secretmag.ru
Истории

В России массово гибнут пчёлы. Чем это грозит людям

Разорятся ли пасечники и сколько будет стоить мёд
«Я потерял 35 пчелосемей. Это всё, что у меня было!» — сетует пасечник из Курской области Андрей Малыхин. 13 июля он собрал 150 коллег по несчастью на митинг под лозунгом «Остановим травлю пчёл и людей!». В августе он намерен поехать в администрацию президента, чтобы лично рассказать о небывалой гибели пчёл, прокатившейся в 2019 году по всей стране.

Что произошло?

В июне-июле стало известно, что как минимум в 30 регионах на пасеках массово умерли пчёлы. Почти везде пчеловоды винят в случившемся фермеров — те обрабатывали поля пестицидами, которыми и отравились насекомые.

«Я пчёлами занимаюсь 20 лет и в первый раз столкнулся с таким, — рассказал "Секрету фирмы" владелец пасеки в Кашинском районе Подмосковья Фёдор Веденеев. — В начале июля ночью по соседству обрабатывали химией поля с цветущим рапсом. В результате вся моя лётная пчела отравлена. Теперь даже и не знаю, буду ли дальше заниматься пчёлами».

О том, что происходит невиданное, говорят не только пасечники, но и чиновники. «За 22 года моей работы я такого не припомню», — заявил замминистра Минсельхоза Алтайского края Михаил Чмырев. По его словам, в регионе пострадали сотни пасек и тысячи пчелосемей.

Подобные сообщения приходят из Башкирии, Удмуртии, Республики Марий Эл, Липецкой, Саратовской, Ульяновской, Ростовской, Курской, Тульской и других областей.

Что такое пчелосемья?

Каков ущерб для экономики?

Оценить масштаб бедствия не так просто. Например, в Татарстане, по оценке местных властей, погибло 2500 пчелосемей. Но чиновники оговариваются: в регионе много неучтённых пасек, поскольку пчеловоды-частники стали скрывать свою деятельность, опасаясь налога на самозанятых. Аналогичная ситуация и в других субъектах: из-за серого сектора полную картину увидеть сложно.

От этого возникают непонимания между властями и пчеловодами. Например, Минсельхоз Удмуртии предварительно оценил ущерб в 3 млн рублей. По данным ведомства, в регионе погибло 0,3% пчелосемей. Местный фермер-пчеловод Иван Халилов с такими цифрами категорически не согласен.

«3 миллиона рублей на регион? Вы серьёзно? Да у меня одна простая деревенская пасека со всем оборудованием, запасами продукции может стоить 1,5–2 миллиона! О каких 3 миллионах ущерба на целый регион с развитым пчеловодством может идти речь?» — возмущается он.

Андрей Малыхин оценивает ущерб своего бизнеса в 820 000 рублей. Он поделился расчётами с «Секретом фирмы»:

По сообщениям в СМИ, многие пасечники потеряли сотни пчелосемей. Если на пасеке погибло 200 пчелосемей, то сумма потерь составит порядка 6 млн рублей.

Минсельхоз РФ заявил, что массовая гибель пчёл в регионах наносит «значительный материальный ущерб отечественному пчеловодству», не называя конкретных сумм. В Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции оценили общие потери России более чем в триллион рублей.

Кто виноват?

Пока однозначного ответа нет. В пострадавших районах созвали комиссии, которые должны выяснить причины массового мора. Для этого мертвых насекомых отдали в лаборатории на исследования. Результаты будут готовы к концу лета. Госдума 16 июля попросила Генпрокуратуру подключиться к расследованию.

Почти все пострадавшие винят в гибели соседей-аграриев. По их мнению, те нарушили санитарные правила при обработке полей пестицидами. Например, не предупредили о процедуре за трое суток, как это положено по нормам СанПиН.

«У людей просто бизнес, они не хотят терпеть убытки из-за тли на рапсе, — говорит Фёдор Веденеев. — Им плевать на то, что своими действиями они наносят урон не только медоносной пчеле, но и другим полезным насекомым-опылителям».

В предыдущие годы пчёлы тоже травились пестицидами, но в 2019 году масштаб мора достиг пика, констатирует член правления общества пчеловодов Москвы Маргарита Букина.

Чиновники в ряде регионов объясняют это тем, что вредителей стало больше, соответственно, и обработка потребовалась более интенсивная.

Ещё одна версия — на рынок поступили чрезмерно сильные ядохимикаты, не соответствующие санитарным нормам. «Ряд препаратов в Европе запретили именно из-за угрозы опыляющим насекомым. А в России такого запрета нет, вот нашим и продали!» — предполагает владелец пасеки «Большая ложка» в Пермском крае Артём Мокроусов.

