От налогов к онлайн-искусству. Стартап, который научит любить современных российских художников
Как всё начиналось
Основать галерею я решила после того, как завершила долгую и успешную карьеру корпоративного юриста. Ещё раньше, до «юридической эры» в своей жизни, я была учительницей начальных классов. Работала в средней школе № 1 города Вилючинска в Камчатской области. Потом 15 лет проработала налоговым юристом. Моя последняя должность в качестве наёмного работника — директор департамента налоговой политики ОАО «Мечел». До неё довелось поработать на руководящих должностях в «Русале», «Агромашхолдинге» и «Мосэнерго».
Собственный бизнес я начала с изучения финансовой стороны. Что выгоднее — открыть галереи в онлайне и офлайне? Даже приблизительные подсчёты были в пользу онлайн-формата.
Вторым шагом была разработка фирменного стиля. Параллельно я начала искать художников, чтобы наполнить галерею и запустить проект. Уже через пару месяцев убедилась, что нельзя делать ставку исключительно на собственный вкус. Так в галерее появился профессиональный куратор-искусствовед. Он отвечает за контент галереи: пул художников, баланс стилей и уровень цен на произведения.
Практически сразу мы начали сотрудничать с дизайнерами интерьеров. Для начинающего проекта это самый простой путь заявить о себе. Сотрудничество строится по следующей схеме: мы предоставляем дизайнерам картины для интерьерных съемок, а кадры интерьеров с картинами наших художников появляются в известных дизайнерских СМИ. Часть наших картин продаётся не через сайт, а через дизайнеров.
Про сложности
Первая и существенная проблема — неорганизованность большинства авторов. Было непросто оказаться в среде без всяких признаков самоорганизации.
Стало понятно, что в таком стиле бизнес строить невозможно. Поэтому решили перевести отношения со всеми художниками в деловое русло: галерея заключает с каждым художником договоры, в которых прописаны все права и обязанности сторон. Многие художники, даже с опытом работы с зарубежными галереями, отмечали, что такой подход — большая редкость.
Второй проблемой стало недоверие. Как со стороны художников, так и со стороны рынка. Нас просто не знали. Да мы и были «никем». Это надо было просто принять и идти дальше. Сейчас нас знают многие художники, дизайнеры и клиенты. У галереи большой поток заявок от художников на сотрудничество.
Ещё одной проблемой стало то, что у потенциального покупателя практически отсутствует спрос на сложный «товар». Нашего клиента нужно подготовить, создать у него потребность в обладании произведением искусства, а порой даже частично образовать его. И только потом предлагать и продавать.
Про деньги
Затраты на запуск онлайн-галереи невелики. На разработку сайта и фирменного стиля ушло примерно 400 тысяч рублей собственных сбережений. Сторонних инвестиций я не привлекала. Сейчас галерея полностью на самоокупаемости. Нужды в сторонних инвестициях у нас нет.
Текущие расходы складываются из зарплаты сотрудников, стоимости аренды хранилища, трат на IT-поддержку, маркетинг и рекламу, а также на бухгалтерию.
Если говорить о выручке от продажи картин, в первый год работы в 2017-м мы не продали ни одной картины. В 2018 году мы продали картин на три миллиона рублей. Сейчас приближаемся к цифре семь миллионов рублей.
Планы на будущее
10 января 2020 года галерее исполнится три года. Сегодня в нашем штате шесть человек: я (директор), куратор-искусствовед, дизайнер интерьера, SMM-менеджер, юрист и водитель.
Проект развивается и показывает положительную динамику в финансовых вопросах. Планируем расширять ассортимент и помимо живописи продавать скульптуры. Думаю, что мы способны занять лидирующую позицию по онлайн-продажам искусства в Москве.
Фото: СС0