secretmag.ru
Истории10 мин.

Империя на долгах. Как крах одного застройщика в Китае может аукнуться всему миру

Кризис Evergrande
Над крупнейшим китайским застройщиком Evergrande навис риск дефолта: долги компании уже перевалили за рекордные $300 млрд, а продажи в последний год неуклонно снижались. В своё время топовым девелопером заинтересовались инвесторы со всего мира, вложив миллионы в ценные бумаги компании. Теперь на то, чтобы собрать $83,5 млн и выплатить иностранным владельцам облигаций долг, у Evergrande есть месяц. Если не получится и многомиллиардная бизнес-империя с 25-летней историей рухнет, последствия для всей строительной отрасли Китая могут быть катастрофичными, а эхо этого банкротства донесётся даже до России.

В четверг, 23 сентября, иностранные владельцы пятилетних облигаций Evergrande ждали очередной платёж в виде купонов, которые должна была перечислить им компания. Однако выплаты так и не было. Как пояснил телеканалу CNBC портфельный управляющий одного из частных банков, работающий с состоятельными клиентами, речь идёт о долларовых облигациях со сроком погашения в 2022 году. Владельцы облигаций в юанях всё же получили свои выплаты на сумму $35,9 млн, но средства удалось найти в последний момент.

Не получили иностранные владельцы бумаг и объяснений, почему произошла задержка и в какие сроки ожидать погашения долга. Ни заявлений, ни документов компания Evergrande не опубликовала.

На ситуацию незамедлительно отреагировали инвесторы: на торгах в Гонконге 24 сентября акции компании закрылись снижением на 11,61%, до 2,31 гонконгского доллара за бумагу. На 13,1% упали в цене и депозитарные расписки на внебиржевом рынке США, до $8,69.

К понедельнику, 27 сентября, ситуация ухудшилась: компания выпустила заявление, в котором призналась в неопределённости своего будущего в случае, если она достаточно быстро не получит откуда-нибудь многомиллионных вливаний. Однако китайские власти заявили, что не будут помогать Evergrande.

Если через 30 дней китайский застройщик не выполнит свои долговые обязательства, наступит дефолт. Сейчас долг компании уже превышает $305 млрд при общей сумме активов $350 млрд. Это самый большой в мире долг среди публичных девелоперов.

Как Evergrande построил многомиллиардную бизнес-империю с такими долгами

Компанию Evergrande основал предприниматель Сюй Цзяинь (он же Хой Ка Янь) в 1996 году. Всего за три года новичок на рынке недвижимости сумел войти в десятку крупнейших застройщиков страны. Этому помогла выбранная стратегия: изначально компания сосредоточилась на проектах доступного жилья по различным госпрограммам. В ту пору как раз грянуло массовое переселение людей из сельских районов Китая в города. Заказов хватало.

Агрессивная урбанизация (за последние 25 лет доля городского населения Китая выросла вдвое и превысила 60%) обеспечила быстрый рост компании. Деньги от китайских властей текли рекой. По китайским законам застройщик обязан продавать бюджетное жильё по цене, не более чем на 5% превышающей затраты на объект. Так что массовое строительство, вскоре сделавшее Evergrande крупнейшим застройщиком в Китае, шло с минимальной маржой.

Чтобы охватить максимальное количество проектов в короткие сроки и получать госзаказы, компания активно занимала деньги. На взятые у банков кредиты девелопер выкупал у региональных властей сельские земли, на которых вёл строительство. Эта стратегия позволила расширять бизнес, а сдача новых объектов — обслуживать свой долг. Местным властям это также было выгодно: перевод сельскохозяйственных земель под городскую застройку увеличивал их цену в разы.

В 2000-х к типовым китайским многоэтажкам в портфолио Evergrande добавились и проекты коммерческой недвижимости, в том числе элитной. Топовым китайским застройщиком заинтересовались крупные инвесторы со всего мира: в 2009 году в ходе IPO компания привлекла $722 млн, в том числе от ведущих банков вроде Deutsche Bank и Merrill Lynch.

Сейчас Evergrande стала настоящей бизнес-империей со штатом более 200 000 человек. Помимо строительства жилья компания занимается отелями, офисами, торговыми центрами, производством автомобилей, аккумуляторных батарей, строительством зарядных станций для электромобилей, медицинскими исследованиями, страхованием и многим другим. Выручка компании в 2020 году составила почти 500 млрд юаней ($77,4 млрд), по итогам года у Evergrande были контракты ещё на $119,5 млрд. А основатель и гендиректор холдинга Сюй Цзяинь стал одним из богатейших людей Китая.

Казалось бы, всё шло хорошо. Но уже тогда, в 2020 году, крупнейший застройщик Китая столкнулся с крупнейшими проблемами.

Как начались проблемы

Осенью 2020 года застройщик сообщил, у него может не хватить ликвидности на исполнение долговых обязательств в январе 2021 года. В итоге ему всё же удалось отыскать покупателей для вновь выпущенных акций и малой части своих активов, за их счёт обеспечить платежи по старым долгам.

