«Во всём виноват Чубайс!» Пять претензий к архитектору российской экономики
Анатолий Чубайс строил капитализм на обломках коммунизма, передавал госпредприятия в частные руки, реформировал электроэнергетику России и вот уже более десяти лет управляет госкорпорацией «Роснано». И всё это время он не может отделаться от прилипшей к нему фразы «Во всём виноват Чубайс».
«Секрет» вспомнил, почему Чубайса называют могильщиком российского либерализма и какие претензии предъявляли «отцу приватизации» за его долгую политическую и управленческую карьеры — и как он на них отвечал.
Откуда взялось выражение «Во всём виноват Чубайс!»
В январе 1996-го президент Борис Ельцин уволил Анатолия Чубайса с поста первого вице-премьера «за низкую требовательность к подведомственным федеральным ведомствам и невыполнение ряда поручений». Это событие обыграли в популярной передаче «Куклы» на НТВ. Персонаж Ельцина произнёс фразу: «Во всём виноват Чубайс! Если бы не Чубайс, всё у нас было бы хорошо». Выражение быстро стало крылатым.
Претензия № 1. Приватизация
В конце 1991 года 36-летний ленинградский экономист без значимого управленческого опыта Анатолий Чубайс вошёл в правительство Егора Гайдара, возглавив государственный комитет по управлению имуществом. Под руководством Чубайса там разработали программу приватизации — процесс передачи государственных секторов экономики в частные руки.
Так в 1992 году в России появились ваучеры — приватизационные чеки. Номинальная стоимость каждого составляла 10 000 рублей. Все активы страны, подлежащие приватизации, оценили в 140 млрд рублей. Любой гражданин РФ имел право на один ваучер, то есть на частичку национального богатства.
Люди могли вкладывать ваучеры в акции предприятий, на которых работали, продавать, дарить и передавать в чековые инвестиционные фонды. Законодательство о приватизации было запутанным и неоднократно менялось. Простые люди не понимали сути процесса и порой меняли ваучер на бутылку водки.
Критики приватизации говорят, что её провели в неудачное время — на волне дикой инфляции и в условиях макроэкономической нестабильности. В выигрыше оказались «красные директора» — назначенные ещё в СССР руководители предприятий. Большинство простых граждан (работники бюджетной сферы, пенсионеры) остались в стороне от нарезки пирога госсобственности. Население сочло, что власти их обманули.
Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили.
К 1995 году государство остро нуждалось в деньгах. Правительство получало кредиты у коммерческих банков, передавая им в качестве залога «лакомые кусочки» — акции нефтяных, газовых и металлургических компаний, которые ранее были выведены из-под чековой приватизации. Для реализации схемы были предложены залоговые аукционы. Идея исходила от главы «ОНЭКСИМ-банка» Владимира Потанина. Вице-премьер правительства России Анатолий Чубайс поддержал инициативу.
В результате, как писали аналитики Счётной палаты, «отчуждение федеральной собственности произвели по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер». По итогам приватизации в России появился институт частной собственности, но самые выгодные активы получили олигархи — бизнесмены, связанные с властью.
До сих пор Чубайсу припоминают это. В 2018 году, когда он выступал на Гайдаровском форуме, активист «Другой России» швырнул в политика листовками с обвинениями в «варварской» приватизации.
Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка... Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом.
Претензия № 2. Дефолт 1998 года
В 90-х Чубайс занимал ключевые посты: был вице-премьером, руководителем администрации президента, министром финансов и первым заместителем председателя правительства. При этом он был одним из идеологов рыночных реформ, которые привели к проблеме неплатежей — главному «сюрпризу» того десятилетия.
Что, с моей точки зрения, мы не предвидели, не понимали, и что оказало самое глубинное воздействие на весь ход реформ 1990-х — это неплатежи.
На этапе становления рыночной экономики многие российские товары были неконкурентоспособными и спрос на них отсутствовал. Но предприятия не останавливали выпуск продукции и копили долги перед поставщиками и работниками. ЦБ давал компаниям необеспеченные кредиты для погашения задолженностей. Это привело сначала к гиперинфляции, а затем — к дефолту.
В июне 1998 года Анатолия Чубайса назначили спецпредставителем президента по связям с международными финансовыми организациями. Он вёл переговоры с МВФ и Всемирным банком, чтобы те предоставили России экстренную денежную помощь. Но договориться об этом не удалось.
В августе Правительство РФ объявило о несостоятельности — государство отказалось платить по своим долгам. Курс рубля к доллару обвалился почти в три раза. Накопления россиян в национальной валюте обесценились. В глазах народа одним из главных архитекторов происходящего был Анатолий Чубайс.
В начале нулевых годов Чубайс стабильно входил в тройку российских политиков, вызывающих наибольшее недоверие у своих сограждан. Его имя было знакомо почти всем — в опросе ФОМ в ноябре 2000-го лишь 4% ответили, что не знают, кто это. При этом 55% россиян относились к политику плохо, 29% — безразлично и лишь 7% заявили о своём хорошем отношении. Люди характеризовали Чубайса как «величайшего жулика современности», человека «бессовестного», «жадного», «нахрапистого» и «чёрствого».
