secretmag.ru
Истории6 мин.

Дореволюционный Ник Вуйчич. Как русский купец без рук и ног покорил Европу

И сколотил состояние
Мужчина без рук и ног зубами откручивает пробку, медленно наливает коньяк в стакан, придерживая бутыль щекой, и делает большой глоток. Публика рукоплещет — и нет, на сцене не всемирно известный мотивационный спикер и автор многих книг Ник Вуйчич. Перед зрителями — сын уральского купца Николай Кобельков, который для конца XIX века сделал практически невозможное: не только стал успешным артистом, но и переехал в Европу, где накопил огромное состояние. «Секрет» пересказывает его удивительную историю.

А начиналось всё так. В 1851 году в семье уральского купца Кобелькова родился 17-й ребёнок — сын, которого назвали Николаем. Когда мальчик появился на свет, родители не могли поверить своим глазам: у ребёнка не было ног, левой руки тоже не было, а на месте правой виднелась лишь маленькая культя.

«Есть зачатки ног — одно бедро длиной шесть дюймов, а другое — примерно на два дюйма длиннее. На правой руке у него конусообразный бугорок, а на левой руке — округлая плечевая кость». Из книги 1888 года Artificial limbs, surgical appliances, etc («Протезы, хирургические приспособления и т. д.»)

Оправившись от первого шока, они собрали консилиум из самых именитых докторов — Василий Кобельков, отец Коли, был владельцем золотых приисков в Оренбургской области.

Вернуть руки и ноги, конечно, было нельзя — но врачи хотя бы помогли понять, что произошло. Оказалось, в утробе матери конечности мальчика буквально перерезало амниотическими перетяжками — волокнистыми нитями в плодном пузыре.

Несмотря на все очевидные трудности, Коля рос любознательным жизнерадостным мальчиком. В два года он сделал свои первые «шаги», а уже через год он играл с соседскими детьми, и все говорили, что Николай Кобельков умел «бегать» и «прыгать».

В семь лет мальчик пошёл в школу. Целыми днями он читал книги, переворачивая страницы носом, а позже он научился писать и рисовать, зажимая перо между подбородком и правой культей.

Коля был вечно перемазан чернилами, за что дома его ласково называли Кляксой. Усердие мальчика не осталось незамеченным: он уже в 18 лет отучился на счетовода и устроился на службу. Именно через него проходили все платёжные ведомости и счётные книги на золотых приисках Оренбургской губернии.

К этому времени молодой человек мог сделать своей правой кутьей практически всё: вдеть нитку, завязать узел, закинуть удочку. Он даже сам управлял тройкой лошадей, обвязав вожжи вокруг головы. И это при том, что его рост был всего 80 сантиметров.

© Из открытых источников

Головокружительная карьера

Настоящей страстью Николая были балаганы — цирковые представления, на которые съезжались атлеты, гимнасты и дрессировщики со всей страны. Здесь же выступали и самые необычные артисты — великаны, карлики и бородатые женщины.

Как оказалось, увлечение это было не пустым: своей головокружительной карьерой Николай обязан именно театральному ремеслу. Однажды на ярмарке молодого человека заприметил известный антрепренер (частный театральный предприниматель. — Прим. «Секрета») Берг — и пригласил его работать в петербургском театре. Так к 20 лет Кобельков отказался от работы на приисках ради карьеры артиста.

В Петербурге парень тут же покорил публику — на сцене он одной правой культей он заряжал пистолет и пронзал огонёк свечи с первого выстрела. А ещё писал каллиграфическим почерком, танцевал, прыгал со стула на стул и бесстрашно заходил в клетку ко львам. Как рассказывает его внук, за каждое выступление Николаю платили по 20 рублей (чуть меньше, чем получал рабочий в то время).

Николай был настолько успешен, что его даже отправили на гастроли по Европе. Каждый мог бы без труда повторить любой его трюк — но, даже чтобы налить воды в стакан, Николаю приходилось проявлять такую ловкость, что его упорство и сила воли неизменно восхищали зрителей во всех странах.

