secretmag.ru
Селфи

Сарафанное радио 2.0. Стартап, который захотел из кешбэков и акций выстроить целую экосистему

BenefittY — это приложение-соцсеть с картами лояльности, акциями, скидками, купонами и кешбэками от продавцов, банков и платёжных систем. Бизнес может вести свою страницу в приложении и использовать встроенный инструментарий для создания персональных акций и для коммуникаций с пользователями. В отличие от конкурентов (и основных соцсетей), мы изначально решили сделать не очередной картхолдер, а построить разветвленную экосистему для взаимодействия покупателей с продавцами.

Всё это мы делаем с помощью технологий искусственного интеллекта, анализируя покупки в разных местах (большие данные, big data). При этом пользователю, естественно, гарантируется конфиденциальность.

С чего начался проект

Это во многом личная история. Наш ребёнок родился за границей, мы гуляли с младенцем, отвлеклись от бизнес-суеты. Конечно, в новом месте хотелось по максимуму использовать возможности для туризма, выгодного шопинга, и при этом не потратить лишнего.

Стали юзать многие популярные мобильные приложения. Оказалось, что описание и отзывы находятся у нас в одном месте, карты лояльности — в другом, купоны, кешбэк — всё разрозненно. Бумажник пух от пластиковых карт. Всё это было неудобно, мы путались в цифрах, и при этом было ощущение, что мы постоянно что-то упускаем.

В конце концов я стал думать, что здесь можно исправить. Так, собственно, и родилась идея стартапа.

Работая над проектом, мы много общались со специалистами, беседовали с пользователями, выявляли их потребности.

Выяснилось, что важнейшими «болями» были:

  • неудобство носить пластиковые карты;
  • невозможность пользоваться картами всей семьёй;
  • сгорание бонусов в магазинах, если редко в них ходить.

Отсюда мы выявили закономерность, что программы лояльности в традиционном виде работают неэффективно и с каждым днём теряют свою ценность для пользователя.

Как развивался проект

Сначала нам нужно было убедиться в востребованности сервиса и перспективах выхода по финансам в плюс. Поэтому, естественно, сначала мы сами сделали прототип, протестировали его на фокус-группе, пообщались с представителями инвестфондов, специализирующихся на рекламных технологиях, и с представителями маркетинговых служб различных торговых сетей.

Собрали отзывы, поняли, как именно нужно доработать наш прототип, что усилить. Затем рассчитали стоимость привлечения пользователей, изучили конкурентов, составили предварительный бюджет. И только потом начали собирать команду.

Изначально проект состоял только из мобильного приложения с простым механизмом добавления и хранения карт лояльности, акции и кешбэков.

На следующем этапе мы увидели, что во многих других сервисах информация, мягко говоря, недостоверна. Поэтому мы решили добавить модерацию.

Мы быстро пришли к тому, что просто собирать данные недостаточно — нужно дать возможность бизнесу создавать программы лояльности, акции и другие маркетинговые элементы прямо в BenefittY. За этим стояла идея экономии денег и времени уже для бизнесменов, чтобы они могли больше фокусироваться на улучшении своих продуктов и услуг. К тому же это хорошая модель монетизации: бизнес привлекает пользователей и платит за это деньги.

Последняя трансформация — это добавление в сервис элементов big data и искусственного интеллекта. Это отличает нас от других игроков на рынке. Кроме того, на примере ряда пилотных проектов мы видим, что такие технологии дают значительный рост конверсии. Так что основной фокус в ближайшее время будем делать на этом.

С какими сложностями сталкивались и как их преодолели

Весь проект, от идеи до её реализации, — это нескончаемые сложности. В начале пути наши знания были поверхностны, многое оказалось совсем не так, как мы себе представляли. Скажем, мы даже недооценивали объём данных, который необходимо анализировать при запуске встроенных сервисов.

Были трудности и при наборе команды. С этой проблемой так или иначе сталкиваются все стартапы. Но мы изначально решили, что наши специалисты должны, с одной стороны, обладать высочайшей квалификацией, разбираться не только в программировании, но и в ретейле, банковской сфере, маркетинге, а с другой — разделять нашу идеологию. Найти таких людей оказалось трудно, мы ошибались, потом приходилось эти ошибки исправлять.

В целом проблем было много. Я уже не говорю о недостаточно чётком планировании на старте и недооценке необходимых ресурсов.

Про текущую ситуацию и коронавирус

Нельзя сказать, что мы довольны текущей ситуацией, но, думаю, это типично для всех, кто увлечён своим делом и настроен на результат.

Во-первых, всегда хочется больше пользователей. Во-вторых, на нас тоже отразилась ситуация с пандемией: сейчас люди сидят по домам на самоизоляции и им, конечно, практически не нужны решения по выбору мест для выгодных покупок офлайн. В то же время мы видим рост онлайн-покупок, особенно в магазинах, которые начисляют кешбэк.

Некоторые бизнес-клиенты, с которыми мы были на стадии заключения договора или переговоров, поставили вопрос об интеграции на паузу. Вместе с тем они продолжают активно использовать отдельные функции сервиса для коммуникаций со своими потребителями, приёма онлайн-заказов и начисления кешбэков.

Вдобавок наша команда пострадала от вируса в прямом смысле этого слова: коммерческий директор попал в больницу с коронавирусом, его родные тоже заразились. Слава богу, у него и его семьи всё прошло в нетяжелой форме.

А вишенкой на торте стало удаление нашего приложения из Google Play за хештег #лучшедома на иконке. Мы решили разместить его после госпитализации нашего коммерческого директора. Но, оказывается, таким образом мы нарушили политику Google о «чувствительных событиях».

Мы написали апелляцию. Её быстро рассмотрели и удовлетворили. Но после удаления приложения Google Play стал рассылать сообщения нашим пользователям о том, что оно небезопасное. Видимо, сработали внутренние процедуры автоматического уведомления пользователей, что приложение уже не в «сторе». В результате мы получили много вопросов от наших лояльных пользователей. И, к сожалению, часть из них просто удалили приложение после уведомления, в их глазах мы потеряли репутацию.

Со стороны App Store таких вопросов не возникло, и у нас на иконке уже более месяца размещён такой хештег.

Про деньги

Монетизируем продукт за счёт подписок на расширенный функционал, комиссии за начисление кешбэка. В будущем мы рассчитываем на поступления от CPA и рекламы.

Проект пока не вышел на самоокупаемость. Работаем на инвестиционные деньги.

Я сам выступил в качестве инвестора проекта. Также в качестве инвестора выступил один из участников нашей команды.

Мы приняли для себя решение: прежде чем брать деньги на стороне, нужно создать хороший продукт, убедиться, что он востребован на рынке, проверить экономику проекта и только потом привлекать серьёзные внешние инвестиции.

Сейчас все гипотезы проверены. Мы считаем, что проект имеет все перспективы стать единорогом, и в настоящее время уже начали вести диалог с потенциальными инвесторами.