secretmag.ru
Селфи4 мин.

Заветные три буквы. Есть ли смысл получать бизнес-образование в России

Главные мифы о бизнес-школах
В эпоху «турбулентности» владельцы бизнесов и основатели стартапов думают об изменении стратегии. Одного желания здесь недостаточно — необходимы знания, за которыми многие идут в бизнес-школы. Но есть ли смысл учиться сейчас? Можно ли получить хорошее МВА образование не выезжая за границу? Вокруг бизнес-образовании в России много мифов. Вот основные.

МВА — аббревиатура от английского master of business administration, то есть магистр делового администрирования, магистр экономического управления. Это программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена и степень, присуждаемая при вручении диплома.

Миф №1. В России нет хорошего бизнес-образования

Обучаться бизнес-навыкам гораздо эффективнее в той стране, где вы планируете работать, то есть учитывая особенности локальной экономики. Несмотря на это, многие топ-менеджеры в России, задумываясь о бизнес-образовании, в первую очередь вспоминают о международных вузах, Лиге плюща (Ivy League — ассоциация восьми старейших университетов Америки: Гарварда, Принстона, Йеля и других. — Прим. «Секрета») и даже не смотрят в сторону российских бизнес-школ.

При выборе образовательных программ потенциальные студенты часто ориентируются на рейтинги международных бизнес-изданий: Financial Times, US News и Business Week. Традиционно в этих рейтингах нет российских бизнес-школ, хотя такие известные университеты, как «Сколково», РАНХиГС, КУ Сбербанка, уже не первый год предлагают достойные образовательные форматы.

Почему же российское бизнес-образование не жалуют? Причин этому несколько.

  • Люди не доверяют локальным проектам. Им кажется, что они недостаточно хороши по сравнению с прославленными зарубежными университетами.
  • Нет международной аттестации. Её не так просто получить — это долго и дорого, поэтому многие российские образовательные программы не могут ей похвастаться.
  • Принято считать, что обучение за рубежом автоматически гарантирует вам среди однокурсников исключительно топ-менеджеров, чего не скажешь о российских программах.
  • В России нет своей методологии. Общепризнанными школами считаются американская, французская и британская, и наши бизнес-школы чаще всего используют их принципы обучения.

На деле для российских предпринимателей гораздо важнее общение с успешными топ-менеджерами, работающими на том же рынке, что и они. Экспертизу международного спикера не всегда можно перенести на страну с другой экономикой и законами. А общение с зарубежными одногруппниками не гарантирует, что на выходе вы сможете реализовать какой-то совместный проект или партнёрство — это всегда проще сделать с теми, кто знает особенности ведения бизнеса в России.

К тому же многие российские бизнес-школы вышли на уровень, близкий к международному, благодаря преподавательскому составу и качественной программе, например, MBA в «Сколкове» и Высшая школа менеджмента СПбГУ.

Миф №2. Бизнес-образование приносит результаты только в том случае, если занятия проходят в офлайне

Традиционные программы MBA проходят в очном формате. Но многие университеты начинают разворачивать онлайн-программы. На развитие этого формата влияет и текущий кризис. Из-за пандемии многие бизнес-школы переносят свои курсы, в том числе классические MBA-программы, в дистанционный формат.

По данным свежего исследования специалистов НИУ ВШЭ, Стэнфордского, Корнеллского и Калифорнийского университетов, дистанционные занятия не уступают обычным в эффективности, к тому же требуют меньших затрат.

Онлайн-программу MBA предлагают Массачусетский университет, британская бизнес-школа Warwick, испанская IE Business School, австралийская UNSW Business School и др.

В России есть программы по бизнес-обучению смешанного формата, когда одна часть занятий проходит очно, а другая — в виде вебинаров. Такое обучение предоставляет, например, международная программа MBA РАНХиГС (Кингстонский университет в Лондоне), где диплом можно получить за два года.

Миф №3. Качественная программа должна быть аккредитована

По мнению управленцев, аккредитация — гарант хорошего MBA-образования, и она должна быть международной. Такую аккредитацию довольно проблематично получить бизнес-школе из России: либо вы ждёте апробации программы несколько лет, либо платите тысячи долларов.

«Тройная корона» — так называют ведущие зарубежные аккредитующие ассоциации: AMBA, EFMD и AACSB. Всеми тремя «коронами» может похвастаться лишь 1% школ в мире. Что касается российских стандартов, то знаком качества считают аккредитацию Национального аккредитационного совета по деловому образованию (НАСДОБР).

Но всё же аккредитация — не главный критерий, и, если её нет, не стоит делать поспешных выводов о качестве обучения. Гораздо важнее оценить преподавательский состав и предметы изучения.

Миф №4. Короткие бизнес-курсы — это не MBA

Есть устоявшееся мнение, что приличный курс MBA должен длиться год или два. Действительно, американские бизнес-школы до сих пор активно развивают двухгодичные программы обучения. Но реальность такова, что кейсы, разбираемые на первом модуле фуллтайм-курсов, стремительно устаревают и становятся неактуальными ещё до окончания обучения. Поэтому европейские бизнес-школы адаптируют свои учебные планы под более сжатые форматы. Mini-MBA и другие короткие курсы помогают быстро освоить нужные знания и сразу же применить их на практике. К примеру, французская бизнес-школа INSEAD предлагает пройти программу MBA всего за десять месяцев, а Гарвардская школа бизнеса обучает лидерству за шесть.

По данным исследования РБК, спрос на короткие программы, направленные на внедрение инновационных решений и технологий, всё больше растёт и в России. Примеры подобных программ: «Мини-MBA» университета Сбербанка (восемь месяцев), программа «Сколкова» «Управление цифровой трансформацией» (четыре месяца), MBA-Intensive Академии PwC (два с половиной месяца), Digital MBA от онлайн-университета «Нетология» (восемь месяцев) и др.

Миф №5. Учиться на бизнес-курсах в кризис — плохая идея

Учиться полезно всегда, тем более предпринимателям. Многие из руководителей уже пожалели о том, что не пошли на бизнес-программы раньше, пока «рак на горе не свистнул» и Россию не захлестнула волна изменений, включая нестабильный рубль и беспощадный коронавирус.

В эпоху неопределённости каждое неверное решение может привести к фатальному исходу, и именно умение предпринимать правильные действия сейчас ценится как никогда. Всё меняется слишком быстро, поэтому если вы не подстроитесь под новые реалии, то рискуете не выйти из кризиса.