secretmag.ru
Истории7 мин.

Воздержание от шопинга. Как живут россияне, которые на год отказались от покупок

Россияне затягивают пояса: кризис 2022-го уронил спрос на платные медицинские услуги на 51%, а среднюю сумму онлайн-покупок — на 52%. Но есть люди, которые начали экономить задолго до этого сложного года. Они вдохновились идеями писательницы Кейт Фландерс* об осознанном потреблении и отказались от лишних трат на целый год, а теперь готовы делиться опытом и лайфхаками. «Секрет» побеседовал с ними и узнал о том, как ограничить себя в покупках и не сойти с ума.

*Кейт Фландерс — автор книги «Год без покупок», в которой она рассказывает, как ей, одержимой шопингом, удалось прийти к осознанному потреблению.

«Мне удалось сэкономить примерно 30% от дохода»

Татьяна Константинова
управляющий партнёр агентства RSVP

Я отказалась от шопинга после одного из первых локдаунов — осенью 2020-го. Моя работа связана с модой, поэтому у меня больше вещей, чем у среднестатистического человека. И мне захотелось поэкспериментировать и узнать, а действительно ли мне нужны все эти покупки или это исключительно эмоциональное потребление, желание получить радость от новой вещи.

Я решила не покупать ничего из вещей в течение года. Можно было приобретать только расходники: нижнее белье, носки и колготки. При этом постаралась расхламить свой гардероб: какую-то часть вещей выставила на «Авито», какую-то часть — отправила в секонд-хенды и в проект по аренде гардероба, что-то отдала родственникам. Таким способом удалось пристроить процентов 20 от первоначального гардероба.

Первые месяц-два было непросто. Когда я с подружкой шла в магазин или по привычке открывала Net-a-Porter (интернет-бутик. — Прим. «Секрета»), конечно, был соблазн всё бросить, но я думала: окей, год без этого я точно обойдусь, а там посмотрим.

Был единственный момент, когда я хотела надеть что-то очень модное на мероприятие и меня не устраивало всё, что у меня было в гардеробе, — в тот раз я взяла вещь в аренду. Это был такой немножко читинг. Ещё пару раз я что-то брала у подружек, но это тоже в порядке исключения (и это были аксессуары).

Друзья в соцсетях активно следили за моим экспериментом: для многих мой отказ от покупок казался невыполнимым. Конечно, несколько человек вдохновились моим опытом и тоже решили попробовать.

Но у многих мой эксперимент вызвал большие вопросы. Меня спрашивали, насколько удаётся себя сдерживать, страдаю ли я — и главным образом, когда я закончила этот эксперимент, не вошла ли я в раж и не стала ли скупать всевозможные вещи (на самом деле этого со мной не произошло).

Эксперимент помог мне сэкономить примерно 30% от дохода — именно столько, как оказалось, я тратила на одежду. Я обнаружила, что вместо покупок легко могу поехать на неделю отдохнуть (во время пандемии, конечно, не разгонишься, но я ездила в открытые для россиян Армению, Египет, Турцию) или взять какой-нибудь хороший образовательный курс месяца на два-три. Ну и плюс вложиться в себя — в культурную программу и развлечения. Вот эти все вещи я себе стала больше разрешать, потому что понимала, что есть высвободившийся бюджет.

Смысл и ценность этого эксперимента — помимо огромного количества денег, которые освободились, — это то, что я просто перестала так много покупать. Первое, о чём я думаю, — это насколько оно мне надо, есть ли в гардеробе что-то похожее, куда я надену новую вещь.

Говорят, что, когда женщина приходит в магазин, она смотрит, что там есть, а мужчина идёт в магазин за тем, что ему надо. Вот у меня теперь более рациональный, мужской подход.

«Отказ от покупок помог мне сохранить то немногое, что у меня было»

Яна Семёшкина
учитель русского языка и литературы, автор подкаста Fabula Rasa

Всё началось с того, что я прочитала «Год без покупок» Кейт Фландерс. Эта книга оказалась у меня в руках в нужное время, когда я уволилась из офиса и начала своё дело. Мне хотелось отказаться не только от импульсивных покупок, но и от импульсивного поглощения информации.

Год без покупок у меня длился не 12, а 11 месяцев. Всё это время я не покупала одежду, книги, технику и инфопродукты. Кроме того, я ограничила свой бюджет на кофе навынос, потому что на эту статью расходов у меня уходило очень много денег.

Мои траты ограничивались арендной платой, продуктами и путешествиями. Что касается путешествий, я старалась делать упор на более скромные варианты. Всё это сопровождалось ещё и информационным детоксом: я была очень избирательна к тому, что слушаю и читаю.

Это было время, когда я старалась оградить себя от внешних импульсов и прислушаться к внутренним: к тому, что хочу именно я, а не тому, что навязывают маркетинг и быстрая мода.

