Они сражались с «Яндексом». Почему не удаётся искоренить пиратский бизнес в Рунете
Что такое «белые списки»
Это созданный на основе блокчейна реестр, в котором производитель любого кино, сериала или музыки сможет фиксировать, кому принадлежит лицензия. Там же будут находиться ссылки на легальные платформы, где хранится произведение.
Идея в том, чтобы мотивировать поисковики удалять из выдачи всё, чего нет в этих «белых списках». По замыслу авторов инициативы, такой реестр решит проблему «зеркал» (копий заблокированных пиратских сайтов) — чтобы зайти на них, пользователю нужно будет вначале где-то найти новый адрес ресурса.
Идею «белых списков» в сентябре на конференции в Сколкове озвучила вице-президент ассоциации IPChain Валерия Брусникина. В ассоциацию входят организации по управлению авторскими и смежными правами, а в учредителях значится в том числе Российский союз правообладателей (РСП) режиссёра Никиты Михалкова.
Брусникина объясняет: действующие антипиратские механизмы не покрывают интересы всех индустрий. Например, ежемесячно выходит несколько десятков фильмов. Пока идёт прокат, производитель на пару недель бросает все силы, чтобы искать и блокировать десятки и сотни тысяч ссылок.
«Но что делать с музыкой и текстами, где в сотни и тысячи раз больше единиц контента? С подобным объёмом так работать невозможно. И здесь механизм "белых списков" может стать решением», — утверждает Брусникина.
По её словам, инфраструктура для работы «белых списков» уже готова. «Крупные игроки рынка нас поддерживают, и основная задача теперь — договориться с поисковиками, — рассказывает Брусникина. — Это самое сложное, разговор будет долгим и непростым».
Проект IPChain работает при поддержке Минкомсвязи, Минобразования, Минкульта и других ведомств. Но лоббировать «белые списки» на законодательном уровне ассоциация не собирается, уверяет Валерия Брусникина.
Теоретически это [лоббирование] возможно. Но инициативы, которые не навязываются, а действительно нужны рынку, — самые работоспособные. Поэтому мы идём другим путём: даём рынку инструмент, объединяем вокруг него индустрию и вместе готовимся идти разговаривать с поисковиками.
Почему «Яндекс» сочли главной «пиратской бухтой»
Пока же пиратский трафик по-прежнему растёт, но уже не такими темпами. «Вопреки прогнозам общий объём пиратского трафика в 2018 году увеличился всего на 10% — это самый низкий показатель по динамике за последние годы», — заявил Илья Сачков, глава компании Group-IB.
При этом рынок легального стриминга развивается заметно быстрее. В первой половине 2019 года 27% россиян хотя бы раз платили за фильмы и сериалы в интернете. Два года назад их доля была 12%. Таковы результаты исследования агентства BrandScience. Эксперты объясняют это антипиратскими инициативами и снижением цен на легальный контент.
Тем не менее нелегальное онлайн-потребление фильмов, музыки и книг по-прежнему слишком велико, считают правообладатели.
По оценке IPChain, соотношение потребителей пиратского и легального контента составляет примерно 50 на 50 — по 7 млн просмотров и прослушиваний в день приходится на тех и на других.
В последние годы правообладатели постоянно говорят о том, что пиратам помогают поисковики. Например, в 2018 году крупнейшие онлайн-кинотеатры назвали сервис «Яндекс.Видео» главным пиратским порталом Рунета. Они подсчитали: доля «Яндекса» в трафике топ-10 пиратских ресурсов составляла 78%. Это говорит о том, что в поисковой выдаче слишком много ссылок на нелегальный контент.
На этом основании «Яндекс» вообще могли заблокировать. Чтобы избежать проблем, IT-гигант решил договориться с правообладателями. Итогом стал меморандум, который 1 ноября 2018 года подписали интернет-компании: «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler Group), производители видео: «Первый канал», «Газпром-медиа» (владеет НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «Пятница», «ТВ-3»), Ассоциация «Интернет-видео» (онлайн-кинотеатры ivi, Megogo, Tvzavr, «Амедиатека») и др.
Меморандум предусматривает следующий механизм: правообладатели в специальную форму (Excel-файл в облаке) добавляют ссылки на пиратские видео, а «Яндекс» и другие сервисы в течение дня удаляют их из своей выдачи.
Но когда поисковик удаляет ссылку на пиратский сайт, другие нелегальные ресурсы поднимаются вверх. «Это похоже на борьбу с ветряными мельницами: какой-то результат есть, но невозможно достичь финального», — резюмирует Валерия Брусникина.
Google меморандум не подписал, но у него есть своя механика удаления нелегального контента: правообладатель может оставить жалобу в специальной форме на сайте. То же самое есть на YouTube и во «ВКонтакте».
Какие деньги крутятся в пиратском бизнесе
Пиратские сайты зарабатывают на рекламе. Как правило, её дают те, кто не может размещаться на легальных площадках, — онлайн-казино и букмекерские конторы.
Подпольное казино Azino 777 («Азино три топора») в начале 2018 года оказалось крупнейшим заказчиком видеорекламы на десктопах. По данным Mediascope, доля роликов, где рэпер Витя АК-47 поёт «Как поднять бабла», составляла 6,7% от общего показа видеорекламы в Рунете. На втором месте с долей 2,8% находилась компания Mars.
Топ-10 самых популярных пиратских сайтов зарабатывали на рекламе запрещённого в России Azino 777 от 70 до 160 млн рублей в месяц. За эти деньги они крутили ставший мемом ролик перед показом фильма или сериала, вшивали в картину логотипы казино, а также добавляли в моменты затишья звуковые призывы перейти на сайт Аzino.
