secretmag.ru
Выживание

Виноваты не птицы. Почему мусор становится причиной авиакатастроф

И что с этим делать
Утром 15 августа самолет Airbus А321 «Уральских авиалиний» вылетел в Симферополь из аэропорта Жуковский. На борту судна находилось 234 человека. Через некоторое время 76 из них обратятся за медицинской помощью, пятеро получат ордена Мужества, а двое — пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин — станут Героями России.

Во время взлёта Airbus А321 столкнулся со стаей чаек. Это привело к остановке двигателей и аварийной посадке на кукурузном поле в Подмосковье. Приземление прошло успешно — все пассажиры выжили, лишь несколько получили травмы разной степени тяжести. 234 человека спаслись благодаря не только мастерству пилотов, но и удачному стечению обстоятельств — недалеко от аэропорта оказалось достаточно большое поле без крупных камней или пней, а спелая кукуруза самортизировала корпус судна.

О том, кто или что стало причиной происшествия, разгорелись споры: «в лидеры» быстро выбилась свалка, которая то появлялась, то исчезала из публикаций и заявлений пресс-секретарей.

Место жесткой посадки лайнера Airbus-321 в результате попадания птиц в двигатели.

© mskagency.ru

Кто устроил свалку

Чайки часто прилетают на мусорные полигоны, чтобы поживиться пищевыми отходами. Изучив локацию вокруг места происшествия, можно обнаружить расположенное в 2 км от аэропорта озеро Глушица, которое давно стало предметом для судебных исков и жалоб.

Дело в том, что в 2010 году на берегу озера появился бетонный завод. Его построила компания ООО «Гарант-Строй», принадлежащая главе Волоколамска Андрею Вихареву. В 2014 году, когда Вихарев ещё был депутатом областной думы, глава московского отделения партии «Яблоко» Сергей Митрохин обвинял его в незаконном строительстве этого завода.

В 2018 году Вихарев получил назначение на пост главы Волоколамска после того, как его предшественника Евгения Гаврилова отправили в отставку на фоне ситуации с подмосковной свалкой «Ядрово». По словам Вихарева, он продал «Гарант-Строй» ещё в 2011 году. Новым владельцем компании стал депутат городского округа Жуковский Родион Кузин, который входит в Комиссию по вопросам ЖКХ, благоустройства, градостроительства и природопользования. Предприниматели были знакомы ещё до совершения сделки: Кузин начинал свою деятельность в Подмосковье в строительных проектах Вихарева, в результате которых пострадали тысячи дольщиков и понёс потери государственный бюджет.

По словам министра экологии и природопользования Московской области Дмитрия Куракина, озеро Глушица замусорили, когда этим участком владел Кузин.

В мае 2017 года Росприроднадзор начал получать жалобы на «несоблюдение экологических норм» на озере и сразу подал иск на 25 млн рублей за «причинение вреда окружающей среде». Управление участком взяла на себя администрация Жуковского. Как утверждает местный депутат Сергей Рязанов, с начала года с озера вывезли 500 грузовиков мусора, но до нужного результата ещё далеко.

Мусор, чайки, самолёты

О том, что летающие над свалкой чайки могут стать причиной авиакатастроф, ещё в 2017 году предупреждала член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области Елена Гришина.

Сегодняшняя ситуация действительно может быть связана с этими чайками, которых очень большое количество на водоёме. К сожалению, когда происходят какие-либо катастрофы, только тогда начинают заниматься этими проблемами. Инспекторы в своё время били тревогу, принимали участие в рейдах. Надеюсь, что сейчас эта ситуация, которая сложилась за многие годы, будет исправлена. Раньше там были потрясающие места отдыха для местных жителей, красивые озёра, которые превратились в мусорные свалки.

Елена Гришина
Член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области

По словам активистки Нины Комаровой, с 2011 года на озеро стали завозить бытовые отходы и строительные материалы со всей Московской области.

Не только завод захламлял озеро. КамАЗы один за другим шли. Мы записывали номера, мы их останавливали, мы писали во все инстанции. И в администрацию нашу, и в область — без результата. Один малый карьер завалили полностью. Но за последний год большую часть его территории очистили, мусор почти весь вывезли. Но на дне он остался, и чайки прилетают.

Нина Комарова
Участница инициативной группы по сохранению озера Глушица

Как утверждает Дмитрий Куракин, на эту территорию не завозят отходы уже год. Сейчас там остался в основном строительный мусор, который птицы не едят. Этой точки зрения придерживается и старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН Виктор Зубакин.

