Что такое product-market fit. Объясняем простыми словами
По сути, это такое положение вещей, когда продукт находит достаточный для его масштабирования круг клиентов. Они быстро раскупают продукт, требуется расширение наёмного персонала и службы поддержки, журналисты хотят взять интервью. Достижение этой точки позволяет быстро развивать компанию и увеличивать доходы.
Пример употребления на «Секрете»
«Мы были первыми в мобайле. И в день запуска наше приложение установили 300 человек — из ниоткуда. Через пару дней — 500. Сделали базовую оптимизацию — уже 1000 человек. В первый же день пошли платежи. Это был классический product-market fit — когда рынок начинает есть и просит ещё. Не из-за рекламы и маркетинга, а просто потому, что предприниматель дал людям то, что им реально нужно».
(Предприниматель Анатолий Марьин — о том, как его стартап заработал на штрафах ГИБДД.)
Факт
Ключевой параметр в product market-fit заключается в комбинации активного использования продукта и желания за него заплатить. Если продукт хочется использовать, но нет готовности за него платить, что это product fit. А если за продукт готовы заплатить, но он недостаточно хорош, чтобы его использовали, то только market fit. Только комбинация этих элементов даёт комплексное соответствие платёжеспособной потребности рынка.
История
Термин появился в среде американских венчурных капиталистов, искавших такие стартапы, которые бы даже если провалили все этапы работы, то всё равно добились бы успеха — потому что клиенты готовы были бы вырывать продукт у них из рук, настолько он привлекателен.
Нюансы
Ценность — очень субъективное понятие, а бизнес не может быть основан на ощущениях. Как измерить Product-market fit? Маркетолог Шон Эллис предложил такой критерий: если 40% опрошенных клиентов на вопрос о том, как они будут себя чувствовать, если продукт исчезнет, ответят, что будут «очень разочарованы», значит, цель достигнута.
Ещё один способ от Эндрю Чена — измерить соотношение средней дневной аудитории к месячной. Так можно оценить вовлечённость пользователей — показатель выше 20% считается хорошим. А Алекс Щульц предлагает обращать внимание на показатели удержания аудитории — сколько из совершивших покупку становятся постоянными клиентами.