secretmag.ru
Истории

От новейших технологий до древних военных стратегий. Как ведут бизнес в Китае

Экономика Китая уже 10 лет борется с США за звание первой экономики мира — и по некоторым показателям выигрывает своего заокеанского конкурента. Стремительный рост ВВП, выход сотен миллионов людей из бедности и феноменальное развитие технологий заставляют весь мир изучать экономическую модель КНР и искать причину «китайского чуда». Немалую роль в развитии экономики сыграло сочетание поддержки предпринимательства и госрегулирования крупного бизнеса. «Секрет» и издательство «Альпина Паблишер» изучили посвящённые бизнесу в Китае книги и выбрали несколько принципов, которыми руководствуются преуспевающие региональные предприниматели.

Цифровизация — залог быстрого роста

Книга: «Цифровая трансформация Китая»

Цифровая экономика уже охватила почти треть китайского ВВП и стала наиболее оживлённой областью развития страны за последние годы. Особенно заметно влияние «цифры» на китайскую промышленность. В этой сфере большие данные и облачные технологии позволили модернизировать обрабатывающие предприятия, которые в большинстве своём и обеспечивают рост китайской экономики.

Например, лидер китайской сталелитейной промышленности Baosteel запустила собственную цифровую экосистему обслуживания и логистики и платформу для онлайн-продаж стали. Клиенты новшества оценили — на следующий год после запуска оборот от сделок на платформе подскочил на 689%.

Со временем цифровизация стала приоритетным направлением во всех областях экономики. О её ходе рассказал предприниматель-миллиардер, основатель и CEO инвестиционного холдинга Tencent (ему принадлежат наиболее популярные в Китае мессенджеры, соцсети и онлайн-игры) Ма Хуатен. В своей книге «Цифровая трансформация Китая» он раскрыл особенности цифровой экономики страны и международные тенденции в этой сфере, а также рассказал, как внедрять интернет-технологии на предприятиях и в стране в целом.

В качестве примера Хуатен привёл распространение мобильных платежей в Китае — там они обрели бешеную популярность всего за несколько лет. При этом предшествовавшие им банковские карты внедряли в экономические процессы на протяжении десятилетий. В результате во многих китайских городах уже отпала необходимость в платёжных терминалах — для большинства транзакций достаточно одного смартфона.

Самая перспективная бизнес-модель — умный бизнес

Книга: «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе»

Плюсы электронной коммерции отлично демонстрирует китайский онлайн-ретейлер Alibaba. Сейчас китайский интернет-гигант входит в двадцатку самых дорогих брендов мира, хотя первые годы компания даже не приносила своим создателям прибыли.

По мнению бывшего стратегического советника основателя Alibaba Group Джека Ма Цзэн Мина, секрет успеха лежит в объединении искусственного интеллекта и взаимодействия в Сети: высокотехнологичная платформа позволяет миллионам продавцов и покупателей быстро находить друг друга.

Чтобы построить бизнес будущего, нужно внедрять инновации по трём основным направлениям, пишет Цзэн Мин в книге «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе». Это полный переход в онлайн, применение больших данных и алгоритмов, а также интернетизация, то есть использование онлайн-сетей. Именно это позволит создать умный бизнес по образцу Google, Facebook, Amazon или самой Alibaba.

Все эти компании тратят минимум на обслуживание огромного числа пользователей, удовлетворяют запросы большинства клиентов и позволяют своим сервисам самообновляться по мере необходимости — в этом им помогает машинное обучение. Цзэн Мин анализирует опыт Alibaba и других крупнейших платформ, описывает тренды онлайн-коммерции и объясняет, как изменятся модели ведения бизнеса, стратегии и менеджмент в ближайшие десятилетия.

Так, он предсказывает окончательный переход к модели C2B (Customer-to-Business). Она предполагает, что покупатели отправляют онлайн-запросы на производство товаров и в короткие сроки получают желаемое. В результате не только бизнес обращается к клиенту, но и клиент к бизнесу, а репутация компании уже зависит не от рекламы, а от откликов покупателей.

Секрет успеха — военные стратегии и тактики, а также баланс инь и ян

Книга: «Азиатский стиль управления»

Стиль управления восточных предпринимателей во многом совпадает с методами их западных коллег, но культура и религия региона накладывают огромный отпечаток на их подход к бизнесу. Так, в своих решениях местные управленцы руководствуются и положениями из трактата китайского мыслителя Сунь-цзы «Искусство войны» — книги VI века до нашей эры, посвящённой аспектам военной стратегии и тактики.

Известный принцип «разделяй и властвуй» с успехом использовал в бизнесе президент производителя бытовой техники Haier Чжан Жуйминь. Он разбил холдинг на сотни микропредприятий, которым пришлось конкурировать друг с другом — и работать лучше других.

Особенности китайского, корейского и японского менеджмента описал бизнес-консультант из Сингапура Синг Онг Ю в книге «Азиатский стиль управления». Помимо осовремененных принципов Сунь-цзы, автор рассказывает, как на восточные практики управления влияют религия и философия: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Например, основатель Alibaba Group Джек Ма в равной степени использует западные и китайские практики управления, придерживаясь даосского принципа баланса полярных начал инь и ян.

С точки зрения бизнеса это работает так: инь означает пассивность, поэтому отвечает за наделение сотрудников полномочиями, приспособление к изменениям, управление различными операциями, работу с различиями и повышение эффективности. Активный ян, в свою очередь, отвечает за коучинг, мотивацию, внедрение инноваций и новых продуктов в целом, создание изменений и использование многообразия.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License