secretmag.ru
Истории

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

Передаём за проезд
25 лет назад с конвейера в Нижнем Новгороде сошла первая «Газель». Невозможно найти другой автомобиль, чьё влияние на малый и средний бизнес в России было бы столь же значительным. И не только на бизнес: фразу «передаём за проезд» благодаря этой машине знают по всей стране, а один из городов даже получил неформальное название Газельск.

«Секрет фирмы» проследил, как «Газель» стала явлением, почему спустя четверть века она всё ещё лидер рынка и почему остановить рыночный путь этого авто могут только власти США.

Как «Газель» стала драйвером бизнеса

С первых дней продаж «Газель» стала хитом. Её коммерческий успех был неизбежен: советской экономике гигантских строек не нужны были грузовики, в которые можно погрузить всего 1,5 тонны. Но в рыночной экономике возить такие объёмы ЗИЛами просто разорительно.

Зарубежные фургоны стоили дорого, а потребность в небольшом коммерческом автомобиле к середине 90-х уже сформировалась: многим предпринимателям требовалось развозить товар по точкам.

«Газель» тепло приняли ещё и потому, что её легко водить. Для этого требовались права категории В, а управлялась она как легковая, так как разработана на базе «Волги».

В этом был и минус. Многие запчасти не были рассчитаны на интенсивную грузоперевозку и быстро выходили из строя, а моторы быстро закипали. Поэтому у «газелистов» первой волны всегда под рукой была пустая пластиковая бутылка — чтобы с её помощью держать крышку капота приоткрытой.

Спрос был такой, что ГАЗ выпускал по 100 тыс. машин в год. «Газель» по факту спасла от разорения главное предприятие в Нижнем Новгороде, на котором сейчас трудятся 40 тыс. человек.

Основной собственник «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска даже сравнивал выход этой модели по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей Ford, с которого началась массовая автомобилизация Америки.

«Газель» фактически вывезла на себе весь мелкий российский бизнес. Она помогла встать на ноги тысячам предпринимателей, от челноков и мелких торговцев до строителей-ремонтников, установщиков дверей и окон, владельцев кафе и прочих. „Газель“ стала в России не просто коммерческим автомобилем, а целым явлением, без которого наша жизнь была бы совсем другой.

Виталий Овчинников
гендиректор агрегатора служб эвакуации и техпомощи МЭТР

Овчинников вспоминает: с первых лет «Газель» была не только инструментом для предпринимателей, но и сама стала предметом бизнеса. В стране появилась масса предприятий, которые продавали и обслуживали эти машины, производили и поставляли запчасти и даже изготавливали на базе нижегородской полуторки свои модификации и спецтехнику.

«Город Козельск даже называли в шутку Газельском из-за организованного там производства промтоварных кузовов для „Газели“», — говорит Овчинников.

Как «Газель» совершила революцию в грузоперевозках

«Газель» сама по себе оказалась готовым бизнесом с очень низким порогом входа: в нулевые едва ли не любой мог взять эту машину в кредит и заниматься перевозками — спрос на эту услугу по мере роста экономики постоянно рос. При этом рисков было немного: даже если дело не пошло, «Газель» легко продавалась на вторичном рынке по адекватной цене.

Для многих этот путь стал альтернативой в наёмной работе. В «золотые» нулевые годы доход газелиста даже в регионе мог превысить 100 тыс. рублей в месяц.

После 2011–2012 годов зарабатывать на грузоперевозках стало сложнее. Рынок насытился предложением, а спрос стал снижаться. Многие заказчики-бизнесмены обзавелись собственным транспортом, плюс крупные транспортные компании стали выходить в этот некогда дикий малотоннажный сегмент.

Сейчас доски объявлений по-прежнему пестрят объявлениями газелистов, а их авторы зачастую сидят в ожидании клиентов. Поэтому владельцы таких машин или объединяются в кооперативы, распределяя заявки между собой, или подключаются к агрегаторам.

© vk.com/gazautomobiles

Как «Газель» изменила города

Параллельно с бумом в грузоперевозках «Газель» изменила ландшафт другого рынка — пассажирского. До сих пор название модели используют как синоним к слову «маршрутка».

На рубеже веков «газели» здорово выручили рынок пассажирских перевозок. Когда во многих городах закрывались муниципальные предприятия, а большие автобусы уходили с улиц, приход 13-местных «газелей» не дал умереть пассажирскому транспорту.

Василий Попов
транспортный инженер

«Газели»-маршрутки в качестве городского транспорта не лучший вариант: пассажирам в них неудобно, а водитель вынужден на ходу отсчитывать сдачу. Плюс, чтобы удовлетворить спрос пассажиров на линии, приходится выпускать больше маршруток (по сравнению с большими автобусами), что провоцирует пробки.

