secretmag.ru
Истории

Коммунисты онлайн. Первые шаги политических партий в Рунете

Как «Яблоко» и КПРФ прорубили окно в Сеть
Интернет сегодня стал едва ли не главным инструментом политического влияния во всём мире. Формирование имиджа, аналитика, агитация, информационные вбросы — вряд ли кто-то из современных политиков будет отрицать его важность. Но совсем недавно политики не рвались в Сеть. Кто и как использовал Рунет первым — вспоминает «Секрет фирмы» в проекте «Суверенный ru.net».

Вплоть до середины 90-х годов Рунет оставался скромным по размерам сообществом небольших групп по интересам, которые обменивались информацией на форумах, бордах и в конференциях. В 2000 году журналист Иван Засурский, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ, приравнял новорождённую информационную систему по значимости к всплеску контркультуры 60-х.

Подобно тому как в 1968 году советским чиновникам и партийным деятелям были непонятны рок-н-ролл и авангард, их наследникам в 1998-м был непонятен интернет. Несмотря на разницу во взглядах, выходцы из КПСС / ВЛКСМ и вчерашние диссиденты, консерваторы и либералы, левые и правые — все они оставались верны традиционным СМИ и ленинской формуле: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В начале 90-х никто не смог разглядеть в Рунете современный вариант телефона и телеграфа, которые Ильич настоятельно требовал захватить во время революции.

Партии довольно слабо представляли, что рядом появилась новая информационная среда, открывающая принципиально новый тип взаимодействия с обществом. Такое положение сохранялось вплоть до 1998 года.

«Яблоко» и сетевой политпросвет

Первый шаг в новую среду сделала партия «Яблоко». В 1996 году организация первой из политических партии России регистрирует собственную страницу в Сети: www.yabloko.ru. Вскоре своим сайтом обзавелись КПРФ, ЛДПР и др.

По словам Алексея Мельникова, курировавшего создание и работу партийного сайта, о необходимости идти в интернет в «Яблоке» задумались уже в 1995 году. Формально решение о создании сайта принимало руководство партии. Идею одобрил Явлинский. Но на самом деле, как и многое в «Яблоке», поход в интернет был делом энтузиастов.

Несмотря на доступность традиционных СМИ, яблочников привлекла идея создать инструмент, который позволил бы разговаривать с людьми напрямую, минуя телевидение, радио, газеты. Сайт должен был давать информацию о «Яблоке» из первых рук, помогать оценивать реакцию людей на работу партии и мобилизовать сторонников. Для обратной связи с избирателями на сайте «Яблока» создали почту и форум.

Отчасти этот замысел себя оправдал. Как вспоминает Мельников, в первый год существования ресурса посещаемость держалась на уровне 3000–4000 уникальных пользователей в день, а в выборный период показатели выросли до 100 000 человек.

Яблочники старались держаться в стороне от проектов, связанных с компроматом. В избирательных кампаниях в Думу в 1999-м и на президентских выборах 2000 года сайту отвели задачу информировать о ходе кампании и привлекать сторонников.

Аудиторию привлекли, но надежды на её бурный рост не оправдались. Как считает Мельников, интернет всё ещё оставался маргинальной областью.

Сегодня в «Яблоке» признают, что, несмотря на удачный ранний старт, впоследствии они допустили ошибки. Самой серьёзной было то, что только спустя долгие годы большинство членов партии осознали необходимость использования интернета.

Красные идут!

КПРФ появилась в Сети в 1997 году, но заметной в Рунете стала в начале 2000-х, когда её продвижением занялся Илья Пономарёв. Ранее он был главой дирекции по информационным технологиям ЮКОСа (российской нефтяной компании, просуществовавшей с 1993 по 2007 год), в 1999–2000 годах — первым вице-президентом Сибирской интернет-компании («Сибинтек»), а после её продажи — вице-президентом компании IBS, где отвечал за исполнение госпрограммы «Электронная Россия».

К моменту избирательной кампании 2003 года в КПРФ зазвучала тема молодой крови. Сторонниками омоложения партии и новых методов работы были два близких соратника Зюганова: Иван Мельников и Олег Куликов. Омоложение доверили Пономарёву. Среди прочего он предложил превратить партийный сайт в полноценное СМИ и создать партийный интранет — внутреннюю закрытую сеть.

Летом 2002-го Пономарёв возглавил информационно-технологический центр партии и вместе с командой, которая делала «Газету.Ru», радикально обновил сайт КПРФ. На создание нового ресурса партия не потратила ни копейки — всё сделали на личные средства Пономарёва.

