и по другим причинам.