Как помочь ребёнку справиться с буллингом в школе. Гайд от психолога
Что такое буллинг
Часто дети считают, что буллинг в школе — это просто игра, и таким образом они оправдывают своё поведение в отношении тех, кого они травят.
Но нужно понимать, что буллинг — не игра и не шутка. Во время шуток обе стороны веселятся, смеются и нет никакого напряжения. В случае буллинга одна из сторон испытывает тревогу, обиду, злость, бессилие и постоянное напряжение. В конечном счёте это может привести к серьёзному ухудшению самооценки, депрессии и даже суицидальным мыслям.
Буллинг (травля) — систематическое и постоянное проявление агрессии в различных формах против одного или нескольких детей.
Кроме того, важно отличать конфликты и ссоры между детьми от буллинга. Ссоры возникают и утихают, обе стороны признают наличие конфликта и пытаются его разрешить или просто перестают общаться друг с другом.
В случае травли конфликта может не быть совсем. Проявления агрессии продолжительны, а тот, кто становится жертвой буллинга, не всегда понимает причину этой травли. Его могут обижать, даже если он не общается с зачинщиками. В ситуации буллинга в школе всегда существует неравенство сил, поскольку отношения строятся на принципе «охотник — жертва».
Проявления буллинга в школе могут включать:
- Обзывательства, обидные прозвища и едкие шутки, которые наносят эмоциональную боль.
- Порчу вещей, когда отбирают или повреждают имущество.
- Угрозы, тычки, толчки и удары, наносящие физическую боль.
- Словесные оскорбления и унижения, которые разрушают самооценку.
- Игнорирование и бойкот, когда изолируют от остальных.
- Принуждение к совершению неприятных действий.
Любой ребёнок может стать жертвой буллинга в школе.
Причины буллинга в школе
Если вы думаете, что только дети из неблагополучных семей или те, кто сталкивается с насилием, становятся обидчиками, то это далеко не всегда так. Зачастую дети из вполне благополучных семей выступают в роли агрессоров.
Чаще всего такое поведение связано с неуверенностью и стремлением утвердиться. Ощущение силы и превосходства даёт им власть и могущество. Кроме того, буллинг всегда предоставляет возможность выплеснуть гнев, даже если он не связан с тем, кого обижают.
К сожалению, дети часто ощущают себя неравными, особенно в отношениях с родителями и учителями. Чувство неравенства, ощущение никчёмности может быть тяжёлым, и неосознанное желание избавиться от него может побудить ребёнка проявить свою силу против кого-то, кто не может ответить.
Часто поводом буллинга в школе становятся различия:
- Внешность — вес, рост, цвет волос или кожи, шрамы, особенности внешности.
- Неопрятный внешний вид, неаккуратность, трудности в выполнении задач.
- Скромность, немногословность или, наоборот, яркие успехи и заслуги.
- Интересы — увлекается не тем, чем все; не увлекается теми блогерами, играми и другим контентом, которым увлекается большинство.
- Новичок в классе, где роли и отношения уже распределены, а ты «чужак».
Как узнать, что ваш ребёнок страдает от буллинга в школе:
- Регулярное нежелание идти в школу с различными объяснениями, такими как: «мне не нравится учитель», «дурацкие уроки», «я устал», «я заболел» (даже если ребёнок на самом деле здоров).
- Повышенная тревожность и раздражительность, особенно если эти поведенческие изменения проявились внезапно. Родители часто говорят: «раньше у него было всё нормально, а теперь — непонятно что».
- Изменения в поведении и настроении, например, ребёнок становится замкнутым, теряет интерес к ранее любимым занятиям, теряет аппетит или имеет проблемы со сном. Перестал делиться с вами своими школьными делами и отвечает только коротко и безразлично. Становится замкнутым и перестаёт общаться даже с друзьями и приятелями, которые вне школы. Предпочитает проводить время в одиночестве, закрываясь в комнате.
- Постоянные придирки к своей внешности и желание изменить что-то в себе.
- Становится слишком обидчивым на слова, которые раньше не вызывали таких реакций.
- Постоянное подавленное состояние, сопровождающееся грустью и раздражительностью, не имеющими явных причин.
- Не радует то, что радовало раньше.
- Изменились интересы и предпочтения (начал смотреть то, что раньше не смотрел, играть в то, что раньше было непривлекательно).
