secretmag.ru
Селфи

«Пришлось развозить насильно». Коронакризис заставил предпринимательницу поменять турбизнес на общепит

С наступлением коронакризиса мой основной бизнес — турагентство в Тюмени — в одночасье парализовало. Точнее, сначала он резко стал болеть, а потом замер. С этим ничего нельзя было сделать, но ворох проблем, который навалился после ограничений, вынудил меня пойти на радикальные перемены.

С чего начался антикризисный проект

Я стала изучать все бизнесы подряд, пыталась нащупать реальный спрос, который я могла бы удовлетворить с помощью своего социального капитала и своей аудитории.

Например, я изучала сферу обработки от клещей. Но этот бизнес очень сезонный, и его надо было затевать раньше. Было много идей и веры в онлайн-школы и проекты для детей, развлекательные игры онлайн, но здесь большая конкуренция, а у меня мало опыта в сфере интернет-продвижения.

Думала очень много, постоянно задавала себе два вопроса: «Что сейчас нужно людям и что из этого я смогу дать». «Тужилась», искала зацепки, проверяла все запросы в интернете, по вордстату. С финансовыми ресурсами было туго, а вот мотивация, точнее антимотивация, была что надо.

В итоге я пришла к самому простому и базовому — люди всегда ели и будут есть, несмотря ни на что. И решила запустить службу доставки готовых обедов «Селдапоел».

Про сложности

Общепит — невероятно сложный бизнес, и я это знала изначально. Но меня привлекла такая вещь, как маржа.

Я просчитала себестоимость салатов, супов и поняла, что если найти, кому это продать, то можно заработать очень быстро. Главное в этом деле — объём. И для меня лично — простота.

Для себя я выбрала концепцию домашнего питания. Не ресторанного, а ближе к столовым, только более качественно. То, что хотят есть на обед большинство.

Ситуация была на руку: тем людям, которым было разрешено работать в «карантин», негде было поесть. Раньше они ходили на обед в ближайшие кафе, а потом они все закрылись.

Мы подготовили простое меню, сняли кухню, наняли необходимый персонал и сделали аккаунт в инстаграме.

С фирменным стилем не заморачивались: купили на базе самую обычную тару, сделали простой логотип — привлекли фрилансера с биржи за 500 рублей. Но никто не ринулся покупать у нас обеды.

Пришлось готовить бесплатно первую неделю и развозить «насильно» пробные обеды. Мы искали через друзей контакты строительных бригад и офисных работников и предлагали им привезти на пробу наш обед. Просили оставить отзыв или дать контакт нашей целевой аудитории, ну и надеялись на повторные заказы. После того как люди попробовали, оценили — стали заказывать платно. Дальше пробный обед мы предлагали уже за 60 рублей, потом за 100.

Продажи — это основная сложность. Если ты найдёшь, кому продавать, и научишься это делать, всё остальное становится гораздо проще.

Главный канал, который работает у нас в регионе, — это «сарафанное радио». То есть если людям рекомендуют тебя твои знакомые, говорят: «Попробуй , этим занимается моя подруга!» — это работает. Все остальное — слишком большая воронка продаж, мало людей соглашаются попробовать продукт. Это не Москва, это Тюмень. Здесь законы «сарафана» работают в первую очередь.

Ещё важное — это персонал: подходящие повара, порядочный курьер, заинтересованный ассистент. Но в целом нам с этим повезло. Было такое, что курьер перепутал адрес. Подключили все коммуникативные навыки, извинялись за такую ситуацию, в следующий раз к заказу добавили бонус в виде блинчиков.

Другая сложность — искать свежие, хорошие, недорогие продукты. Один раз мы купили невкусный фарш и из-за этого потеряли сразу несколько клиентов. Это цена ошибки.

Что касается санитарных норм и разных бюрократических моментов — для меня это тоже очень сложно. Зная это, я сразу нашла человека — собственника кафе, у которого всё готово и всё отлично, но который из-за карантина потерял все доходы. Я просто наняла это кафе со всеми документами на зарплату.