Коммунисты выкатили новый сайт к очередной годовщине Октябрьской революции, и ещё до конца 2002 года kprf.ru стал одним из самых посещаемых ресурсов.

«Это был самый популярный сайт политической партии в интернете — мы опережали все остальные партийные веб-сайты вместе взятые. При всеобщем отношении к КПРФ как к какой-то консервативной и отсталой партии за какие-то полгода мы обошли по посещаемости сайт СПС — он сопровождался Фондом эффективной политики (ФЭП, создан в 1995 году. Специализировался на проведении политических кампаний и создании сайтов. — Прим. «Секрета»), — который раньше лидировал. А потом и вовсе опередили всех».

Илья Пономарёв

На kprf.ru появилось много новшеств. Во-первых, контент сайта разделили на две части: информация для влияния на медиасреду и коммуникация с партактивом в регионах. Постепенно стандарты главного сайта распространились в регионы. Команда Пономарёва дала региональным парторганизациям «конструктор» для создания веб-сайта и зашила в движок возможность отображения их новостей в федеральной ленте kprf.ru.

Во-вторых, через интранет-раздел сайта начали распространять унифицированные макеты и шаблоны агитматериалов. Всё, что оставалось партийцам на местах, — внести исправления в соответствии со спецификой конкретной акции или региона. Это заметно повлияло на эффективность партийной работы.

Так, благодаря создателям «Газеты.Ru» и Пономарёву, коммунисты довольно быстро превратились в одну из самых интернетизированных партий. Вожди КПРФ увидели и оценили электоральное и информационное значение интернета. По словам Пономарёва, Геннадий Зюганов живо интересовался ростом посещаемости сайта и при случае любил демонстрировать эти цифры в сравнении с тем же СПС. А главное, оказалось, что Рунет позволяет эффективно связать в единую информационную сеть 14 700 низовых парторганизаций и 2400 местных отделений, разбросанных от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

FairGame

Система подсчёта голосов через интранет под названием FairGame, созданная Пономарёвым для выборов в Думу в 2003 году, стала важным инструментом политической борьбы — и не только для КПРФ, но и для всей оппозиции. «Это была единственная в своём роде система, — утверждает Илья Пономарёв. — У ФЭП ничего подобного даже близко не было. И, насколько я знаю, до сих пор ни у кого нет».

FairGame представляла собой сеть из терминалов, сервера и ПО. Наблюдатели на участках сообщали данные протоколов операторам FairGame, те вводили их в систему аналогично тому, как это делали в государственной информационной системе «Выборы».

Через два дня после выборов в Госдуму сайт fairgame.ru сообщил об обработке данных с 15 302 из 94 115 участковых избирательных комиссий. Данные FairGame и Центризбиркома разошлись. Количество выданных бюллетеней не совпало с числом действительных, испорченных, аннулированных. Коммунисты заявляли о масштабных фальсификациях и нарушениях в 60 000 протоколах.

Данные FairGame позволили КПРФ утверждать, что в целом по стране было вброшено 3,5 млн бюллетеней, а «Яблоко» и СПС всё-таки смогли преодолеть пятипроцентный барьер, хотя Центризбирком утверждал обратное.

В ответ председатель ЦИК Александр Вешняков обвинил коммунистов в непрозрачности процедуры и анонимности владельцев fairgame.ru и заявил, что сайт «заполняется из Великобритании».

Хотя КПРФ и не удалось повлиять на результат, она внедрила и обкатала эффективный инструмент контроля за общенациональными выборами с помощью Сети.

В 2012 году технологии, опробованные FairGame, нашли воплощение в проекте «Сводный протокол» оппозиционной «Лиги избирателей». Осколки системы, судя по всему, до сих пор существуют в ряде отделений КПРФ, позволяя проводить управляемый подсчёт голосов и избегать «переписывания».

Коммунисты вовремя освоили интернет, и это помогло им остаться самой массовой политической партией России. В 2006 году в интервью партийному ресурсу Пономарёв заявил: «Я не знаю, как бы мы сегодня строили свою работу с регионами, с той же Якутией, если бы не интернет с его дешевизной и оперативностью. Да мы бы давно на телефонных переговорах разорились!»

Другим партиям для осознания новой реальности потребовалось ещё несколько лет. В 2001 году из 450 депутатов Государственной думы собственные страницы в Сети имели только 53 депутата, из которых десять были членами всё того же «Яблока». Впрочем, столь же немногочисленной оставалась и аудитория Рунета — замеры, сделанные двумя годами ранее, показывали 2 млн интернет-пользователей в России (по оценкам РОЦИТ).