Между тем политика урбанизации населения Китая, с помощью которой власти страны надеялись справиться с социальным и экономическим неравенством, начала трещать по швам. В пору строительного бума власти спонсировали сотни новых объектов без учёта реальной миграции, так что по всей стране появились тысячи пустующих домов и даже города-призраки. Сколько невостребованных и не принёсших дохода квартир сейчас находится на балансе Evergrande, компания не раскрывает, однако с общей тенденцией балласт должен быть весьма внушительным.

По факту с каждым новым домом, не нашедшим покупателей, у девелопера оставалось всё меньше денег на операционные расходы. Ему приходилось брать дополнительные кредиты или искать другие способы привлечения денег, например выпуск облигаций, продажа непрофильных активов. В компании даже брали в долг у собственных сотрудников.

По такой схеме можно было бы работать достаточно долго, но в 2020 году началась пандемия COVID-19. Она разрушила многие цепочки поставок, лишила рынок труда миллионов рабочих рук и взвинтила цены на строительные материалы. Обеднение населения уронило и спрос на недвижимость. В итоге рынок жилья в Китае перешёл от роста на 10% в 2019 году к 3,8% — в 2020-м. К 2021 году показатель восстановился всего до 4,5%.

Не улучшило положение и правительство Китая, взявшееся за дисциплину местного бизнеса. Власти решили отрезать строителей с высокой долей задолженности от кредитов, лишив Evergrande ключевого элемента в её бизнес-модели. Это запустило цепной механизм сокращения строительства и продаж.

Согласно последним отчётам компании, за лето продажи обвалились на 88%. При этом уже две дочерние компании Evergrande Group не выполнили свои долговые обязательства вовремя. Дальше будет хуже, признало руководство холдинга.

Доверия к застройщику со стороны покупателей и кредиторов остаётся всё меньше, как и возможностей закрыть долги. Между тем сейчас у Evergrande около 1,4 млн недостроенных квартир, оценённых в $200 млрд.

Что сейчас

С учётом давних тревожных звонков, невыплата купонов 23 сентября не стала сюрпризом для аналитиков. О вероятности дефолта ранее предупреждала S&P Global, а агентство кредитных рейтингов Fitch Ratings ещё 7 сентября понизило рейтинг Evergrande с CCC + до CC, что означает высокую вероятность дефолта, выяснил РБК. Однако для держателей долларовых облигаций и тысяч китайцев, ждущих квартиры от Evergrande, ситуация всё равно складывается довольно сложная.

У компании всё ещё есть шанс в течение месяца погасить долги, чтобы избежать дефолта. Но с учётом того, что уже 29 сентября застройщик должен выплатить ещё $47,5 млн по семилетним долларовым облигациям со сроком погашения в 2024 году, а до конца года долг по купонам облигаций составляет $669 млн, эти шансы прямо скажем невелики.

Тем не менее, как отметил старший экономист по Китаю в Capital Economics Джулиан Эванс-Причард, в первую очередь Evergrande будет стараться выполнять внутренние обязательства: деньги на выплаты по облигациям в юанях, которые держат в основном китайские граждане, всё-таки нашлись. А вот иностранцы своих выплат могут так и не дождаться. Пострадать могут многие. В последние несколько месяцев управляющие активами фонды, принадлежащие крупнейшему швейцарскому холдингу UBS, крупнейшему финансовому конгломерату в мире HSBC и крупнейшей инвестиционной компании мира Blackrock, активно скупали облигации Evergrande.

Китайское правительство попросило местных чиновников подготовиться к возможным беспорядкам, которые могут последовать за крахом Evergrande. Регуляторы рекомендовали договориться с другими застройщиками, чтобы те завершили строящиеся объекты.

Между тем у штаб-квартиры компании в Шэньчжэне уже начали собираться протестующие, боящиеся потерять все свои сбережения.

Чем может разрешиться ситуация

Спасение

Самым очевидным вариантом спасения для компании может стать помощь правительства. Несмотря на то что власти КНР публично призывают компанию самостоятельно разобраться со своими долгами, угрожая «суровым наказанием», с точки зрения экономической целесообразности эта политика может серьёзно аукнуться стране. Экономика Китая очень сильно зависит от строительной отрасли — она составляет 25–30% ВВП страны, отмечает «Коммерсант».

Крах крупнейшего застройщика прямо или косвенно затронет жизни сотен тысяч человек. Безработными могут оказаться не только сотрудники Evergrande, но и 3,5 млн людей из связанных с ним компаний.

Кроме того, сейчас около 1,5 млн человек ждут, пока их квартиры достроят. 70% граждан Китая инвестируют именно в недвижимость, и обвал цен на рынке жилья, который неизбежно последует за банкротством Evergrande, ударит по их сбережениям и всей экономике страны. И даже аукнется миру.

