Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Расцвет дома Фаберже
Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.
Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.
Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.
Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.
Непростые яйца
Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Слава и потрясения
Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.
Известно, что фирма выпускала не только дорогие «игрушки» для богатых, но и изделия для потребителей со средним достатком: простые кольца и украшения, портсигары и даже медную утварь. Сегодня известно о 250 000 предметов, созданных компанией за 45 лет. Её годовой оборот достигал 1–1,2 млн рублей, что по нынешнему курсу превышает $30 млн.
Карл Густавович внимательно рассматривал каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично.
В XX век Фаберже вступил как владелец огромной ювелирной империи с персоналом свыше 500 человек. У Дома были филиалы в Москве, Одессе, Киеве и даже в Лондоне. Только через английский филиал продали свыше 10 000 изделий. В 1916 году фирму преобразовали в товарищество с уставным капиталом 3 млн рублей.
Основное ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на той же Большой Морской улице. Вместе с Карлом в фирме трудились и его взрослые дети — Евгений и Агафон, с 1898 по 1918 год фактически руководившие домом наравне с отцом. Третий сын, Александр, был руководителем московского филиала, младший, Николай, работал в лондонском.
Но передать свой ювелирный дом по наследству, как ранее его отец, Карл Фаберже не смог. Планы спутала революция и последовавшие за ней перемены. В 1918 году фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе национализировали. За захваченные при этом запасы драгоценных камней и металлов, как и за готовые изделия, владельцы не получили никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь небольшую долю изделий — незадолго до переворота Евгений смог вывезти их в Финляндию.
Над Карлом нависла угроза ареста — новая власть рьяно взялась за обласканных при царе дельцов. В сентябре 1918 года он с одним саквояжем в руках покинул Петроград под видом курьера иностранного посольства — отправился в Ригу, а затем в Германию. Прославленный русский ювелир поселился в Берлине, но вскоре и там началась революция.
Поскитавшись по немецким провинциям, в конце концов он осел в Висбадене, где и жил почти до самой своей смерти. В Европе к тому времени уже жили его супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей временно остались в Петрограде.
Революционные потрясения, потеря бизнеса и бегство из родной для него страны подкосили здоровье Карла Фаберже. В эти годы он часто повторял «Жизни больше нет» и, казалось, совсем потерял волю к существованию. В 1920 году его настигли проблемы с сердцем. Семья перевезла Фаберже в окрестности Женевского озера — восстановиться в целебном климате, но утром 24 сентября 1920 года он скончался в швейцарской Лозанне, выкурив перед смертью полсигары.
Осталась тайной судьба оставленного в России имущества Фаберже, оцениваемого в 45 млн рублей: далеко не всё попало в руки большевиков и сохранилось до наших дней.
Дом после Фаберже
В 1923 году из Финляндии в Париж приехал Евгений Фаберже. Там он встретился с братом Александром, успевшим при большевиках поработать экспертом Наркомпроса, но так и не прижившимся при новой власти и несколько лет пробывшим под арестом.
Вместе в 1924 году они основали компанию Fabergé & Cie. Братья реставрировали и продавали изделия отца, делали украшения по собственным эскизам, заказывали в других мастерских сувениры в традициях Фаберже — и в целом умело пользовались былой славой знаменитого ювелирного дома.
Группа проработала до середины пятидесятых годов. Но после окончания Второй мировой войны Евгений и Александр узнали, что в США некий Сэм Рабин ещё в 1937 году основал свою компанию Faberge Inc. Под этим брендом выпускали парфюмерию и украшения, так что выход на американские рынки для наследников Карла Фаберже был заказан. Ввязываться в долгие судебные процессы у семьи ресурсов не было, поэтому с захватчиком семейного имени решили заключить мирный договор. Рабин согласился использовать товарный знак Faberge только для производства парфюма. Однако и этот шаг не помог — вскоре бизнес сыновей Фаберже пришлось закрыть.
А вот бренд Сэма продержался на плаву. Он зарегистрировал связанные с Фаберже бренды для широкого класса товаров, так что в 50-е Америку наводнили бытовые средства под маркой Imperial Eggs. В 1964 году предприниматель продал свою компанию за $26 млн Rayette (объединённая компания получила название Rayette-Fabergé Inc). Но новые хозяева не смогли возродить былую славу Фаберже, так что в последующие годы фирма переходила из рук в руки, постепенно разоряясь и теряя в цене.
В 1989 году её за $1,55 млн приобрела компания Unilever. В том же году новые владельцы пригласили на должность нового главного ювелира Виктора Майера, который сумел вернуть интерес потребителей к изначально русскому бренду, в том числе копируя стиль Фаберже.
В 2007 году Unilever удалось продать некогда почти умерший бизнес за $38 млн южноафриканскому бизнесмену Брайану Гилбертсону. В 2009 году фирма возобновила работу. Впрочем, о наследии Карла Фаберже в ней не забыли: как и раньше, ювелиры компании делают искусные поделки в виде яиц с сюрпризом и не только. В 2021 году фирма представила «Драконьи яйца», сделанные специально к юбилею культового сериала «Игра престолов».
Статья подготовлена по материалам: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Коллаж: «Секрет фирмы», flickr.com, Pixabay, Pixabay License, Instagram.com/faberge_museum