Но уже в 2019 году Azino 777 стало почти незаметным: по итогам первого квартала оно оказалось только на 60-м месте в списке крупнейших заказчиков видеорекламы в Рунете. Причина в том, что стало меньше сайтов, которые показывали его рекламу, — сказался меморандум и блокировки Роскомнадзора (по жалобам легальных онлайн-кинотеатров).
Но это не значит, что пираты лишились заработка: на смену Azino 777 в топ рекламодателей пришла букмекерская контора 1XBet.
В Group-IB подсчитали: выручка среднего пиратского торрент-трекера составляет $62 000 (4 млн рублей) в год, а среднего пиратского онлайн-кинотеатра — около $160 000 (более 10 млн рублей) в год. «Пираты не сдаются, их бизнес остаётся экономически выгодным», — констатируют аналитики компании.
«На Bentley никто не ездил, но владелец второстепенного торрент-трекера до блокировок получал в два-три раза больше средней московской зарплаты», — подтверждает создатель Пиратской партии России Станислав Шакиров (интервью с ним читайте здесь.
Из-за интернет-пиратов российская киноотрасль теряет от 40 до 70 млрд рублей в год, заявил весной 2019 года министр культуры Владимир Мединский. На эти деньги можно снять около сотни фильмов уровня ленты «Т-34».
Как в Рунете прижимали пиратов
В России усиленно борются с пиратством лишь последние шесть-семь лет. Долгое время в Уголовном кодексе даже не было статьи о нарушении авторских и смежных прав — она появилась только в 1997 году. И то во многом благодаря американским кинокомпаниям и их представителям, которые регулярно поднимали эту проблему.
Отдельный антипиратский закон появился в 2013 году. Сразу в нескольких городах люди вышли протестовать против этого закона, а петиция за его отмену собрала более 100 000 подписей. Но власти проигнорировали недовольство.
Правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратское видео в интернете. Годом позже механизм распространили на музыку, книги и софт. В мае 2015 года ввели вечную блокировку сайтов, где нелегальные копии размещались не менее двух раз.
В ноябре 2015 года Мосгорсуд навечно заблокировал крупнейший в России торрент-ресурс Rutracker.org. Этого требовали издательство «Эксмо» и представители Warner Music. Повод — нарушение авторских прав на роман Виктора Пелевина и композиции рэпера Гуфа.
Это спровоцировало скандал: к тому времени ежемесячная аудитория трекера составляла 14 млн человек. Накануне блокировки Rutracker.org учил пользователей пользоваться анонимайзерами и VPN-сервисами — эти знания многим позже пригодились для обхода блокировки Telegram.
И хотя Rutracker.org и другие заблокированные торрент-трекеры живы и сейчас, сама технология уже на закате: 80% пиратских фильмов и почти 90% сериалов смотрят онлайн.
Блокировками побороть нелегальные онлайн-кинотеатры не удаётся. Пираты вначале ответили на блокировки «зеркалами» — копиями основного ресурса с тем же раскрученным пиратским брендом.
Осенью 2017-го появился «закон о зеркалах», по которому копии пиратских сайтов можно в досудебном порядке блокировать в течение суток, а поисковики обязаны исключать заблокированные «зеркала» из поисковой выдачи. Под чистку попали все крупные пиратские брендовые сети.
Ответом стали новые технологии раздачи контента — пиратские CDN-сети (Content Distribution Network). Это сервисы, позволяющие быстро и без особого труда разместить фильмы и сериалы на страницах пиратских сайтов. Пирату даже не надо каждый раз перезаливать контент на свои серверы: можно просто поставить на своём сайте чей-то плеер и ждать зрителя.
Это прорыв: теперь никто не дорожит доменом, а блокировки — не угроза. Плеер можно поставить на бесконечное число пиратских сайтов, а все они будут брать видео из одного источника — пиратского CDN.
Появление CDN добавило комфорта и пользователям, и пиратам. Первым не надо искать на торрентах пригодную для просмотра копию — достаточно просто зайти на стрим-ресурс и включить то, что хочешь. При этом сами плееры оптимизированы и под Smart TV, и под мобильные устройства.
«Благодаря CDN пираты могут создать новый сайт буквально за 15 минут, и удаление конкретных ссылок из выдачи в этой ситуации выглядит как борьба с ветряными мельницами», — говорит вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа».
По данным Group-IB, в России 15 пиратских CDN-провайдеров, четыре из которых — крупные (с базой в сотни тысяч файлов).
После доклада компании в октябре в Нидерландах полиция по решению суда отключила серверы крупнейшего в России пиратского плеера Moonwalk. На начало 2019 года на нём было около 26 000 фильмов и 10 000 сериалов. На 50 самых популярных сайтов с Moonwalk ежемесячно заходили 89 млн уникальных посетителей. Проблемы с доставкой видео начались и у двух других крупных пиратских CDN: HDGO и Kodik — которые использовали общие с Moonwalk серверы.
Означает ли это, что пиратам конец? Закрытие Moonwalk на какое-то время значительно осложнит им бизнес и уменьшит распространение пиратских копий в России. Но в долгосрочной перспективе тёплое и доходное место Moonwalk займут его конкуренты, полагают эксперты.
Все доступные сейчас меры по борьбе с пиратством эффективны лишь для защиты премьер и эксклюзивов, но глобально победить явление не удастся. На каждую антипиратскую меру находится ответ (ярче всего борьба технологий проявилась в игровой индустрии.