secretmag.ru
Селфи5 мин.

«Трагедия стала решающим моментом». Как российский стартап намерен улучшить рынок клинических исследований

Wirano — это цифровая платформа для организации клинических исследований. Идея создать её пришла мне чуть больше года назад, когда смертельно больной жене моего друга не смогли вовремя найти актуальное клиническое исследование, участие в котором могло бы стать шансом на спасение.

В чём суть проекта

В половине проводимых сегодня клинических исследований вовремя не набирается необходимое количество пациентов. В среднем по миру от момента подачи заявления на проведение исследования до включения в него первого пациента проходит шесть-десять месяцев.

Другая проблема связана с планированием: сейчас клинические исследования обычно проводятся сразу в нескольких государствах, самые крупные — в 10–20 одновременно. И в каждом случае необходимо грамотно подобрать не только страну, но и исполнителей. Сегодня такое планирование в большинстве случаев делается в ручном режиме, а схема выбора достаточно примитивна, субъективна и основана на предположениях исследователя по набору пациентов.

Обе проблемы приводят к тому, что исследования зачастую очень сильно затягиваются по времени. А каждый день простоя — это десятки и сотни тысяч долларов упущенной прибыли. Поэтому и стоимость современных препаратов, особенно если речь идёт о лечении тяжёлых и редких заболеваний, неподъёмна для абсолютного большинства людей.

Но стоимость — это только часть проблемы. Медицина по-прежнему бессильна перед огромным количеством болезней. Для множества пациентов с неизлечимыми и тяжёлыми заболеваниями участие в клиническом исследовании — это порой один из немногих шансов на поддержание здоровья и улучшение качества жизни. Мы захотели изменить ситуацию в этой сфере.

С чего начинали

Проблема быстрого и качественного подбора пациентов всегда остро стояла перед нашей командой в компании Cromos Pharma, где я был сооснователем. Тогда я первый раз задумался над тем, как можно было бы оптимизировать процесс. Это было около двух лет назад.

Потом, как это часто бывает, к дальнейшим действиям подтолкнула личная история. У жены моего давнего товарища была диагностирована меланома слизистой оболочки полости рта, которая является очень редким заболеванием и отличается особенно агрессивным течением. На тот момент лекарственных препаратов, способных победить опухоль, не существовало. Хирургические операции эффекта не дали. Болезнь продолжала прогрессировать.

И тогда мы поняли, что единственный возможный шанс — это поиск препарата, который проходит клинические испытания. Мы искали подходящее исследование в разных странах и очень долго не могли найти. И это притом, что мы в этой сфере уже работали не один год. В итоге у нас получилось найти центр во Франции, который занимался исследованиями в данной области и был заинтересован в пациентах. К сожалению, на поиски ушло фатально много времени...

Собственно, этот момент стал решающим. Тогда я рассказал об этой идее своим коллегам. В этот момент у нас собрался костяк команды: я, Сергей Котов, который имеет огромный опыт в разработке различных IT-решений, и Владимир Кречиков, непосредственно занимающийся организацией клинических исследований.

Вначале у нас были сомнения, так как казалось, что такие стартапы уже должны активно разрабатываться. Мы изучили рынок и поняли, что существующие проекты концентрируются на отдельных узких аудиториях и далеки от полностью автоматизированного процесса.

Далее мы протестировали идею в Ирландии на встрече с экспертами из фармацевтической отрасли, организованной с помощью местной организации поддержки бизнеса Enterprise Ireland. Они подтвердили наши гипотезы, после чего мы перешли к разработке MVP.

Как преодолевали трудности

В течение года мы доукомплектовали команду техническими специалистами, определились с планами и этапами работ, написали базовый код и начали тестировать гипотезы.

Сейчас у нас полностью проработана архитектура системы, тестируем различные модули. В частности, отрабатываем модуль для пациентов. Уже начали формировать базу пациентов. В следующем году планируем подключить первых заказчиков и исследовательские команды и начать уже пилотные проекты.

Особое внимание мы уделяем защите интеллектуальной собственности. В течение этого года мы уже получили два международных патента на свои инновационные решения по интерфейсу продукта. Ещё девять патентов планируем получить в течение следующего года.

Это технически очень непростой проект, но самое сложное — проработка пользовательских сценариев под разные целевые аудитории и механика работы в целом.

Вот, например, одна из проблем: как напрямую эффективно связать пациента с врачом? Мы прекрасно понимаем, насколько загружены врачи. А если мы напрямую связываем их с больным, можно представить, сколько времени у них уйдёт на коммуникацию. Но такая связь необходима. И над этой проблемой мы бились очень долго, теперь будем тестировать наши гипотезы на практике. Речь идёт о механике взаимодействия, которая позволяет максимально разгрузить врача и автоматизировать подбор.

О финансировании

Сейчас мы подошли к этапу, когда требуется привлечение внешнего финансирования. Мы уже вложили более €120 000 собственных средств — этого было достаточно для отработки прототипов и сборки MVP.

Но сейчас, когда проект необходимо масштабировать и переводить уже в полноценный «боевой режим», требуются совершенно иные деньги. Именно поэтому мы активно ищем инвесторов в России и за рубежом, чтобы выйти на новый уровень.

К слову, в прошлом месяце представили наш проект японским компаниям при поддержке местной организации по развитию внешней торговли Jetro. Летом стали полуфиналистом сколковского конкурса стартапов Startup Village.

Кроме того, мы продолжаем взаимодействовать с экспертами ирландских институтов поддержки — Enterprise Ireland и IDA. И, конечно, очень надеемся на дальнейшую поддержку со стороны «Сколково».

О монетизации

Для нас сейчас в первую очередь важно отработать все наши гипотезы, чтобы найти наиболее оптимальные схемы взаимодействия. Поэтому в первое время сервис будет бесплатным. Потом монетизация будет идти за счёт фармкомпаний. Мы планируем сократить время на проведение клинических исследований и вывод новых препаратов на рынок на 10–20%. Поэтому, если у нас получится сделать качественный продукт, проблем с монетизацией не будет.

О планах

В следующем году мы намерены запустить все основные модули и начать отработку пилотных проектов. Далее начнём масштабирование проекта и вывод на разные рынки. Стартовыми будут Россия, Украина, ряд стран СНГ и Восточной Европы. Это обусловлено тем, что здесь у нас уже есть выстроенные связи с фармкомпаниями, CRO и исследовательскими центрами.

Следующий этап — выход в Западную Европу, а затем уже на самый лакомый рынок — США. Но во многом всё зависит от инвестиций, которые получится привлечь, и от темпов развития самого продукта. Надеемся, что удастся двигаться быстрее.

Фото: depositphotos.com