Конечно, свалки для чаек, для врановых птиц, скворцов и голубей — это место для кормёжки. Но чайки предпочитают крупные свалки, если существует локальная — чайки туда не летают. Крупных свалок за последние два года в Подмосковье стало меньше. На озере Глушица гнездятся озёрные чайки, они уже покинули колонию в июле, и сейчас там практически никого быть не должно, они улетели все. Они гнездятся там, потому что это озеро, зарастающее рогозом — именно такой гнездовой биотоп подходит озёрным чайкам. Но самолёт столкнулся с сизыми чайками, а они, скорее всего, пришлые, прикочевавшие. Они с северных регионов к нам летят. И, безусловно, концентрируются в кормных местах.

Виктор Зубакин
Старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН

16 августа Минэкологии Московской области провело проверку, в результате которой выяснило, что над Глушицей в день происшествия чаек не было. Сейчас озеро выглядит вот так:

В ведомстве указали на ещё одного возможного виновника — перегрузочную станцию «Экосервис», которая располагается в километре от аэропорта Жуковский. Куракин согласился с тем, что вторая компания с большей вероятностью могла создать условия для авиапроисшествия. «Я думаю, что за ней придётся дополнительно понаблюдать, потому что птиц там было больше всего объективно. Определённо, этот объект птиц привлекает», — рассказал Куракин.

Мусорные проблемы и решения

Поиск виноватых в жёсткой посадке Airbus А321, возможно, ни к чему не приведёт, но проблема нелегальных свалок останется. «Секрет фирмы» узнал у Андрея Заутера, партнёра Strategy Partners и руководителя практики «ТЭК и ресурсы», в каком состоянии находится отрасль и как можно изменить ситуацию.

Андрей Заутер
Партнер Strategy Partners и руководитель практики «ТЭК и ресурсы»

— К началу 2018 года в России накопилось 70 млн тонн твердых коммунальных отходов. Из них около 40% — органические отходы. Практически все твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в России вывозятся на мусорные полигоны, санкционированные или несанкционированные свалки. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га. На переработку отправляется только 4–5% мусора, и только в самых благополучных регионах — около 7%.

В 2019 году в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами, в которой страна нуждалась уже давно. Новая система обращения с отходами нацелена на избавление от несанкционированных свалок, создание нового формата сбора отходов, их сортировки, утилизации и захоронения и на модернизацию законодательства, не отвечающего современным потребностям и тенденциям. Предполагается, что постепенное внедрение ответственного природопользования и потребления должно сформировать всеобщее экологическое сознание и новую культуру.

Национальный проект «Экология» обещает революцию в области обращения с отходами к 2024 году. Правительство рассчитывает увеличить долю перерабатываемого мусора с 7% до 36%.

Теперь каждый субъект России обязан заключить договор с региональным оператором, который, в свою очередь, может работать с субподрядчиками. Регоператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку (сортировку), утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в зоне своей деятельности на территории субъекта. После транспортирования отходы отправляются на мусоросортировочные комплексы, где вручную изымаются полезные фракции для дальнейшей переработки. Неперерабатываемый мусор попадает под пресс и плотно утрамбовывается в брикеты.

© mskagency.ru/ Сергей Ведяшкин

Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Теперь эта услуга коммунальная и выставляется отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги. В тарифе учитывается процент за негативное воздействие на окружающую среду.

В общей сложности в реформу отрасли нужно привлечь около 300 млрд рублей частных денег. Но как их собрать, пока не очень понятно. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), за последние десять лет в области обращения с отходами было всего 19 проектов на 30 млрд рублей (доля концессионных соглашений в этой сфере составляет 1% от всех соглашений). За первое полугодие 2019 года концессий с инвестиционными обязательствами свыше 100 млн рублей в сфере обращения с отходами не заключено.

Ещё предстоит проделать огромный путь по выстраиванию «идеальной» цепочки работы региональных операторов с населением, региональными и федеральными властями, переработчиками, а также по внесению множества корректировок, поправок и преобразований. И, возможно, тогда ситуация с мусором в России изменится в лучшую сторону.

Чайки показали выход

Мусорная реформа, увеличивающая долю переработки мусора до 36%, — не единственная мера. «Коммерсантъ» выяснил, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть возможность утилизировать до 100% товаров и упаковки.

Такие нормативы, по задумке Минприроды, могут увеличить объем экосбора с 2,2 млрд рублей (в 2018 году) до 136 млрд рублей, однако сроках введения новых стандартов информации нет. Эксперты издания засомневались в эффективности подобных мер, так как увеличение нормативов переработки может сказаться в первую очередь на тех, кто уже добросовестно перерабатывает отходы. В то же время в поле зрения регуляторов находится всего 1% компаний, которые обязаны этим заниматься.

Вне зависимости от того, будут ли приняты более жесткие нормативы по переработке или произойдет активизация реформы отрасли по обращению с отходами, авария Airbus A321 уже привлекла внимание к проблеме мусора.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto