Российская таможня не успевает за прогрессом. Чем недоволен бизнес?
Справок не дают
Проблема. У предпринимателей нет оперативной связи с инспекторами таможни. Часто бывает так: подаёшь декларацию и получаешь в ответ запрос предоставить дополнительную информацию или документы. Нередко допзапросы отправляют специально, чтобы инспектор продлил себе время работы с декларацией (когда не успевает справиться с потоком). Иногда эти запросы нарочно составлены так, что хоть 100 раз прочитай, а до смысла так и не доберёшься. А уточнить, что имел в виду инспектор, — невозможно. Это выливается в простои и потерю денег.
Как должно быть. Если зайти на сайт какой-нибудь компании, тут же выскакивает окошечко с предложением диалога. Мол, может подсказать что-нибудь? Было бы здорово, если бы таможенные органы предлагали что-то вроде чата с инспектором. Или голосового помощника. На сложный вопрос не ответит, но хотя бы инспектору даст знать, что обратившийся чего-то не понимает и ему требуется разъяснение.
С жалобами не спешат
Проблема. Технически можно пожаловаться на действие / бездействие таможенного инспектора онлайн. Но такая жалоба ничем не отличается от жалобы письменной: регистрация в течение трёх дней, рассмотрение в течение 30 дней, и в исключительных случаях срок может быть продлён ещё на 30 дней.
Но некоторые ситуации требуют незамедлительного вмешательства. Бывает, декларация после подачи в таможенный орган сутки находится без движения, хотя по закону таможне отводится 4 часа на то, чтобы принять по ней решение. И предприниматель не в силах обратить внимание инспектора на то, что сроки нарушаются, ведь обратной связи, как мы помним, нет.
Жалоба в такой ситуации — неэффективный инструмент. Восстанавливать справедливость и компенсировать убытки, если они последовали, потом приходится только через суд.
Как должно быть. Если клиент не удовлетворён качеством работы компании, у которой заказывает товары или услуги, он подаёт жалобу. И, как правило, вопрос решается довольно быстро, ведь клиента никто терять не хочет.
Вот бы и в работе с таможней оперативно рассматривались жалобы и вопросы, если таковые не терпят отлагательств. Не 30 дней, а прям в онлайне. Было бы неплохо открыть отдел качества в таможенных органах, назначить специального директора. А чтобы спамом не засыпали, призвать на помощь того же голосового помощника: пусть на первом этапе отсеивает спамеров.
Не раскрывают деталей о статусе декларации
Проблема. Статус декларации после её регистрации в таможенном органе не даёт исчерпывающей информации о том, что с ней происходит. Например, статус может показать, что назначен досмотр. Но, если декларацию направили на проверку в функциональные (специализированные) отделы таможни, официальным способом об этом не узнать. При таком сценарии декларация висит днями, а ты не знаешь, что предпринять, чтобы ускорить процесс.
Повезёт, если через кого-то случайно узнаешь, что сработал риск (у таможни есть система управления рисками, которая сигнализирует о потенциально недостоверно задекларированном грузе, после чего партию направляют на осмотр/досмотр/взвешивание. — Прим. «Секрета») или документы переданы в отдел контроля таможенной стоимости. А так — чёрная дыра.
**Как должно быть.**У таможенных органов, отдадим честь, есть личный кабинет для участника внешнеэкономической деятельности. Только со статусами и информированием там не всё в порядке. Там только требования об уплате платежей появляется быстро, чего не скажешь о срабатывании системы управления рисками (СУР). Как было бы удобно, если бы о срабатывании рисков нас уведомляли пуш-сообщения (сейчас мониторить нужно вручную). А чтобы было не так обидно, сопровождать это сообщение каким-нибудь эмодзи или стикером.
Нет удалённого осмотра
Проблема. Если таможня назначает досмотр партии товара, то, как правило, на месте присутствует представитель со стороны предпринимателя. Он должен убедиться в том, что порядок проведения такой процедуры соблюдён. Проследить за этим дистанционно невозможно.
Как должно быть. Контролировать процесс досмотра/осмотра/взвешивания уже можно и удалённо — используя тот же Zoom и умный дрон, позволяющий наблюдать за тем, что происходит с грузом в месте таможенного оформления.
Конечно, всё это баловство по сравнению с внедрением искусственного интеллекта в работу пунктов пропуска, формированием системы управления рисками на базе анализа big data, завершением реорганизации электронных таможен, увеличением доли автоматического выпуска деклараций. Никто не снимал с таможенных органов задачу пополнять бюджет и защищать экономику страны. Но внедрение перечисленных идей существенно бы облегчило работу предпринимателей с таможней.
Фото: ФТС, facebook.com/customsrf