secretmag.ru
Истории

Всемирная столица подделок. Как китайская деревня снабжает Запад репликами известных картин

Ван Гог, Рембрандт и да Винчи по привлекательной цене

Репродукции картин известных художников — это крупный бизнес, который уже на протяжении 20 лет процветает на юге Китая в деревне Дафен. Она стала центром мировой торговли произведениями искусства и в настоящее время известна как всемирная фабрика масляной живописи. До кризиса 2008 года фабрика производила 60% всех новых масляных картин в мире.


Предыстория

В конце 1980-х годов в деревню Дафен (пригород Шэньчжэня в китайской провинции Гуандун) приехал гонконгский художник и бизнесмен Хуанг Цзян. Хуанг и привёз с собой группу художников и учеников, которые занялись написанием репродукций работ известных западных художников, таких как Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи и Рембрандт, для глобального рынка.

Картины были приобретены целым рядом клиентов — от гостиниц и конференц-центров до частных коллекционеров и владельцев галерей, и в деревню начали съезжаться мастера из разных уголков Китая. На сегодняшний день в деревне проживают около 8000 человек, включая художников, изготовителей рам, агентов и их семей. Деревня стала туристическим центром для тех, кто хочет приобрести шедевр (хоть и поддельный) или посмотреть, как создаётся искусство в промышленном масштабе.

В деревне Дафен можно приобрести репродукции картин Винсента Ван Гога, Леонардо да Винчи, Рембрандта и других

Деревня и её жители

На входе в Дафен установлена большая скульптура руки с кистью, за которой начинается миниатюрная деревня. Около половины всех её домов отданы под галереи и магазины реплик картин Ван Гога, реалистичных портретов Трампа, Путина и других полотен.

Остальные помещения арендуются непосредственно художниками. По словам Чжань Синь Сяна, который делит своё крошечное студийное пространство с тремя друзьями-художниками, байеры китайских онлайн-галерей (они в основном представлены на T.Mall), часто посещают деревню в поисках талантов. По его оценкам, такие заказы приносят ему примерно 10 000 юаней ($1453) каждый месяц.

Для некоторых художников деревни Дафен создание подделок — единственный способ избежать нищеты. Они работают в условиях жёсткой конкуренции и продают свои работы по относительно низким ценам. Часто покупателями являются местные владельцы галерей, которые перепродают картины за границу по гораздо более высокой цене. Те художники, которым удаётся успешно наладить деловые связи, могут брать к себе учеников и открывать свои собственные галереи в деревне.

На входе в Дафен установлена большая скульптура руки с кистью, за которой начинается миниатюрная деревня

«Масляная живопись — это очень крупный бизнес в Китае. Около 60% масляных полотен в мире произведены в Шэньчжэне. Здесь 5000 художников перерисовывают любые сюжеты — от классических до импрессионизма и абстракционизма», — рассказал Чжань Цзинсюань, глава шэньчжэньской фирмы GWJB Art, специализирующейся на репродукциях картин.

Компания Цзинсюаня производит до 20 000 полотен в месяц, притом что работают в ней 250 художников.

Создание «шедевров»

Рабочее пространство и дом сливаются у художников воедино: одна и та же комната может одновременно быть студией, спальней, зоной для детей, а картины сушатся рядом с одеждой на открытом воздухе. В некоторых мастерских используется конвейерная система: каждый художник рисует небольшую часть крупного произведения, например дерево или глаз, а затем передаёт картину дальше.

В деревне можно увидеть в одном месте иконы, репродукции полотен Ван Гога и реалистичные портреты Трампа, Путина и других

Проблемы

Когда в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, многие мастера в деревне Дафен были вынуждены не только искать новых клиентов, так как упал спрос с Запада, но и в некоторых случаях полностью менять свой стиль написания картин. Богатые местные покупатели искали картины, отражающие культуру страны, что привело к увеличению объёмов производства полотен с изображением китайских цветов и портретов видных китайских деятелей, таких как Мао Цзэдун.

Но некоторые ритейлеры выиграли от роста внутренней торговли в 2008 году. Сегодня крупные гостиничные сети, представленные в Китае (например, Marriott), являются крупнейшими клиентами мастеров деревни.

Сюй Мэй Цзюань, владелица одной из галерей, специализирующихся на репликах Моне и Ван Гога, объясняет, что рост внутреннего спроса отчасти можно объяснить вновь обретённым признанием искусства среди китайских потребителей.

«В период с 2008 по 2010 год большинство заказов поступало из-за рубежа. Но сейчас я продаю в основном китайским отелям, а также постоянным клиентам, — говорит она. — Для китайцев стало обычным делом, если дома на стенах висят произведения искусства».

Картины для галереи Сюй пишет её муж. Они превосходят по качеству большинство других дафенских копий, поэтому стоимость одного полотна размером 30 х 40 см стоит 1000 юаней ($145). На изготовление каждого уходит около 20 дней.

Второй проблемой деревни стала застройка. Местные власти предложили план по превращению деревни Дафен в арт-парк для увеличения туристического потока. Инвесторы, которые вкладывают деньги в развитие деревни, в настоящее время заинтересованы в том, чтобы она стала крупным творческим центром и местом развития самобытного искусства. Однако новая стратегия предполагает устранение многих построек, которые в настоящее время являются мастерскими художников.

В мае 2017 года правительство Шэньчжэня опубликовало заявление, в котором назвало пожароопасными 148 объектов в деревне. Летом 2018 года местный комитет направил своих представителей для устранения угрозы воспламенения, что привело к уничтожению некоторых рабочих мест жителей деревни. Это повлекло массовые увольнения, художники были вынуждены создавать студии в переулках деревни из-за роста арендной платы и нехватки рабочих пространств.

Источник: SA Art Times

Однако действия властей привели и к позитивным изменениям. Всё больше людей начинают использовать навыки, приобретённые при изготовлении реплик, для создания собственных художественных произведений наряду с подделками.

Этому способствовали два фактора.

  • Конкуренция. Высокая конкуренция и снижение мирового спроса вынуждает художников, когда-то работавших исключительно в области копировального искусства, переходить от модели массовой продажи дешёвых реплик к продаже относительно более дорогих оригиналов картин.

  • Рост арендной платы. Одних только копий уже стало недостаточно для выживания. Даже при высоком внутреннем спросе их рыночная стоимость остаётся низкой. Поэтому многие художники начали создавать оригинальные полотна, которые они могут продавать по более высокой цене и таким образом продолжать оплачивать аренду мастерских.

Основатель Ease Gallery Итан Лау, художник и преподаватель из Хуангана, провинция Хубэй, вдохновляется традиционной китайской каллиграфией и создаёт оригинальные полотна. По его словам, самыми частыми покупателями его картин являются дизайнеры, владельцы гостиниц и клубов. Лау отказался раскрывать, сколько он зарабатывает на продажах своих картин, но, как утверждают его сотрудники, цена за крупную работу может достигать 10 000 юаней ($1453).

Источники: SA Art Times, Artsy

Фото: depositphotos.com/vostockphoto, shutterstock.com/vostockphoto, flickr.com/David Bailey