secretmag.ru
Селфи6 мин.

Торговля репертуаром. Как из ненужных треков вырос маркетплейс по продаже песен

Мы сделали свой маркетплейс — песенный. Называется Max Song, то есть «Песня Макса», а Макс — это я, основатель проекта, музыкант и саунд-продюсер. Если простыми словами, то мы продаём готовые песни. И не только продаём, но и оформляем сделку онлайн.

С чего начинали

Изначально у нас был сайт музыкального продакшена со стандартным перечнем услуг: аранжировка, песни под ключ, запись в студии и т.д. Примерно через год у нас скопилось некоторое количество отвергнутых клиентами песен. Это были хорошие, но никому не нужные композиции. Для них мы сделали отдельную вкладку на сайте — «Песни на продажу». Там и разместили все скопившиеся «брошенные» треки. Под каждым поставили цену. Наобум.

И внезапно нашёлся покупатель! А точнее, покупательница. Русскоязычная жительница США родом из Казахстана приобрела у нас первую песню за $1000, оплатив через Western Union. Тогда курс был около 60 рублей.

Для нас это было чем-то удивительным. Мы и подумать не могли, что на готовые песни может быть спрос. Хотя ниша и не была новой (на тот момент существовало четыре сайта с готовыми песнями на продажу), но мы думали, что у них свои наработанные базы, свои каналы сбыта и что обычные люди не будут просто заходить на сайт и покупать песни.

Перспектива конкурировать с чем-то подобным представлялась нам фантастической. Но все начало происходить само собой, хоть и небыстро.

За первые полгода у нас было три продажи, за следующие полгода — 15, теперь, спустя четыре года, песни на сайте продаются почти ежедневно.

Как преодолевали трудности

С самого начала у нас было две сложности.

Первая — и самая главная — это недоверие покупателей к онлайн-сделке.

У людей было стойкое желание приехать лично на студию, посмотреть в глаза авторов и, убедившись, что они реальные люди, подписать бумажный договор и увезти с собой один из его экземпляров. А некоторым клиентам хотелось к тому же привезти свой собственный вариант договора и подписать именно его.

Каждому клиенту мы терпеливо объясняли, что песни, которые они видят в нашем каталоге, написаны авторами из разных уголков России и СНГ, и если бы каждый автор приезжал к ним лично на встречу и ещё бы тратил полдня на составление «особого» договора, то цена песни была бы в два или три раза выше.

Вторая трудность состояла в том, что нам было тяжело вести бухгалтерию с точки зрения расчётов с авторами. Но с появлением самозанятых мы вздохнули с облегчением.

Что из себя представляет проект сегодня

Маркетплейс показывает ежемесячный рост продаж.

Это связано с ростом популярности стриминга во всех музыкальных сервисах. А с ростом стриминга растёт и доход исполнителей, которые теперь могут себе позволить ежемесячно приобретать новые композиции в репертуар. Также позитивно влияет и тот факт, что популярные тик-токеры и блогеры начали петь песни, а за ними потянулись и все остальные, кто раньше не считал себя артистом. В общем, запели все, кто когда-то об этом мечтал, и даже те, кто «не мечтал».

Мы, в свою очередь, постоянно развиваем функционал сайта и программу лояльности. Что касается контента, то рынок современной музыки меняется раз в полгода. Поэтому, чтобы не отставать, мы пополняем наш каталог новыми работами буквально каждый день.

Песни у нас покупают и обычные люди, и артисты второго и третьего эшелонов, и звёзды. Но большинство людей предпочитают это не афишировать. Некоторые известные песни мы пробовали размещать в портфолио, но менеджеры артистов нас всегда просили убрать с сайта любую информацию о сделке. И этих людей можно понять.

Сейчас самая дешёвая песня на сайте продаётся за 24 000 рублей, самая дорогая — за 214 000. Средний диапазон — 60 000–120 000 рублей.

Про финансы

В общей сложности мы вложили в проект около 2 млн рублей. Столько денег понадобилось на разработку собственной CRM-системы, двух сайтов (русскоязычный и международный), а также на создание и запуск приложения.

Примерно столько же мы вложили в рекламные интеграции, таргет и контекстную рекламу.

Мы никогда не привлекали инвесторов со стороны. Все изменения финансировались с прибыли. Бизнес рос и каждый месяц прибавлял в оборотах. Мы забирали примерно 2/3 дохода и тратили его на проработку интерфейса, технологические улучшения и прочие нужды проекта. Развитие было плавным и естественным.

Мы предоставляем авторам площадку для продажи своих песен. Цену выставляет сам автор, но менеджер может посоветовать ему подкорректировать цену, если она значительно выбивается из среднестатистической, то есть слишком завышена или занижена по сравнению с остальными позициями в каталоге.

Маркетплейс забирает треть с продажи песни. Эта сумма уходит на:

  • выплату налогов,
  • содержание сотрудников,
  • рекламу сайта,
  • заключение договора,
  • обеспечение юридической базы и безопасности в моментах нарушения авторского права.

С 2018 года мы продали 530 песен и выручили 25 млн рублей, из них за последний год — 12 млн. Каждый год мы зарабатываем почти вдвое больше, чем в предыдущем.

О планах

Главная наша задача — донести до людей, что песни можно покупать, что это удобно, быстро и безопасно, что это выгодно и, главное, что это в принципе возможно! Многие до сих пор думают, что иметь собственную песню — это какая-то особая привилегия, которая простым людям недоступна. А те, кто всё-таки приобретают песни, зачастую делают это на заказ, что само по себе дорого, долго, и не факт, что конечный результат будет удовлетворительным. Это как с одеждой. Просто сравните пошив одежды на заказ, где платишь за кота в мешке, и покупку её же в молле, где можно выбрать среди сотен брендов и тысяч моделей. То же самое и с песнями.

Рынок в России ещё практически не охвачен. Есть куда расти. Ну а мировой рынок охвачен ещё меньше. В Европе и Америке представление о процессе покупки-продажи песни и передачи прав в корне отличается от нашего.

Нужно буквально прорубать лес и осваивать новые территории. Были бы ресурсы.

Вот как раз поиском этих ресурсов мы сейчас и занимаемся. А первая пятёрка стран, на которые мы нацелились, — это США, Германия, Италия, Испания и Великобритания.

Советы, инсайты, рекомендации начинающим предпринимателям.

Я убеждён, что вливание финансов без органики не даст никакого результата или же результат будет минимальным и в конце концов без постоянного финансирования сойдёт на нет.

И, наоборот, при наличии органики, то есть готовой благодатной среды результат будет выше ожиданий даже при минимальных вложениях, а уж при более масштабных инвестициях эффект будет колоссальным.

Тестируйте и обкатывайте идею на МЖП (минимальном жизнеспособном продукте. — Прим. «Секрета»). Если пошло, есть смысл увеличивать вложения.

А ещё больше считайте и исходите из логики, а не, к примеру, из астрологии! И неважно, в какой сфере вы работаете — творчество, туризм или тяжелая промышленность. Ибо любой успех бизнеса очень хорошо измеряется в цифрах, а значит, так же легко должны измеряться и все его остальные элементы.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com/Krakenimages.com