Кризис 1998 года стал дном, от которого российская экономика оттолкнулась и стала восстанавливаться. Драйвером роста выступила промышленность — дешёвый рубль помог быстро нарастить объёмы экспорта. Началось десятилетие роста.
Претензия № 3. Поражение СПС на выборах
В мае 2001 года Чубайс стал сопредседателем и членом федерального политсовета «Союза правых сил». После парламентских выборов 1999 года, где СПС набрал 8,52% голосов, «Союз правых сил» занимал три десятка кресел в Госдуме. Это была партия зарождающегося среднего класса, её лозунг — «Наше дело — правое!» В сентябре 2003-го СПС включил Чубайса в список на выборах в Государственную думу следующего созыва под третьим номером — после Бориса Немцова и Ирины Хакамады.
«Это мы создали первую и ныне действующую российскую Конституцию и добились её принятия в трудном декабре 1993 года. Это нами создана частная собственность — основополагающий институт российской государственности. Это на наших идеях и нашими силами выстроено практически всё действующее российское законодательство. И после всего этого разнообразная политическая шпана, которая путалась у нас под ногами, будет называть себя патриотами?! Да каждый сидящий здесь вправе сказать на это: это я — государственник и я — русский патриот!» — это эмоциональное выступление Чубайса 8 сентября 2003 года на предвыборном съезде СПС встретили аплодисментами.
«Союз правых сил» собирался строить «свободную Россию — страну, в которой не стыдно и удобно жить» всем гражданам. Члены партии выступали за глубокие реформы армии, науки, здравоохранения, образования, ЖХК и банковской сферы. Но этим планам не суждено было сбыться. Задержание Михаила Ходорковского осенью 2003 года спутало карты.
Во время предвыборной кампании Чубайс был резок. «Арест в данном случае представляется чрезмерной избыточной мерой пресечения. Ходорковский никуда убегать не собирался. А арест акций "Юкоса" — это просто дикое событие по той простой причине, что арестованы акции, не принадлежащие Ходорковскому. Арестованы акции юридического лица, в котором у Ходорковского есть небольшая доля. Кстати, юридического лица иностранного. <...> В том, что произошло в течение этих дней, просматриваются серьёзные признаки изменения курса», — говорил Чубайс в программе «Неделя» Марианны Максимовской.
«Союз правых сил» в глазах обывателей встал на защиту олигархов. Общественное же мнение было на стороне властей. Непопулярные комментарии Чубайса отрицательно сказались на рейтинге партии. В итоге в парламент СПС не прошёл, набрав лишь 4% голосов. Чубайс стал политическим антигероем 2003 года в глазах россиян. Позже эксперты назовут его одним из могильщиков российского либерализма.
Я думал, что защита частной собственности важнее для среднего класса, чем ненависть к олигархам. Оказалось, что это не так.
Претензия № 4. Реформа энергетики
В апреле 1998 года Чубайс стал председателем правления РАО «ЕЭС России» — монополиста на рынке электроэнергетики страны. Отрасль находились в глубочайшем кризисе. За электричество рассчитывались бартером, взаимозачётами, векселями. Многие региональные объекты генерации были близки к банкротству. Дефицит топлива, задержки зарплат, забастовки на электростанциях — стандартные маркеры того времени.
За десять лет Чубайс реформировал систему. Он запустил программу привлечения частных инвестиций, что позволило построить новые генерирующие мощности. Количество аварий на электростанциях сократилось, а темпы обновления оборудования превысили темпы его старения. В 2008 году РАО «ЕЭС России» разделилось на 23 независимые компании. Рынок электроэнергии перешёл в частные руки. Сегодня потребители платят за свет по свободным ценам.
У реформы было немало противников — практически все губернаторы, Госдума, Совет Федерации, крупные промышленные потребители и другие заинтересованные стороны.
Я хорошо помню один разговор, очередную тяжёлую баталию на совещании у президента Владимира Путина с группой категорически сопротивлявшихся реформированию губернаторов во главе с Юрием Лужковым (на тот момент мэр Москвы. — Прим. «Секрета»). Наши оппоненты говорили, что преобразования проводить ни в коем случае нельзя. Это развал, разрушение единой энергосистемы. И вообще, говорит Юрий Михайлович, а кто же будет управлять электроэнергетикой? В ответ раздаётся тихий голос кого-то из присутствующих, произнесший одно слово: «Рынок». Все оглядываются: кто это сказал? Ой, а это Путин сказал.