В 1875 году Кобельков дебютировал в немецком городе Гамбурге — там он зарабатывал 150 марок в неделю. И именно там состоялась ещё одна знаменательная встреча — Николай познакомился с венским импресарио Августом Шаафом, который пригласил его выступать в венском Пратере.

1886 год

«Восточное обозрение» от 3 июля 1886 года писало: «В настоящее время внимание Парижа занимает некий россиянин из Сибири, Николай Кобельков, 34 лет, который под именем «человека-туловища» (homme trone) даёт там представления. Кобельков имеет только зачатки бедер, не имеет левой руки, а вместо правой лишь род культи сантиметров в 20 длиною. Он ухитряется писать, рисовать, брать еду вилкою с тарелки, вынимать часы из кармана и т. д.».

Любовь всей жизни

В том европейском туре началась история любви 20-летнего Николая и 18-летней австрийки Анны Вилферт — дочери владельца одного из популярных аттракционов венского парка Пратер.

По семейному преданию, родители Анны не были в восторге от такого брака — тогда роль свата взял на себя поклонник Николая король Саксонии Альберт I. Ему родители не смогли отказать.

Но на пути к свадьбе возникло неожиданное препятствие. Евангелическая церковь, к которой принадлежала Анна, категорически отказалась венчать её с безруким-безногим инвалидом.

В конце концов пару обвенчали в Будапеште. Церемония бракосочетания была не менее необычной, чем сама пара: жених, стоявший перед алтарем на высокой подушке, зубами надел на палец своей избраннице золотое обручальное кольцо. А невеста вложила обручальное кольцо в ладанку и повесила суженому на шею.

Вскоре Анна забеременела. Николай не мог найти себе места от тревоги: вдруг ребенок родится таким, как он? Но обошлось: 11 детей Николая родились без особенностей. Но выжили только шестеро: пятеро сыновей (Александр, Отто, Николай, Пауль, Ернст) и дочь Хелена. Пока отец колесил по всей Европе, дети потихоньку взрослели в Вене — а иногда даже выступали вместе с ним.

Какое-то время Кобельков работал в Barnum & Bailey — одной из крупнейших цирковых компаний в мире. Вся семья вместе помогала ему во время гастролей: они обустраивали быт на новом месте, собирали и разбирали вещи и продавали билеты.

Пока Николай Кобельков жил в Европе, он научился свободно говорить и писать на французском и немецком. А ещё немного понимал на четырёх других языках — итальянском, английском, венгерском и чешском.

© hippostcard.com

Маленький богач

В начале 1900-х Николай Кобельков осел в Австрии. Устав от постоянных гастролей, он купил участок в венском парке Партер и стал крупным по местным меркам землевладельцем. Именно тогда и проявилась его предпринимательская жилка: построив на своем участке луна-парк, сын уральского купца приумножил своё состояние и обеспечил безбедное будущее своим детям и внукам. «Калека без рук и ног стал одной из величайших личностей исторического Пратера, человеком мира и человеком денег, который беспристрастно отстаивал своё место в обществе», — писали про Кобелькова в местных СМИ.

По слухам, во второй половине жизни Николай Кобельков пустился во все тяжкие: пил водку, бил и оскорблял жену, но никаких подтверждений тому нет.

Полностью он отказался от выступлений только в 1912 году, когда его жена Анна умерла от эпилептического удара. Мужчина глубоко горевал по супруге. «Она была лучшим, благородным существом, которое когда-либо жило в этом мире, она пришла в мою жизнь как ангел, чтобы дать мне высшее счастье», — писал он.

Кобельков скончался в 1933 году. Но до 1970 года — тогда земли артиста выкупили под застройку за круглую сумму — этот бизнес приносил его детям и внукам стабильный доход. Праправнук Кобелькова Николай Пасара продолжает дело своего легендарного деда: «Я с любовью вспоминаю своё детство в Пратере. У моего дедушки Отто Кобелькова, внука Николая Кобелькова, тоже были аттракционы. Когда я был маленький, мой отец всё ещё там работал, и, помню, я расставлял банки и мячи в его тире — точно так же, как мои дети помогают мне сейчас».