secretmag.ru
Выживание5 мин.

Большой налоговый брат. Как ФНС усиливает контроль за российским бизнесом

Сервис, который нам навязали
Федеральная налоговая служба (ФНС) считается самым продвинутым в технологическом плане российским ведомством, от которого уже сложно что-либо утаить. Разберёмся, насколько эта репутация оправдана, как ФНС меняет подходы и всё глубже погружается в потоки товаров и денег, зачем ей понадобился доступ к банковской тайне и к чему готовиться предпринимателям.

Мы за вас всё посчитали

1 января 2019 года в России появились самозанятые. Этот режим позволил физлицам «обелиться», казна получила дополнительный доход. Если посмотреть на этот режим внимательнее, то можно увидеть одну революционную идею — налоговый орган впервые взял функцию расчёта налога на себя.

Классическая механика работы налоговых органов такова: налогоплательщик рассчитывает налог к уплате, перечисляет его в налоговый орган, а тот уже перечисляет деньги в бюджет. В истории с самозанятыми ФНС отошла от этой схемы — и не намерена на этом останавливаться.

С 1 января 2021 года бизнесу уже не нужно сдавать декларации по транспортному и земельному налогам. Рассчитывать сумму платежа будет сама ФНС на основе данных из ГИБДД, реестра недвижимости и других источников.

В будущем налоговая хочет взять на себя расчёт всех налогов. Для этого у ФНС скоро будут все ресурсы.

Документы только в электронном виде

В правительстве и ФНС намерены полностью оцифровать все движения и транзакции с товарами и услугами. Для этого власти хотят перевести бизнес на обязательный электронный документооборот (ЭДО).

С 1 июля 2021 года уже начнётся эксперимент по отслеживанию товаров и услуг на территории РФ. В этот день вступят в силу изменения в Налоговый кодекс, которые регламентируют обмен счёт-фактурами только в электронном виде. Пока — по ограниченному числуимпортируемых товаров. Среди них — холодильники, стиральные машины, сушилки и интегральные электронные схемы.

Если эксперимент окажется удачным, требование расширят на другие товары и услуги. Государство планирует перевести обмен 95% счёт-фактур и 70% товарных и транспортных накладных в формат ЭДО до конца 2024 года, говорится в концепции развития ЭДО, принятой 25 декабря 2020 года Правительственной комиссией по цифровому развитию.

Автоматический надзор

Налоговая с 2013 года использует инструменты автоматизации администрирования налогов. Например, АСК НДС. Эта программа собирает данные из деклараций по НДС и налогу на прибыль компаний, анализирует и сверяет их. Если она находит расхождения в декларациях компаний, то налогоплательщикам отправляют автоматические уведомления с просьбой предоставить документы и объяснить расхождения.

В дальнейшем к процессу могут подключиться инспекторы и попросить пересчитать сумму налога, чтобы обойтись «малой кровью» и налоговой не пришлось делать полноценную выездную проверку — иногда стоимость такой проверки выше, чем сумма итоговых доначислений.

Результат: сборы НДС с 2013 года растут порядка на 15% в год. Экономика за эти годы росла примерно на 1,5% в год.

По собираемости налога на прибыль динамика примерно такая же.

Налоговая стремится уменьшить количество выездных проверок, а в будущем полностью от них отказаться. Это логично: налоговая, как классическая компания, уменьшает себестоимость. Гораздо выгоднее направить компаниям автоматические требования по предоставлению документов и «попросить» компании пересчитать сумму налогов к уплате, чем делать полноценную выездную проверку.

Добровольно-принудительный онлайн-надзор

В 2019 году налоговые органы и маркетплейс Wildberries заключили соглашение об онлайн-мониторинге. Компания предоставила ФНС доступ в режиме 24/7 к учётной системе для регулярного мониторинга и анализа всех операций.

Подключение к онлайн-мониторингу — дело добровольное (в узких кругах говорят добровольно-принудительное).

В декабре 2020 года был принят закон, который снижает лимиты для компаний, которые хотят подключиться к налоговому мониторингу с 1 июля 2021 года. Теперь его могут применять компании, у которых:

  • выручка не менее 1 млрд рублей в год;
  • размер уплаченных налогов не менее 100 млн рублей в год;
  • сумма активов не менее 1 млрд рублей в год.

Можно предположить, что лимиты в дальнейшем будут снижаться до малого и микробизнеса, а налоговый мониторинг станет не добровольным, а обязательным.

Зачем это налоговой? Это уменьшение себестоимости и предупреждение ошибок. Гораздо эффективнее заранее обнаружить ошибку или уход от налога, предупредить налогоплательщика и получить правильно рассчитанную сумму налога.

С ФНС поделятся банковскими тайнами

15 декабря 2020 года Минфин вынес на обсуждение законопроект, согласно которому ЦБ России сможет предоставлять налоговой документы и другие сведения, в том числе составляющие банковскую тайну. Перечень документов и сведений и порядок их предоставления будут определяться по соглашению между ЦБ и ФНС.

Если законопроект примут, налоговая сможет запрашивать банковскую выписку организации без проверок и требований — и даже автоматизировать это дело, чтобы выписка подтягивалась каждый день или каждые пару часов. Причём по каждой организации или ИП.

Таким образом, ФНС сможет видеть все финансовые потоки организаций онлайн, сверять их с отчётностью и другими информационными базами. Налоговая будет накапливать данные, анализировать и находить закономерности, чтобы эффективно администрировать налоги: пресекать попытки обналичивания, дробления, ухода от НДС и других серых операций.

ФНС as a service

Налоговая хочет развить культуру уплаты налога в России, сделать уплату налога максимально простой, удобной и неизбежной. Об этом ещё в 2017 говорил Михаил Мишустин, на тот момент глава ФНС.

Нынешний руководитель службы Даниил Егоров в январе 2021 года на Гайдаровском форуме озвучил долгосрочную стратегию развития налоговой системы РФ. Он подтвердил, что налоговая хочет делать удобный сервис, чтобы налогоплательщикам было удобно и просто взаимодействовать с госорганами и уплачивать налоги.

Также ведомство намерено переосмыслить институт жалоб. По словам Егорова, налоговая хочет находить такое win-win решение в спорах с налогоплательщиками, которые бы позволило избегать подобных вопросов в будущем — чтобы для налогоплательщика всё было просто и понятно, а для налоговой прогнозируемо.

Создание онлайн налогового администрирования. ФНС будет брать функцию по исчислению налога (относится ко всем налогам) на себя.

Что это значит для предпринимателей

  • Бизнес перейдёт на полноценный ЭДО: обмен документами с контрагентами, внутренние документы и кадровые документы перейдут в электронный формат. Бизнес будет тратить меньше времени и средств на обмен, хранение и поиск документов.

  • Бизнес будет тратить меньше времени на взаимодействие с госорганами. Налоговой не потребуется отправлять требования с предоставлением документов и пояснениями по операциям — служба будет видеть бухгалтерию компании онлайн.

  • Условия для компаний станут равнее: компании, которые пользуются «серыми схемами» и получают конкурентное преимущество перед белыми компаниями уйдут в прошлое, так как налоговая будет самостоятельно рассчитывать налоги и все схемы по уходу от налогов будут отслеживаться и выявляться.

  • Бизнес значительно сократит расходы на бухгалтерию. Если в 2020 году компании нужно было пять бухгалтеров, чтобы обрабатывать весь поток документов и делать отчёты для налоговой, то в будущем потребуется 0,3 налогового консультанта, чтобы он проверил расчёты налоговой, а документы загрузятся автоматически из ЭДО.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина