Контейнер дойдёт быстрее. В РЖД рассказали о масштабной модернизации путей на восток
В ближайшие пять лет «Российские железные дороги» планируют обновить парк локомотивов, которые перевозят грузы на БАМе и Транссибе. К 2025 году на Восточном полигоне (транспортный коридор, который обеспечивает взаимодействие экономик Европы и Азии) будут курсировать современные машины, способные тянуть составы массой более 7000 тонн.
В результате средняя скорость доставки вырастет более чем на 20%, до 500 километров в сутки.
И это только одна из мер, которые РЖД предусмотрели в общем плане увеличения объёма грузоперевозок в восточном направлении.
Развитие грузоперевозок на Восточном полигоне — одна из главных задач на пути исполнения «майских указов» президента Владимира Путина и национальных проектов. От её решения будет зависеть не только успех реализации инвестпроектов в Сибири и на Дальнем Востоке, но и развитие экономики всей страны. Усилия перевозчика в этом направлении также позволят России закрепиться на позиции ведущего игрока международной логистики.
Именно поэтому в РЖД уделяют особое внимание контейнерным перевозкам по схеме от склада до склада, на которые приходится весомая доля перевозки товаров с высокой добавленной стоимостью.
Скорость и объёмы
Масштабная программа РЖД рассчитана на пять лет. Проект стартовал в 2019 году. Уже к 2024 году компания планирует увеличить объём контейнерных грузоперевозок по Транссибу в четыре раза, а доставку груза с Дальнего Востока до западных границ России сократить до семи дней.
Всего на реализацию амбициозного проекта РЖД намерены потратить 200 млрд рублей собственных средств.
Сейчас программа находится на этапе проектно-изыскательских работ, которые предполагают проведение 60 мероприятий, в том числе по строительству вторых путей, реконструкции станций, а также обходу станции «Тайшет» и подготовке технико-экономического обоснования для создания обхода Читинского железнодорожного узла.
По словам экспертов, проект позволит РЖД увеличить объём и скорость контейнерных перевозок железнодорожным транспортом и, как следствие, повысить их долю в общей структуре грузоперевозок компании.
Этот тренд уже обозначился. Так, в 2019 году, по сравнению с 2018-м, совокупный объём контейнерных перевозок по сети РЖД вырос на 12,6% и составил 5 млн ДФЭ (TEU), в том числе транзит вырос на 11,1%, до 615 тыс. ДФЭ.
«Главное, чтобы РЖД не сворачивали с этого пути, — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Компания постепенно всё правильно делает, поскольку невозможно изменить всё моментально».
По его словам, рынку хорошо известны технические механизмы увеличения грузопотока, и перевозчик их эффективно использует «для стабилизации и изменения ситуации к лучшему».
Держим курс на восток
Увеличение объёма контейнерных перевозок говорит о двух вещах. Во-первых, о большой роли транспортной системы России в обеспечении транзита грузов из Азии в Европу. Во-вторых, о росте объёмов экспорта в сторону Дальнего Востока. В последнем также заинтересованы поставщики угля. Из-за падения цен в Европе их основные рынки сбыта сейчас переместились в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Только в 2020 году, согласно подписанному договору между РЖД и правительством Кузбасса, перевозчик обеспечит транспортировку в порты Дальнего Востока не менее 53 млн тонн каменного угля.
С 2012 года РЖД сконцентрированы на модернизации основных магистралей Восточного полигона — БАМа и Транссиба. Их развитие и даст необходимый логистический и экономический эффект. С 2012 года компания реконструировала более 5 тыс. км путей, построила и обновила десятки станций и инженерных сооружений, в том числе второй Байкальский тоннель и несколько мостов через большие реки.
В результате объём экспортных грузоперевозок в восточном направлении, по сравнению с 2012 годом, удвоился и составил 114 млн тонн. После завершения всего проекта объём перевозок по БАМу и Транссибу возрастёт до 180 млн тонн. РЖД обещают, что закончат свою программу с опережением сроков.
Сервис и кадры
Чтобы нарастить объёмы контейнерных перевозок, РЖД планирует также совершенствовать сервис. Так, по словам директора по продажам компании «РЖД логистика» Ивана Мостяева, в декабре прошлого года компания тестировала новую возможность для отправителей: платформы с контейнерами прицепляли к транзитным составам, следующим из Европы в Китай.
Еще один инструмент, который будет развивать РЖД, — iSales. Этот онлайн-инструмент позволяет минимизировать время оформления заказа на перевозку грузов по Транссибу.
В целом, сервисы компании уже сейчас позволяют отправителям заранее рассчитать стоимость услуг, отслеживать исполнение заказа и дислокацию контейнера и т.д.
По словам Алексея Безбородова, в будущем основным фактором роста объёмов контейнерных грузоперевозок станет достаточное количество профессионалов, способных работать со сложными логистическими операторами. «Пока таких кадров на нашем рынке явно не хватает, — посетовал директор InfraNews. — Но со временем люди, которые решают "боевые вопросы" и ведут переговоры в Китае и в Европе, появятся, и ситуация улучшится».
Аналитики рынка отмечают, что тренд на контейнеризацию перевозок имеет целый ряд очевидных технологических преимуществ. Компании, которые воспользуются ими, в среднесрочной перспективе укрепят свою конкурентоспособность. И, судя по проделанной РЖД работе в этом сегменте и заявленным планам, компания настроена на серьёзный прорыв.