От новейших технологий до древних военных стратегий. Как ведут бизнес в Китае
Цифровизация — залог быстрого роста
Книга: «Цифровая трансформация Китая»
Цифровая экономика уже охватила почти треть китайского ВВП и стала наиболее оживлённой областью развития страны за последние годы. Особенно заметно влияние «цифры» на китайскую промышленность. В этой сфере большие данные и облачные технологии позволили модернизировать обрабатывающие предприятия, которые в большинстве своём и обеспечивают рост китайской экономики.
Например, лидер китайской сталелитейной промышленности Baosteel запустила собственную цифровую экосистему обслуживания и логистики и платформу для онлайн-продаж стали. Клиенты новшества оценили — на следующий год после запуска оборот от сделок на платформе подскочил на 689%.
Со временем цифровизация стала приоритетным направлением во всех областях экономики. О её ходе рассказал предприниматель-миллиардер, основатель и CEO инвестиционного холдинга Tencent (ему принадлежат наиболее популярные в Китае мессенджеры, соцсети и онлайн-игры) Ма Хуатен. В своей книге «Цифровая трансформация Китая» он раскрыл особенности цифровой экономики страны и международные тенденции в этой сфере, а также рассказал, как внедрять интернет-технологии на предприятиях и в стране в целом.
В качестве примера Хуатен привёл распространение мобильных платежей в Китае — там они обрели бешеную популярность всего за несколько лет. При этом предшествовавшие им банковские карты внедряли в экономические процессы на протяжении десятилетий. В результате во многих китайских городах уже отпала необходимость в платёжных терминалах — для большинства транзакций достаточно одного смартфона.
Самая перспективная бизнес-модель — умный бизнес
Книга: «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе»
Плюсы электронной коммерции отлично демонстрирует китайский онлайн-ретейлер Alibaba. Сейчас китайский интернет-гигант входит в двадцатку самых дорогих брендов мира, хотя первые годы компания даже не приносила своим создателям прибыли.
По мнению бывшего стратегического советника основателя Alibaba Group Джека Ма Цзэн Мина, секрет успеха лежит в объединении искусственного интеллекта и взаимодействия в Сети: высокотехнологичная платформа позволяет миллионам продавцов и покупателей быстро находить друг друга.
Чтобы построить бизнес будущего, нужно внедрять инновации по трём основным направлениям, пишет Цзэн Мин в книге «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе». Это полный переход в онлайн, применение больших данных и алгоритмов, а также интернетизация, то есть использование онлайн-сетей. Именно это позволит создать умный бизнес по образцу Google, Facebook, Amazon или самой Alibaba.
Все эти компании тратят минимум на обслуживание огромного числа пользователей, удовлетворяют запросы большинства клиентов и позволяют своим сервисам самообновляться по мере необходимости — в этом им помогает машинное обучение. Цзэн Мин анализирует опыт Alibaba и других крупнейших платформ, описывает тренды онлайн-коммерции и объясняет, как изменятся модели ведения бизнеса, стратегии и менеджмент в ближайшие десятилетия.
Так, он предсказывает окончательный переход к модели C2B (Customer-to-Business). Она предполагает, что покупатели отправляют онлайн-запросы на производство товаров и в короткие сроки получают желаемое. В результате не только бизнес обращается к клиенту, но и клиент к бизнесу, а репутация компании уже зависит не от рекламы, а от откликов покупателей.
Секрет успеха — военные стратегии и тактики, а также баланс инь и ян
Книга: «Азиатский стиль управления»
Стиль управления восточных предпринимателей во многом совпадает с методами их западных коллег, но культура и религия региона накладывают огромный отпечаток на их подход к бизнесу. Так, в своих решениях местные управленцы руководствуются и положениями из трактата китайского мыслителя Сунь-цзы «Искусство войны» — книги VI века до нашей эры, посвящённой аспектам военной стратегии и тактики.
Известный принцип «разделяй и властвуй» с успехом использовал в бизнесе президент производителя бытовой техники Haier Чжан Жуйминь. Он разбил холдинг на сотни микропредприятий, которым пришлось конкурировать друг с другом — и работать лучше других.
Особенности китайского, корейского и японского менеджмента описал бизнес-консультант из Сингапура Синг Онг Ю в книге «Азиатский стиль управления». Помимо осовремененных принципов Сунь-цзы, автор рассказывает, как на восточные практики управления влияют религия и философия: даосизм, буддизм и конфуцианство.
Например, основатель Alibaba Group Джек Ма в равной степени использует западные и китайские практики управления, придерживаясь даосского принципа баланса полярных начал инь и ян.
С точки зрения бизнеса это работает так: инь означает пассивность, поэтому отвечает за наделение сотрудников полномочиями, приспособление к изменениям, управление различными операциями, работу с различиями и повышение эффективности. Активный ян, в свою очередь, отвечает за коучинг, мотивацию, внедрение инноваций и новых продуктов в целом, создание изменений и использование многообразия.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License