Он добавляет, что часть вины за массовый мор насекомых лежит на самих пчеловодах. «Они сами ослабляют пчёл! Дают скудные монотипные корма, завозят неподходящие породы, используют антибиотики», — говорит Мокроусов.

Пока в регионах выясняют подробности случившегося, Россельхознадзор обвинил в сложившейся ситуации Минэкономразвития. Это министерство отобрало у Россельхознадзора полномочия контролировать применение химикатов в полях, и теперь эти функции никто не исполняет.

К чему приведет мор пчёл?

На отрасли это сказывается очень плачевно. Пасечники теряют пчёл в основном перед началом главного медосбора, к которому они готовились весь год. Восстановить пчёл после отравления уже невозможно, этот медовый сезон становится потерянным для пчеловода.

Это приводит к разорению пасечников, многие перестают дальше заниматься пчеловодством. В сельской местности люди остаются без средств к существованию. Кроме того, гибель пчёл — это огромный ущерб флоре и экологическая катастрофа, ведь они опыляют около 80% всех плодоносящих растений.

Маргарита Букина
член правления общества пчеловодов Москвы

В ряде регионов местные власти компенсируют пчеловодам часть потерь, но на компенсации смогут рассчитывать только те, кто работает официально. Например, в Курской области получить 3150 рублей за пчелосемью смогут только 15–20% пострадавших, по оценке Малыхина. Остальные не вправе рассчитывать на компенсацию даже по суду.

Большинство собеседников «Секрета фирмы» склоняются к тому, что потребителям стоит ждать повышения цен на мёд. Производители вынуждены будут переписать ценники, чтобы компенсировать потери.

По мнению Маргариты Букиной, стоимость мёда в течение года может вырасти на 10–15%. Председатель союза пчеловодов Алтайского края Сергей Тастан не исключает, что розничная цена поднимется на 40%.

Массовая гибель пчёл этим летом — сильный удар по медовой экономике. Первое последствие — сокращение объёмов продукта на внутреннем рынке. Уверена, что уже в октябре на отечественных прилавках объём мёда сократится на четверть. Второе следствие — увеличение цен. Я полагаю, стоимость мёда на внутреннем рынке вырастет на 26–28%.

Ольга Хрипченко
директор по развитию Rebridge Capital, эксперт в макроэкономике и геополитике

В Федеральном научном центре пчеловодства заявили, что в некоторых регионах цена на мёд может вырасти на 50%, но не в этом, а в 2020 году. «Часть семей погибнет в зимовку: в корм попадёт какое-то количество нектара с обработанных полей, и пчёлы будут погибать ещё в течение зимовки. Весной мы очень существенно ощутим дефицит пчелиных семей и мёда», — объяснила сотрудники центра.

Производители мёда не верят, что потребители побоятся покупать мёд после сообщений об отравлении. «Спрос на мёд будет только расти, — уверен Иван Халилов. — Люди необразованны и не понимают, что мёд может быть отравлен. В сознании большинства людей мёд сам по себе экопродукт, ассоциируется с деревней, природой и так далее».

Халилов предупреждает: грядёт вторая волна обработки полей аграриями, а значит, и вторая волна гибели пасек.

Почему это глобальная проблема?

С проблемой мора пчёл столкнулась не только Россия. Учёные фиксируют стремительное сокращение их численности на всех континентах. За последние десять лет популяции диких пчёл сократились на 25–30%, а численность домашних в США только за 2015 год уменьшилась вдвое.

Основными причинами массовой гибели пчёл называют глобальное потепление, паразитических клещей и загадочный синдром коллапса колоний, при развитии которого рабочие пчёлы внезапно бросают матку и покидают улей, пишет научный журнал Functional Ecology.

«Во многих странах ощущается нехватка пчёл для полноценного опыления сельскохозяйственных культур, — рассказывает Маргарита Букина. — Эта проблема обрела глобальный характер, и её решение уже требует энергичных коллективных усилий. В декабре 2017 года ООН провозгласила 20 мая международным Днём защиты пчёл. Пора и в России всерьёз задуматься о защите пчёл и пчеловодства. Пока нам похвастаться здесь нечем».

Чтобы привлечь внимание к проблеме, благотворительный фонд «Центр возрождения естественного пчеловодства» проведёт 24 июня на проспекте Сахарова в Москве митинг под лозунгом «Погибнут пчёлы — погибнут люди». На нём потребуют принять федеральный закон с мерами господдержки для пчеловодства, а также запретить сажать ГМО-культуры и использовать пестициды в отдельных регионах.

На первом в России митинге за спасение пчёл Андрей Малыхин с другими курскими пчеловодами записали видеообращение к Путину. В нём они просят наказать виновных в массовой гибели насекомых, а также предоставить гранты и субсидии.

Свои аргументы он изложит в администрации президента 17 августа — ему удалось записаться на приём. «Планы — бороться, бороться и только бороться», — говорит Малыхин.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto