Онлайн и без галдежа. Российский стартап решил помочь собственникам контролировать ситуацию в домах
Как это работает
Мы постарались перевести все сложные бюрократические процедуры в простые онлайн-шаги. Нужно зарегистрировать свой дом в сервисе (или присоединиться к нему, если он уже есть в «Сквере»), а дальше с помощью сервиса можно организовывать собрания, получать отчёты от управляющей компании и подрядчиков, отправлять жалобы, вести реестр собственников, создавать объявления и делать рассылки.
На каждом этапе есть подсказки, какая информация нужна и где её можно взять.
Очевидно, что сервис не может заставить всех вести себя честно, но «Сквер» может зафиксировать и показать действия каждого пользователя при обработке и редактировании общественных данных. Например, управляющий меняет сумму договора или какое-то условие. «Сквер» не позволит сохранить изменения без обязательного комментария. Система его запоминает и показывает всем собственникам.
Также можно проводить быстрые опросы для обсуждения вариантов голосований на собраниях, активным собственникам объединяться в комитеты и вырабатывать предложения по изменениям. Есть зачатки социальной сети соседей, где они могут обмениваться информацией о магазинах, службах, сервисах, индивидуальных предпринимателях, работающих неподалёку.
С чего всё началось
Всё началось с наших походов на собрания собственников и членов ТСЖ. Идея возникла после того, как мы много раз оказывались в ситуации, когда приходят хорошо одетые, улыбающиеся люди и вроде бы всё хорошо, но уже через полчаса они превращаются в кричащую толпу. И так было всегда. Добиться кворума и принять важные решения в таком формате очень сложно. Я понял, что проблема не в людях, а в способе, которым им предлагают договориться. Этот способ не работает.
По закону очное собрание проводить необязательно: голосуют собственники всё равно на бумаге или через информационную систему. Согласно ст. 47.1 ЖК РФ, проводить собрания можно онлайн и результаты голосования на таких собраниях имеют юридическую силу.
Разработка «Сквера» началась в 2014 году. Первые пользователи начали работать с сервисом в 2019-м.
С какими сложностями столкнулись, как их преодолели
Оказалось, очень сложно формализовать коммуникации. Сколько бы мы ни пытались упростить или сократить пользовательские сценарии, мы всегда сталкивались с проблемами. У нас в системе есть восемь базовых ролей и есть отдельные роли для заданных сценариев.
Пример. В сценарии собрания есть дополнительные семь ролей: инициаторы, председатель, секретарь, члены счётной комиссии, докладчики, участники голосования, ответственные за исполнение решений. У каждой роли есть свои права и обязанности, каждый пользователь может отказаться от роли. Всё это нужно предусмотреть.
Все сложности преодолеваем обсуждением и тестированием. Других вариантов пока не придумали.
В нашей команде 15 программистов, разработкой мы занимаемся сами — под руководством партнёра проекта.
На старте нам хотелось всё и сразу: бюджет, отчёты, собрания, опросы, финансирование и сбор денег на отдельные инициативы, сбор показаний приборов учёта, оплата платежей. Хотели давать доступ к камерам видеонаблюдения, а ещё — заказ пропуска, отслеживание активности каждого собственника... Но проект меняется исходя из запросов клиентов.
Сначала мы думали, что собственникам нужно контролировать расходы, потом стало ясно, что собрания важнее. Потом на первый план вышел реестр собственников. Сейчас мы много работаем над регулярным информированием собственников о том, что происходит в доме / посёлке. Убрали всё то, что не является острой проблемой.
Мы долго спорили, нужно или не нужно в бюллетень для голосования включать поля для внесения номера телефона и имейл участника голосования. Нам казалось, что это будет раздражать собственников. Практика показала, что все охотно заполняют эти строчки, а организаторы получают очень нужную контактную информацию.
На какой стадии проект сейчас
Базовый функционал сервиса работает: уже проводятся собрания, голосования. Зарегистрировано 1400 объектов, активных — 170–200. Количество зарегистрированных пользователей — более 16 000 человек. Проведено 89 собраний.
Мы дорабатываем дополнительные функции, обрабатываем комментарии пользователей и смотрим, что удобно, а что нет, какие вещи стоит добавить.
Например, недавно мы внедрили новую услугу массового подписания документов. Всё началось с того, что к нам обратились наши клиенты и спросили, можем ли мы помочь им с подписанием договоров управления между всеми собственниками и новой УК. По закону такой договор считается заключённым, если его подписали не менее 50% собственников. В нашем случае было три корпуса по 800 помещений в каждом. Нужно было собрать не менее 400 подписей для каждого корпуса. Мы использовали простую цифровую подпись и получили более 60% подписанных договоров. Теперь мы это сделали как типовую услугу.
Про деньги
В проекте участвуют деньги только одного частного инвестора. Было потрачено более $1 млн. Почти все средства (более 95%) пошли на разработку. Разработка продукта — это основные расходы и сейчас, и на старте. Ещё требуются примерно $250 000 — 300 000. С инвестором это уже оговорено.
Сейчас все наши услуги для пользователей бесплатны. Помимо бесплатной подписки на базовый функционал, в дальнейшем мы хотим продавать дополнительные платные подписки.
Подписка на сервис — это оплата годового использования «Сквера» в определённом объёме. Стоимость зависит от того, как интенсивно вы планируете пользоваться сервисом: сколько собраний, опросов проводить, какие рассылки делать (имейл, SMS, автоматические или индивидуально созданные под вас), сколько документов хранить и пр.
Базовый функционал будет бесплатным: одно собрание, один опрос, автоматические уведомления, работа с объявлениями — всё это будет доступно любому пользователю.
Платные тарифы стоят от 30 000 до 90 000 рублей за многоквартирный дом (от 500 до 1600 и более квартир) или посёлок в год.
Планируем выйти на самоокупаемость до июня 2021 года и вернуть инвестору вложения в течение двух лет.
О планах
Наши планы — начать продавать сервис сначала в СНГ, а потом и во всём мире. Мы хотим, чтобы 10% всех HOA (homeowners association) пользовались «Сквером».
Вопрос экспертам
Как лучше всего преодолеть апатию и выученную беспомощность собственников?
Фото: www.freepik.com