Большинство российских городов до сих пор не могут отказаться от «газелей» как от пассажирского транспорта. Перевозчики массово закупают новые модификации Next. Они уже 18-местные, но тоже не рассчитаны на перевозку стоящих пассажиров.

«Современные „газели-next“ — пожалуй, худший автобус для пассажирских перевозок, какой можно представить: неудобный и небезопасный, — говорит Попов. — Но он стоит от 1,7 млн рублей, а ближайший аналог среди иномарок — от 2,5 млн. Поэтому эти маршрутки ещё не скоро исчезнут с улиц российских городов».

Производитель с такой оценкой не согласен. «Любой автобус будет неудобным, если превышать количество разрешённых мест, как это зачастую происходит на маршрутах, — сказал представитель завода. — Что касается безопасности, то «Газель Next» благодаря рамной конструкции по прочности не только не уступает, но  и имеет преимущество перед зарубежными марками, абсолютное большинство которых имеют конструкцию с несущим кузовом. В конструкцию силовых элементов заложены программируемые зоны деформации для смягчения удара в случае ДТП, а в раму внедрены дополнительные усилители, которые обеспечивают прочность при эксплуатации в плохих дорожных условиях».

Что «Газель» значит для бизнеса в 2019 году?

ГАЗ захватил почти половину российского рынка малотоннажных коммерческих автомобилей, а бестселлер марки модель Next оставила далеко позади всех конкурентов. Более того, в топ-10 самых популярных малотоннажников входят ещё три старых модицикации «Газели».

Источник: «Автостат»

«Для нашего бизнеса это палочка-выручалочка», — говорит директор подразделения транспортной компании «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин. Автопарк фирмы на 80% состоит именно из «газелей». Разин выделяет плюсы и минусы этого авто для бизнеса:

Гендиректор рекламного агентства «Сарафан» Сергей Картинцев сравнил стоимость владения грузовой «Газелью» с её аналогами от Peugeot и Citroen. «Мы высчитали, что за год „Газель“ будет экономнее своих „братьев“ на 35% и 47% соответственно. При этом цена при перепродаже у „Газели“ снижается меньше, чем у других автомобилей этого класса. Да и ликвидность у неё поразительно высокая!» — говорит он.

Казанская фирма по эвакуации «Эмтех» на старте купила три «газели» вместо одной дорогой иномарки, чтобы обеспечить быстрое масштабирование бизнеса. И эта ставка себя оправдала, говорит её собственник Тимур Фатахов.

© vk.com/gazautomobiles

«Сегодня при покупке „Газели“ можно получить различные субсидии и скидки, а это для нас дополнительный стимул, — говорит он. — Не будь у нас „Газели“, средний чек наших услуг был бы гораздо выше».

Хотя государство предоставляет субсидии бизнесу на покупку продукции ГАЗа, само зачастую предпочитает заказывать иномарки, говорит руководитель портала об автоперевозках Bus-club.ru Евгений Захаренко. «Редко когда можно увидеть „Газель“ в техзаданиях к госзакупкам. Вот такая поддержка российского автопрома от чиновников», — усмехается он.

© vk.com/gazautomobiles

«Газель» смогут остановить только санкции?

11 июня сотрудники ГАЗа провели пикет у американского посольства в Москве. Они протестовали против того, что их предприятие власти США внесли в санкционный список. Некоторые иностранные поставщики уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска попасть под ограничения.

«Если санкции вступят в силу, производственный процесс на конвейере остановится, мы потеряем работу и средства, чтобы жить и кормить наши семьи. Это будет катастрофа для 40 тыс. рабочих и для 400 тыс. человек, работающих на производственных объектах наших поставщиков и партнёров в России», — рассказали РБК.

Олег Дерипаска даже допустил национализацию «Группы ГАЗ», если ей не удастся добиться снятия санкций Минфина США.

Пока ГАЗ работает стабильно и продвигает новую линейку автомобилей для бизнеса — автолавки для мобильной торговли. В этом сегменте компания видит точку роста, которая поможет преодолеть наметившийся спад: с начала года спрос на продукцию ГАЗ упал на 7%. Впрочем, весь рынок упал примерно на столько же.

«Газель» — самый успешный проект в современной истории российского автопрома. Если санкции не помешают ГАЗу и дальше выпускать автомобили, «Газель» ещё долго будет «народным» автомобилем для российского предпринимательства.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo, depositphotos.com/vostock-photo