Чубайсу ставят в вину рост тарифов на электроэнергию и припоминают масштабную аварию в ноябре 2005 года в московской энергосистеме, когда в остановившихся поездах метро и лифтах оказались заблокированы несколько тысяч человек. Лужков призвал правительство «разобраться с этим самым Чубайсом»: «Он завалил экономику России в ходе приватизации, теперь это ясно всем, и сейчас мы видим несостоятельность возможностей РАО ЕЭС возможностям развития экономики государства. Если не сделать выводов, то Россия снова остановится из-за Чубайса». Чубайса неоднократно обвиняли в веерных отключениях электричества, хотя он предлагал запретить их на законодательном уровне.
«А мы никого не отключаем! Мы вообще никого не отключаем. Мы включаем тем, кто платит», — говорил тогда Чубайс. И ещё одна его цитата: «Тарифы — они берутся от Бога, то есть от государства».
В 2009 году, уже после ликвидации РАО «ЕЭС России», произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, погибло 75 человек. В акте комиссии Ростехнадзора были указаны шесть человек, якобы причастных «к созданию условий, способствующих возникновению аварии». В их числе был и Анатолий Чубайс, который в 2000 году подписал акт приёмки станции. Сам он заявил, что не мог его не подписать — и добавил: «В том, что касается моей ответственности, я вообще отвечаю за всё, что происходило при мне в отрасли».
Претензия № 5. Нанотехнологии
Президент Дмитрий Медведев в сентябре 2008 года назначил Чубайса генеральным директором госкорпорации «Роснано». Стартовый капитал компании, которая должна была развивать нанотехнологии, составил 130 млрд рублей из бюджета страны. К весне 2019 года благодаря инвестициям корпорации в 37 регионах России в стране открыли около ста заводов и научно-исследовательских центров.
Критики «Роснано» утверждают, что внедрять инновации через государственную структуру неэффективно — это должны делать частные инвесторы. Среди аргументов часто приводят результаты проверок Счётной палаты. Например, в 2013 году она выявила в «Роснано» неэффективный менеджмент, экономическую несостоятельность ряда проектов, убытки проектных компаний, финансирование компаний, находящихся в предбанкротном состоянии и реализацию проектов, не относящихся к нанотехнологиям.
На то, что у корпорации «ни хрена не получилось», в 2015 году указывал оппозиционный политик Алексей Навальный. Он обвинил Чубайса в «попиле бюджета» и неэффективности.
В конце того года выступая на корпоративе Чубайс сказал: «У нас очень много денег. Их просто вот совсем много. И именно поэтому у нас появилась возможность не просто «ворочать» большими деньгами, а ещё и вложить их в нашу долгосрочную стратегию!». После этих слов он пообещал сотрудникам двойную премию.
Запись вызвала резонанс. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что это «неправильное поведение». «Если у вас много денег, пожертвуйте их тому, кто в них нуждается», — сказала она. Позже в «Роснано» объяснили, что, говоря о больших деньгах, Анатолий Чубайс имел в виду успехи компании по привлечению инвестиций.
Можно выделить как минимум три ярких провала корпорации. Первый — едва не обанкротившийся завод «Лиотех» в Новосибирской области, где планировали запустить совместное с китайцами производство литий-ионных батарей. Второй — завод по изготовлению поликристаллического кремния для солнечных батарей в Иркутской области, закрытый из-за резкого падения цен на материал на мировом рынке. Третий — «российский iPad» — электронная книга Plastic Logic с гибким экраном, до серийного производства которой дело так и не дошло.
Сам Чубайс говорил как минимум о 10 неудачных проектах «Роснано», но отметил, что в целом корпорация на три года раньше запланированного (в 2014 году вместо 2017-го) перестала быть убыточной. «Построенные нами заводы к сегодняшнему дню заплатили в федеральный бюджет за весь период работы 132 миллиарда рублей. Это фактически означает, что государство свои затраты возместило», — заявил Чубайс на встрече с президентом России Владимиром Путиным в марте 2019 года.
Вся система госконтроля относится к инновациям с ненавистью. <…> Каждая ваша инновация может быть использована против вас, и вообще ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным.
В сентябре 2019 года «Роснано» заняло последнее, 50-е место в рейтинге российских компаний с лучшей репутацией. Аналитики объяснили это негативным отношением общества к Анатолию Чубайсу. Для народа он находится в одном ряду с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным, признал Чубайс в программе «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» на канале «Россия 1».
Нужно понимать, что 1990-е годы были тяжелейшим периодом для десятков миллионов людей. В этом смысле человеку нужно, чтобы кто-то был виноват. Мы все так устроены.
Who is Mr. Chubais?
В 1996 году Чубайс возглавил неформальный предвыборный штаб Бориса Ельцина. Низкий рейтинг первого президента России постепенно вырос, что в итоге позволило ему победить во втором туре. В 1997 году именно Чубайс посоветовал взять в администрацию Кремля Владимира Путина — «сильного кандидата, с которым он работал в Петербурге».
Без Чубайса современная Россия была бы другой. Но вряд ли кто-нибудь сможет сказать, какой именно.
Коллаж: «Секрет Фирмы», Depositphotos.com/rbc-daily