Ситуация с Evergrande­ может быть не сто­ль драматичной для ки­тайского рынка акций.­ Тем ­не менее инвесторы б­удут пристально смотр­еть за действиями китайских властей по купированию развития кри­зиса в секторе недвиж­имости Китая. В какой­-то мере можно назва­ть это вызовом для пекинской модели экономической политики. Последстви­я возможного банкротс­тва компании будут им­еть ограниченные последствия с учётом соци­альной значимости сек­тора. Допускаю, что­ при наступлении дейс­твительно критических­ обстоятельств власти Китая ­должны будут вмешатьс­я. Китай­ский регулятор уже ко­торый день подряд поддерживает финансовую­ систему страны путём­ вливания краткосрочной ликвидности.

Александр Фетисов
начальник аналитического отдела Департамента по работе на рынке капитала Россельхозбанка

Ликвидация столь крупной компании всё-таки маловероятна. Скорее застройщик сумеет договориться с китайскими властями и банками и реструктуризировать свои долги, полагает директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков. Но в первую очередь будут выполняться обязательства перед китайскими клиентами, поставщиками и банками, а иностранные владельцы акций пойдут по остаточному принципу, указал он.

Независимо от того, сумеет ли Evergrande реструктуризировать свои долги и выплатить по бондам или объявит дефолт и ликвидируется, инвесторы, купившие финансовые инструменты компании, понесут убытки, уверен глава отдела глобальной рыночной стратегии Wells Fargo Investment Institute Пол Кристофер. Ему вторит эксперт по китайскому рынку Энн Стивенсон-Янг, соосновательница нью-йоркской фирмы J Capital Research:

«Думаю, Evergrande придётся продать непрофильные активы и передать значительную часть проектов местным застройщикам. Что это значит для людей, которые инвестировали свои деньги в Evergrande? Финансовой помощи не будет», — указала она.

Банкротство

Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева полагает, что даже дефолт Evergrande не станет «чёрным лебедем» на глобальном фондовом и девелоперском рынках и не приведёт к тем же последствиям, что крах банковского гиганта Lehman Brothers в 2008 году, запустивший механизм глобального финансового кризиса. Максимум, чем может обернуться эта ситуация в мировом масштабе, — это спад спроса на сырьевые товары и подрыв доверия международных инвесторов к китайскому рынку недвижимости и корпоративных облигаций.

Но что будет, если всё-таки реализуется худший сценарий? «Секрет» спросил у экспертов.

Безусловно, давление на фондовый рынок сохраняется, так как Evergrande — это крупнейший жилой застройщик в Китае. Его банкротство может повлечь за собой кризис банковской системы и банкротства покупателей квартир. Предоставление существенных дисконтов на продажу квартир для покрытия долгов может спровоцировать падение цен на жильё, что, в свою очередь, негативно отразится на экономике жилых проектов других девелоперских компаний. Скорее всего, власти Китая поддержат Evergrande в том или ином виде, не допустив дефолта компании, что спасёт от удара строительную отрасль Китая.

Владимир Пинаев
генеральный директор компании CBRE в России

Проблемы Evergrande могут оказать негативное влияние на рынки капитала Китая, но эффект будет ограниченным по размеру и времени. Даже если представить развитие ситуации по худшему сценарию — дефолту, то по масштабу это всё равно не сравнится с историей с Lehman Brothers. Хотя, конечно, просадку мы, вероятно, увидим: некоторым инвесторам нужна будет ликвидность для поддержания маржинальных позиций. Под переоценку также попадут акции, связанные с бизнесом застройщика: поставщики сырья, материалов и прочей продукции для домов, транспортные и промышленные компании, в том числе иностранные.

Наталья Малых
руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам»

Китайский регулятор очень жёстко отрегулировал за последний год все системы — от финансовой до образовательной. В итоге даже крупнейшие игроки вроде Alibaba или Baidu очень сильно просели. Кто-то считает, что таким образом регулятор охлаждает пузырь на финансовом рынке на случай, если что-то случится с «печатным станком» в Америке. Но сам факт того, что китайские ценные бумаги так сильно скорректировались, должен частично ослабить возможный эффект от краха Evergrande. Тем не менее это всё-таки крупнейший игрок в отрасли, так что бесследно его банкротство не пройдёт.

Михаил Мамонов
ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Эхо в России

С учётом тесных связей России и Китая, есть риск, что дефолт Evergrande затронет и российских поставщиков стройматериалов. Но, как объяснил РИА «Новости» ведущий аналитик «Открытие брокер» Андрей Кочетков, сама ситуация критичной опасности для российского строительного сектора не несет. Российский рынок изолирован от китайского, и кризис с China Evergrande грозит ему лишь спадом спроса на сырьевые товары и продукцию отечественных металлургов.

Об отсутствии значимых рисков для российских застройщиков сказал «Секрету» и Владимир Пинаев из CBRE. «Ряд крупных застройщиков в России не пережили кризис 2009 и 2014 годов. Другие компании извлекли уроки и накопили соответствующий опыт управления долговой нагрузкой», — уверен он.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, freepng.ru, Pixabay, Pixabay License, Pexels, Pexels License