На кухне иногда возникали проблемы. Например, в самый ответственный момент сломалась плита. Чтобы не подвести заказчиков, пришлось дорого покупать готовые голени в гипермаркете. А макароны экстренно варили на другой «приятельской» кухне, параллельно чинили плиту. Или однажды уже перед фасовкой обнаружилось, что основное блюдо не прожарилось. Пришлось дожаривать и опаздывать с доставкой, договариваться с заказчиком, чтобы подождал.

А ещё я обалдела от количества точек контроля, которые постоянно требовали внимания. Очень сложно с нуля наладить контроль, если ты не делаешь всё по готовому шаблону. Мы не делали, лепили из того, что было. Но со временем подключили crm-систему для общепита и стало полегче.

Начинать в абсолютно новой сфере — это очень сложно. Когда 10 лет ты занимаешься совершенно другим делом, у тебя мозг зашорен. Ты настолько привык и понимаешь, откуда берутся деньги, что сложно осознать, что за пределами этой деятельности всё работает не так. Когда начинаешь что-то новое, ты возвращаешься на то место, с которого когда-то начинал. Снова надо делать все нелепые шаги, звонки, действия. Морально очень сложно. Зато радуешься каждой мелочи, когда получается.

Про деньги

Денег на открытие не было. Я просто всё просчитала, взяла кредитную карту и накупила продуктов по меню и посуду. Начала на самом минимуме — потратила около 50 тысяч. Всё окупилось в течении двух недель, потом начали зарабатывать.

На сегодняшний день мы проработали чуть больше месяца и отвезли более 1000 обедов. (Цена одного обеда — 190–230 рублей, в зависимости от количества блюд. — Прим. «Секрета».) Если осознать, что я абсолютный ноль в этом бизнесе, то можно считать это за успех.

Решающую роль сыграл его величество случай. На нас вышел крупный заказчик, по рекомендации от тех офисов, в которые мы доставляли обеды. И уже через неделю мы кормили по сто человек два раза в день. Вот это было счастье, тогда мы заработали на дальнейшее будущее. Но счастье было недолгим, потому что заказчик был всего на 10 дней. Эта компания отправляла работников на вахту, и до и после поездки им нужно было провести по 14 дней на карантине. Они искали гостиницу с питанием, но не могли найти. Поэтому они разделили эти услуги: на время поиска подходящего варианта бронировали гостиницу и отдельно заказывали питание. И за 10 дней они нашли гостиницу с питанием. Полученные от них деньги мы пустили на развитие.

На какой стадии проект сейчас

Сейчас проект в интересном состоянии — он есть, но прибыль он пока не приносит.

С новыми обсерваторами (для коронавирусных больных. — Прим. «Секрета») пока не получилось договориться. Мы поняли, что ключевой фактор — это объёмы, и только ради них во всей этой истории можно работать. Поэтому сейчас все силы кинули на поиски новых объектов.

Пока готовим только для офисных работников, примерно 40 заказов в день. Это очень мало, и мы только выходим в ноль и иногда даже в минус. Сейчас всё меняется из-за смягчения ограничений.

О планах

Когда карантин полностью закончится, доставка обязательно забуксует, это точный прогноз. Люди соскучились по кафе. Уже открылись летние веранды, и в обед все там. Плюс летом многие в отпусках. Поэтому если не найдём крупного заказчика, то придётся проект ставить на паузу на лето или закрываться.

Я вижу доставку как проект, полярный с туризмом. Если в туризме сезон — лето, то в доставке — холодное время года. Хочется, чтобы сейчас он был и развивался, а зимой вырос настолько, что снял бы все беспокойства по поводу первого бизнеса и приносил хорошую прибыль.

К счастью, в туризме началось пробуждение. Появились первые положительные информационные поводы — это то, что мы ждали. Время, когда мы вновь начали продавать туры. Хотя уровень активности не сравнится ни с одним из сезонов. Мы по-прежнему верим в туризм, и я не хочу останавливать туристическую деятельность.

Если бизнес по доставке не будет приносить прибыль, я не стану им заниматься и останусь в туризме. Если и туризм закроется, буду искать что-то ещё. Или снова переходить на доставку, но позже.