Бизнес с отключениями. Что делать российским предпринимателям и магазинам на случай пропажи связи и электричества
/imgs/2025/06/09/18/6842216/978fa6022799f508402b18e0e37557070f9c803b.jpg)
© Создано при помощи нейросети
Передачу данных по мобильной сети могут централизованно отключать на уровне операторов в случае, если есть риски налёта беспилотников. Дроны используют мобильные сети для передачи данных оператору, поэтому без интернета они становятся как бы слепы.
В свете участившихся ударов беспилотников это может быть далеко не последнее подобное отключение. Поэтому некоторые предприниматели уже сейчас начали задумываться, как подстраховаться на случай внезапных отключений. Да и без БПЛА риски столкнуться с перебоями высоки. Вот что нужно сделать, чтобы минимизировать неудобства.
Оцените стоимость и критичность простоя
IT-предприниматель Александр Злобин отметил, что первое, с чего нужно начинать, — это понимание стоимости часа простоя бизнеса в условиях отсутствия интернета или света.
Как бы банально это ни звучало, иногда дешевле переждать сбой, чем сразу бросаться в омут с головой и инвестировать в дорогое оборудование. Всё решают цифры.
По словам Злобина, если ваши сервисы критически зависят от электропитания или интернета, оставлять всё на авось недопустимо. Это прежде всего касается:
- операторов связи,
- хостинг-провайдеров,
- телеком- и IT-компаний,
- медицинских учреждений,
- производственных предприятий и других, где непрерывность имеет первостепенное — значение.
Остальным нужно задать себе вопросы: сколько будет стоить оборудование, его работа, обслуживание, тестирование, площади для его хранения? А потом сравнить с получившуюся сумму с той, которую вы теряете на кратковременных отключениях в течение, скажем, года. Если они сопоставимы или вторая превышает первую, имеет смысл вкладываться в устойчивость рабочих процессов.
Обеспечьте резервные каналы связи
Если какие-то решения у вас рассчитаны на использование исключительно мобильной сети, у вас есть два пути: полагаться на авось или таки раскошелиться и подключить резервный канал кабельного интернета. А в случае, если интернет нужен в дороге, заранее узнать, где можно подсоединиться к Wi-Fi.
Должен быть основной интернет-канал по кабелю и резервный через мобильный модем с SIM-картой от другого оператора. Моему знакомому владельцу локальной розничной сети и службы доставки это помогало не один раз: даже когда вся улица оставалась без связи, у него продолжали работать кассы, CRM и логистика. Интересный момент — у курьеров есть список проверенных точек с бесплатным Wi-Fi на маршрутах. Это неофициальные «точки связи» на случай, если не работает мобильный интернет.
Для основного канала лучше всего — оптика напрямую от провайдера до вашего оборудования. Почему не медь? Медные линии требуют промежуточного активного оборудования, которое может быть обесточено при сбоях в локациях, не подконтрольных вам или провайдеру.
Идеальный вариант для резервного канала — альтернативный провайдер и другая физическая трасса. Два канала от одного оператора будут плохим решением: даже если они идут по разным путям, они всё равно зависят от его общей инфраструктуры. При её падении оба линка могут оказаться неработоспособны.
Что до беспроводного интернета, то помимо LTE/5G это может быть быть спутниковая связь или радиорелейные мосты.
Стоит позаботиться о резервировании интернет-каналов и в случае, если вы сидите на оптоволокне: помимо основного проводного соединения, рекомендуется установить беспроводной 4G- или 5G-маршрутизатор, который автоматически подхватит трафик при сбое основной сети. Полезно также иметь локальное хранилище данных (NAS) с резервной копией всей важной информации, чтобы сотрудники могли продолжить работу, даже если интернет полностью пропал.
Это не единственные возможные «запасные варианты». Однако, рассматривая способы обеспечить себя надежным интернетом, здраво оцените масштаб вложений и когда они окупятся.
Спутниковая связь — дорогое резервное решение, так как используется космическая инфраструктура и стоимость рассчитывается непосредственно под текущие потребности. Это скорее SOS-вариант: наиболее актуален для жителей районов с плохим доступом в интернет, где невозможно проложить оптоволокно и есть постоянные перебои с сотовой связью. В городе он оправдан только в чрезвычайных ситуациях — такой тип связи очень затратный, особенно для небольшого бизнеса. Оценить масштаб вложений можно, ознакомившись с тарифами от «Триколор», МТС, «Билайна», «Мегафона», «Ростелекома» и др.
В любом случае, не стоит переоценивать результативность этих усилий.
Когда весь бизнес построен на онлайн-заказах, даже если вы сами себе интернет обеспечите, связь должна быть ещё и у ваших клиентов. Так что определённые просадки в моменты отключений неизбежны. Но как минимум вы избежите полного ступора в операционной деятельности по уже принятым заказам.
