Реальные проблемы российского стартапа. История студии дизайна интерьера
Сначала мы подробно опрашиваем клиента о том, что ему требуется и что он предпочитает. По ходу работы над проектом беседуем с ним в одном из мессенджеров: заказчик в любой момент может задать вопрос или внести корректировки. У каждого проекта есть личный менеджер, но также его всегда курирует старший дизайнер студии. Для нас это CRM-система с множеством бизнес-процессов, а для клиента — простой чат со всей необходимой ему информацией.
Если заказчик находится недалеко от Ижевска, мы выезжаем к нему на замеры. Для тех, кто находится в другом городе, есть подробная инструкция, как сделать замеры в квартире или доме самостоятельно.
Но разработка дизайна для нас — это второстепенный продукт, который помогает получить лояльность клиента. Главный же продукт — это оснащение квартиры отделкой, мебелью, освещением и другими товарами.
Мы разрабатываем проекты из реальных позиций магазинов по реальным ценам, поэтому наши клиенты смогут в одном месте заказать и дизайн-проект, и все необходимые товары. Мебель и другие комплектующие можно заказать в любой город. Поскольку у нас заключены партнёрские договоры с крупными сетями, доставку товаров мы осуществляем силами поставщика.
С чего начался проект
В этом году мы вместе с Зуфаром Гариповым, сооснователем izidizi.com, одновременно купили квартиры и занялись ремонтом. Тогда мы и прочувствовали всю сложность процесса. Поняли, что все ищут дизайнеров старым способом — по сарафанному радио, а стоимость их услуг высока: 1200 рублей за кв. м. Я сам сталкивался с этим рынком ранее, когда пять лет назад покупал дом. Послушав предложения разных студий и отдельных дизайнеров, ничего не понял и сделал ремонт сам. В итоге интерьер получился ужасным.
Наш личный опыт привёл к идее создания дизайн-студии, которая работала бы понятно и эффективно.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
-
Приходится бороться с менталитетом — во многих людях заложена мысль о том, что дешевле сделать самому. На деле же самостоятельный ремонт обходится дороже из-за переделок и переплаты за товары. А мы предлагаем заплатить сейчас, чтобы сэкономить потом — и не только деньги, но и огромное количество времени и сил.
-
Сложностью стало и позиционирование на рынке. У нас не было точной стратегии, и сейчас мы до сих пор не знаем, как будет выглядеть сформированный бизнес.
-
Мы придумали миллион версий, каким может быть наш MVP (минимально жизнеспособный продукт). Хотели сразу встать на путь крутого IT-проекта, но столкнулись с тем, что и рынок, и сам потребитель сильно задержались в прошлом. То есть мы планировали сделать сайт, с помощью которого будет легко заказать дизайн-проект, а оказалось, что даже самому яркому представителю нашей целевой аудитории сложно сделать это онлайн.
Тогда мы пошли по модели традиционной дизайн-студии, но стали оказывать услуги по всей России. И для комфорта клиента больше процессов начали выстраивать через личную коммуникацию.
-
Проблема была и с маркетингом. Поскольку это наш первый бизнес в онлайне, мы ещё не знали, как найти свою аудиторию и как собрать модель со всеми метриками и KPI. Нанять маркетолога так и не удалось, поэтому мы сами разбирались в онлайн-маркетинге. Мы не сразу поняли, сколько денег можем потратить на клиента, но сейчас эти цифры уже определены — пока стоимость привлечения клиента превышает выручку.
-
Мы до сих пор не определились, какой должна быть главная страница сайта. Пока что тестируем разные гипотезы на разной целевой аудитории. И хотя рассчитывали на то, что сайт будет основным источником развития, до сих пор не имеем чёткого представления, каким он должен быть.
-
Ещё одна сложность — это кадры, поскольку в регионах есть ограничение и в поставщиках, и в компетентных сотрудниках. Но всё же за плечами у нас два больших проекта (Coffee Like и Laser Pro), поэтому мы знали, как с этим справиться, и уже укомплектовали штат. Почти половина команды пришла из наших прошлых проектов. Остальных сотрудников мы оперативно отбираем с помощью онлайн-собеседований и тестовых заданий.
-
Проблемы с дистанционным взаимодействием с клиентами есть, но только в начале работы. Когда от клиентов приходят первичные запросы и они узнают, что студия находится в другом регионе, 10% из них отказываются от сотрудничества. Из тех же, кто заказал наш проект удалённо — из Москвы, Ростова-на-Дону, Оренбурга и т.д., — все остались довольны нашей работой.
Как обстоят дела с проектом сейчас
Мы научились продавать и начали привлекать первых клиентов. В сентябре было пять заказов, в октябре — 12, а в ноябре — уже 15. Они со всей России.
Кроме этого, 191 проект на сумму 7 354 500 рублей в процессе обсуждения.
У нас появился большой штат из 21 сотрудника, а также пять внештатных. Мы выяснили, сколько стоит создание проекта, научились взаимодействовать с клиентом и выстроили понятный для нас и для клиента бизнес-процесс.
Также мы сделали первую версию интернет-магазина и заключили более 70 партнёрских соглашений с поставщиками. Уже совершили первую продажу по оснащению дизайн-проекта.
Посчитали каналы трафика, протестировали их и подготовились к масштабированию этих каналов. Сейчас работаем над тем, чтобы снизить стоимость привлечения клиентов.
Про деньги
В проект на текущий момент инвестировано 7 972 000 рублей. Это наши собственные деньги и кредит на 2 млн рублей, который мы взяли у Фонда развития предпринимательства Удмуртии.
Проекту требуется ещё порядка 20 млн рублей. Эти средства мы направим на маркетинг, внутреннюю инфраструктуру компании, доработку сайта и маркетплейса.
Ещё восемь-десять месяцев мы будем работать в минус, пока не наберём обороты по комплектации дизайн-проектов и не создадим высокоэффективную базу для будущих покупок. Именно на продаже отделки, материалов и мебели мы будем зарабатывать большую часть денег — около 80%. На дизайне же будем получать только 5–10% и примерно столько же — на комиссионных подрядчиках.
Сколько удалось заработать
Выручка за первые три месяца работы составила 928 000 рублей.
Планы на будущее
Во-первых, планируем настроить внутренние процессы, докрутить экосистему компании.
Во-вторых, будем повышать эффективность ключевых показателей: стоимость привлечения клиента, конверсию сайта, увеличение среднего чека. Будем прокачиваться в интернет-маркетинге.
Фото: СС0