- Появились странные повреждения на теле (когда понимаешь, что это не случайное повреждение) и когда ребёнок не хочет рассказывать, как получил эти повреждения, и напряжённо реагирует на вопросы о происхождении.
Если вы обнаружите эти признаки, важно обратиться за помощью. Обсудите ситуацию с ребёнком, узнайте о его друзьях и отношениях в школе, обратитесь к педагогам или психологам для разрешения проблемы буллинга в школе. Помните, что ребёнок не должен оставаться один на один с этими трудностями, и вместе вы сможете преодолеть их.
Если вы обнаружили, что ваш ребёнок подвергается буллингу в школе
- Обязательно обсудите с ребёнком тему буллинга в школе и дайте понять, что вы готовы помочь ему остановить это.
- Дайте ему понять, что причина не в его внешности и поведении, что с ним всё в порядке и нет объективных причин для такого обращения. Как бы ребёнок ни старался измениться и подстроиться, агрессор всегда найдёт что-то, за что можно зацепиться.
- Важно научить ребёнка отвечать и защищаться. Существует метод, который помогает психологически отгородиться от слов агрессора — представить, что вся эта грязь, которую он выливает словами, падает на него самого. Это помогает не воспринимать слова агрессора лично.
- Также можно научить ребёнка парировать, отвечая на обидные высказывания агрессора «ты — уродина» словами типа «а ты красавица». Это придаст ребёнку уверенность в том, что он может реагировать на агрессию, а агрессору надоест прилипать к тому, на кого его приёмы не действуют.
- Научите ребёнка быть уверенным в том, что он имеет право и должен смело предупредить обидчика о своих границах и о том, что обратится за помощью к вам или учителям, если обиды не прекратятся.
- Обсудите эту ситуацию с учителями.
- Привлеките родителей детей, которые находятся вовлечёнными в буллинг в школе (кто подвергается травле и кто является обидчиком).
- Не бойтесь прибегать к законным юридическим мерам. Многие действия, связанные с буллингом, могут быть квалифицированы как преступления по различным статьям закона. Если это необходимо, защищайте ребёнка и таким способом. Вместе с ребёнком изучите и обсудите эти законы, чтобы он почувствовал свою силу и понял, что он под защитой.
- Если ваш ребёнок говорит о своей проблеме, важно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам.
Однако бывает, что родители не уделяют теме буллинга в школе должное внимание. Чтобы избежать такой ситуации, родителям не следует:
- Обесценивать или высмеивать жалобы ребёнка. Фразы вроде «нашёл, из-за чего расстраиваться» могут создать у ребёнка ощущение, что его проблемы не имеют значения для вас.
- Не верить ребёнку и подвергать сомнению его чувства. Фразы «а может, ты сам что-то делаешь, чтоб они тебя так обзывали?» только закрепят у ребёнка мысль, что агрессор вправе поступать таким образом по отношению к нему.
- Важно помнить, что унижение и оскорбления ребёнка-зачинщика или его родителей недопустимы и лишь усугубят конфликт.
- Необходимо выносить проблему на обсуждение и призывать своего ребёнка к тому, чтобы он не игнорировал ситуацию.
- Важно вести обсуждение конфликта не только с детьми, но и вовлекать родителей и учителей в процесс решения проблемы.
- Угрозы другим участникам буллинга в школе также недопустимы и не решат ситуацию.
- Необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику. Ваше состояние тревоги не поможет ребёнку осознать, что вы готовы помочь и справиться с ситуацией. Если вам трудно справиться с этим, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы стабилизировать своё состояние перед принятием активных мер.
Рекомендации для детей, которые подверглись буллингу в школе: 1. Не меняй себя после каждого «замечания» от буллера. Помни, что каждый человек уникален и имеет право быть собой. 2. Не молчи и не выгораживай поведение тех, кто травит. Важно говорить о проблеме и искать поддержку у взрослых. 3. Не вступай в нападки и драки в ответ на агрессию. Лучше обратиться за помощью к учителю или родителям. 4. Не проявляй агрессию и буллинг к более младшим или слабым ребятам. Будь добрее и поддерживай своих товарищей. 5. Не верь, что причина проблемы только в тебе самом. Если ты чувствуешь, что нужна помощь, обратись к взрослым, которым ты доверяешь. Вместе вы сможете найти решение.