Дублируйте всё, что можно
Карасёв посоветовал включить в ежедневную практику выгрузку в офлайн всех данных, которые критично нужны для работы в течение дня. Например, для службы курьерской доставки это будет выгрузка актуальных заказов и маршрутов в виде таблицы.
В экстренной ситуации курьеры получают распечатанные документы и действуют по заранее отработанному плану, без зависимости от мессенджеров и приложений.
Критично важно продублировать также и способы оплаты, если ваш терминал работает на сим-карте. Ну и дать сотрудникам возможность позвонить клиентам напрямую по номеру телефона — разумеется, с соблюдением всех требований законодательства о персональных данных.
Необходимо разработать кризисный сценарий — порядок взаимодействия с сотрудниками через голосовую связь и проинструктировать персонал. Особенно это критично для служб доставки.
Развивать поддержку автономной работы
Чтобы отсутствие интернета не блокировало бизнес-процессы, стоит посмотреть в сторону оффлайн-решений.. Здесь, указал Александр Злобин, на первый план выходит архитектура приложений и тестирование сценариев ограниченной или отсутствующей связи:
- Поддержка автономной работы: приложения должны сохранять данные локально и передавать их на сервер при восстановлении связи.
- Использование локального кеша, чтобы минимизировать зависимость от онлайна.
- База данных должна поддерживать отложенные транзакции и механизм разрешения конфликтов.
- Для геоинформации — офлайн-карты районов работы.
Чтобы не зависеть от непредвиденных ситуаций, предприниматели также могут подключить опцию отложенных платежей, ее еще называют холдированием (от англ. hold — держать). То есть, произведённая в оффлайн-режиме оплата попросту будет «удержана» в фискальном накопителе, а запрос на списание средств со счёта покупателя отправится в банк, как только появляется соединение. Все что для этого необходимо — специальное кассовое ПО.
Что делать бизнесу в случае отключения электричества
© Создано при помощи нейросети
Если отключение связи худо-бедно ещё можно пережить, то без электричества те же магазины и кафе попросту вынуждены бывают закрыть двери и ждать, пока свет не дадут. Когда такие отключения учащаются, имеет смысл подстраховаться, чтобы ваше заведение оставалось «светочем в ночи» для потенциальных клиентов.
Самым очевидным вариантом остаётся покупка электрогенератора. Такой прибор, будучи заправленным топливом, может несколько часов спокойно поддерживать работу всех критических приборов — а вот необязательные вроде подсветки витрин лучше на время отключить ради экономии.
Важно позаботиться заранее о покупке генератора. На рынке есть много предложений на дизеле или бензине — в разном ценовом диапазоне. Нужно оценить площадь помещения, месячное потребление электричества и уже на основе этих данных подбирать генератор по мощности и стоимости.
После одного случая, когда свет отключили на 6 часов, мой знакомый пересмотрел всю инфраструктуру своего бизнеса. Теперь в магазине и офисе стоят ИБП для касс, роутеров и освещения. Купили портативный генератор, которого хватает на несколько часов автономной работы. В офисе есть запасные аккумуляторы, пауэрстанции с розетками, газовая плитка на экстренный случай.
Источники бесперебойного питания (ИБП) и сетевые фильтры с аккумулятором также защитят технику и данные на случай отключения и резких скачков напряжения. Однако с ними всё не так просто — важно правильно рассчитать нагрузку, чтобы их использование имело реальный практический смысл.
Первым шагом нужно оценить, сколько энергии потребляют все критически важные устройства компании. К полученной цифре всегда добавляют запас около 20%, чтобы обеспечить работу оборудования при пиковых нагрузках. Для серверов и сетевых устройств используются ИБП, которые мгновенно переключаются на аккумуляторы при отключении электричества, не прерывая работу оборудования и сохраняя данные.
Таким образом будет поддерживаться работоспособность важнейших систем: кассовых аппаратов, платёжных терминалов и IP-телефонии. Если питание не восстанавливается, у вас будет время для постепенного завершения работы серверов и приложений, которые обеспечивают сохранность данных и корректное отключение оборудования. Как только электричество появится вновь, все системы вернутся к нормальной работе, а сотрудники смогут продолжать рабочий процесс без потерь данных.
Но самое главное на случай различных форс-мажоров — это команда, которая знает, что делать: кто за что отвечает, как оповещать клиентов и как быстро восстановить рабочий процесс, отмечает Павел Карасёв.
«Даже небольшой бизнес может эффективно подготовиться к нестабильной ситуации без лишнего драматизма и без вложений на миллионы. Сейчас, когда риски отключений реальны, такие меры не роскошь, а элементарная цифровая гигиена», — подытожил эксперт.