Часть эксперимента совпала со временем, когда наступил локдаун, и это вполне органично вписалось в мою жизнь. Тогда не было возможности куда-то выходить с друзьями и тратить деньги на развлечения. Но моей близкой подруге, с которой мы много времени путешествовали, доставляло дискомфорт то, что я, допустим, не готова ехать в Португалию, а готова ехать в Тулу. И мне приходилось объяснять, что я сейчас стараюсь радоваться тому, что имею, и не закладывать под это большой бюджет.

У меня не было серьёзных соблазнов: как-то спокойно жилось в режиме, когда не покупаешь вещи, к этому можно привыкнуть.

В какой-то момент у меня наступил кризис смысла. Если сначала мне хотелось наслаждаться более важными вещами (например, общением) и хотелось доказать себе, что иметь — это не значит быть, то потом я поняла, что моя жизнь потеряла яркость.

На этом этапе у меня возник внутренний конфликт. С одной стороны, я хотела прийти к себе настоящей, понять, что я остаюсь константой — и вещь не может прибавить мне ментального капитала, вещь это вещь и её функции исключительно утилитарные. С другой — я поняла, что мы, наверное, этим и отличаемся от животных, что у нас есть желания, и когда мы их реализуем, то проявляем себя.

В конце концов я просто перестала видеть смысл в отказе от покупок. Я поняла, что, оказывается, тратила не так много, как мне казалось до начала эксперимента. Более того — я покупала только необходимое. Этот опыт помог мне посмотреть на себя со стороны. Кроме того, вещи начали изнашиваться — и у меня возникла необходимость купить что-то ещё.

Я бы не сказала, что такая экономия сильно отразилась на моём бюджете. Но отказ от покупок помог мне сохранить то немногое, что у меня было. Если бы не этот эксперимент, я думаю, что могла бы быстро выгореть на первых этапах своего бизнеса. А так я смогла инвестировать лишние деньги в своё дело.

Что думают об отказе от покупок психологи

Опрошенные «Секретом» психологи отмечают, что потребность в ненужных покупках испытывают примерно 7% россиян — и за последние 10 лет таких людей стало в 2,5 раза больше. В основе компульсивного шопинга часто лежит потребность в позитивных эмоциях.

«Ониомания (она же — компульсивный шопинг) формируется на фоне чувства внутренней пустоты, и с помощью покупок человек пытается ее заполнить. Часто люди снимают напряжение, когда у них проблемы на работе или напряжение в отношениях. Кажется, что звучит безобидно, но эту проблему стоит отнести к зависимостям, так как аппетит растёт, а пользы становится всё меньше», — рассказала Галина Родригес, врач-психиатр, психотерапевт «Медси на Солянке».

К эксперименту, в котором люди на год отказываются от бессмысленных трат, врач-психотерапевт относится положительно. Но указывает, что это должно быть добровольно и осознанно, иначе результат может быть краткосрочным или его вовсе может не быть.

«Это как, например, добровольно отказаться от сладкого. Польза будет, только если человек подойдёт к этому эксперименту как к возможности улучшить свою жизнь, а не как к ограничению», — добавила Родригес.

Плюсы эксперимента очевидны: можно сэкономить ресурсы (как финансовые, так и эмоциональные), понять свои глубинные потребности и их причины, принять себя как личность, наладить семейные взаимоотношения. Но далеко не каждый человек сможет пройти этот эксперимент в одиночку.

«Людям самокритичным, имеющим повышенное чувство вины, тяжело переживающим неудачи, хотелось бы порекомендовать участвовать в данном эксперименте при поддержке специалиста или группы положительно настроенных единомышленников, близких, которые бы могли оказать своевременную помощь», — посоветовала Родригес.

Четыре совета тем, кто хочет отказаться от покупок (от героев текста)

  • Начинать год без покупок лучше в щадящем режиме: выбрать, что бы хотелось исправить (например, отказаться от лишнего кофе навынос), и работать исключительно над этим. То есть провести год без определённых покупок. Жёстко себя ограничивать во всём не нужно, если вы морально к этому не готовы и у вас не сформированы запасы базовых вещей.

  • Полезно установить бюджетное правило: выделить определённую сумму, которую можно тратить на вещи в месяц. Не менее действенным может быть обратный принцип — когда отталкиваешься не от суммы, а от количества вещей. Например, не брать больше пяти вещей в месяц.

  • Накопительство — обратная сторона компульсивного шопинга. Людям, которые знают за собой такую особенность, часто советуют: купил что-то — избавься от похожей старой вещи. Если она всё ещё хороша, но человек ей не пользуется, лучше отдать её кому-то, кто оценит её по достоинству.

  • Тем, кто решился отказаться от шопинга, ограничения даются гораздо легче, если они понимают, на что перефокусировать своё внимание. Стоит отдельно обозначить для себя, что это не ограничение, а возможность как-то по-другому распоряжаться своим временем, своими деньгами, своими эмоциями. Если не получится, ничего страшного. Если есть желание, всегда можно начать с чистого листа.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, unsplash.com/Hanna Postova