Нехватка специалистов и загадочная аудитория. С чем пришлось столкнуться образовательному проекту
Как всё начиналось
Команда нашего проекта уже более 10 лет работает в сфере EdTech, где создаёт и продвигает различные интернет-проекты. К началу 2022 года более двух миллионов учеников завершили обучение в рамках наших образовательных продуктов и получили навыки менеджеров онлайн-продаж, интернет-маркетологов, копирайтеров и мастеров по автоворонкам.
Во главе команды стоит Мария Солодар — предприниматель, продюсер, автор книг по бизнесу и маркетингу. Идея создания образовательной платформы уже давно искала своего воплощения. Нам хотелось дать людям возможность почувствовать свободу, которую дарит удалёнка, и показать им, что онлайн они могут зарабатывать больше.
О проекте
Мы разработали технологию, которая позволяет решить три главных «боли» целевой аудитории платформы.
Проблема № 1: современное классическое образование не успевает за трендами рынка в сфере E-commerce.
Решение: проект призван увеличить количество специалистов в сфере E-commerce.
Обучающие программы нашего проекта созданы по самым востребованным направлениям: технический специалист онлайн-школы, менеджер чат-ботов, специалист по трафику, email-маркетолог, SEO-специалист и No-code разработчик приложений для интернет-магазинов, менеджер по продажам в мессенджерах, специалист по продвижению товаров на Wildberries или на OZON, а также менеджер онлайн-проектов.
Проблема № 2: 57% студентов бросают учебу в онлайне после третьего урока, а треть пользователей не доходит до защиты финального проекта.
Решение: процесс образования на платформе адаптируется под уровень каждого конкретного пользователя.
Реализовано уровневое обучение, которое предполагает работу как с новичками, так и со студентами, у которых уже есть базовые знания в том или ином направлении. Перед прохождением курса каждый ученик проходит тестирование, по результатам которого ему подбирают образовательную программу. Мы решили дать возможность всем стартовать с разного уровня. На платформе есть три ступени:
- «Новичок» — ученик получает первые навыки и уже может на них зарабатывать, выполняя простые задачи.
- «Специалист» — даёт узкую специализацию в конкретной нише.
- «Профессионал» — студент глубоко погружается в профессию и получает целый комплекс навыков.
Проблема № 3: у 58% учеников сложности с восприятием информации онлайн и нет понимания структуры материала урока.
Решение: формат микрообучения (microlearning) позволяет легко освоить необходимую профессию.
В проекте мы стремились использовать актуальные мировые тренды онлайн-образования, а microlearning уже успел заявить себя как методология будущего. Микрообучение подразумевает получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или исключить. Так программа становится более гибкой.
Мы также разработали программу на Python для автоматической обработки результатов студента и провели CustDev (тестирование идеи с помощью потенциальных потребителей. — Прим. «Секрета») с первой группой пользователей на тему удобства обучения на платформе. Опрос подтвердил, что формат microlearning предпочитают чаще, чем 30–60-минутные лекции, так как он позволяет совмещать занятия с основной работой, декретом, семьёй и хобби.
Цифры
К началу 2022 года в проект вложили более 100 млн рублей (источник финансирования компания не разгласила — Прим. ред.). На создание первой версии платформы потратили порядка 30 миллионов рублей:
- разработка технической части — 8,6 млн рублей;
- разработка контентного наполнения платформы — 7,9 млн рублей;
- создание презентации для клиентов — 9,8 млн рублей;
- PR — 1,5 млн рублей;
- регистрация товарных знаков, юридические процедуры, домены, сервисы (расширение лицензий Leeloo, сайт платформы, образовательная лицензия) — 1,5 млн рублей.
Выручка сегодня составляет около 150 млн рублей. В 2022 году мы планируем и дальше разрабатывать ToDoo, поэтому все средства пойдут на реинвестиции в продукт. За первую половину 2021 года обучение на платформе прошли около 10 000 пользователей. NPS (индекс потребительской лояльности) составляет 87%. Каждый пятый студент возвращается к нам за новым обучением.
Сложности при разработке платформы
Проект сейчас находится на стадии запуска, поэтому большинство сложностей ещё впереди. Но с некоторыми непростыми задачами нам пришлось столкнуться уже сейчас.
Во-первых, это набор команды. Нам хотелось пригласить профессионалов с большим опытом, однако большинство из них уже были заняты в других крупных проектах с хорошими зарплатами.
Чтобы решить проблему, мы обратились в HR-компанию, которая подобрала нам специалиста — он уже имел опыт найма людей в этой индустрии и помог в короткие сроки найти экспертов. Продюсеры проекта параллельно искали спикеров по различным каналам: как личным, так и публичным. Пока команда проекта не укомплектована полностью, поэтому активный рекрутинг ведётся и сейчас.
Вторая сложность была связана с тестированием продукта. Нам было непросто определить, какие фичи будут на платформе и что войдёт в MVP (продукт c минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. — Прим. «Секрета»). Даже зная своего потребителя, невозможно на 100% угадать его поведение — это всегда риск.
Мы опросили студентов, чтобы максимально чётко выявить их потребности, и на основе этих данных разработали функционал платформы. В частности, создали модуль для составления резюме и откликов на вакансии, а также поработали над тем, чтобы кураторам было удобно проверять домашние задания и следить за успеваемостью учеников.
И третий момент — список продуктов. Мы столкнулись с большим разрывом между запросами работодателей и специалистов. Первые не всегда могут правильно сформулировать, что именно они хотят, а вторые не готовы изучать профессии, которые на самом деле необходимы компаниям. Например, все хотят стать эсэмэмщиками, но никто не собирается брать их на работу.
В результате мы внедрили на платформу обучение только тем специальностям, которые актуальны для современного рынка трудоустройства, и, как показала аналитика, не прогадали.
Конкуренция и планы на будущее
Мы убеждены, что сейчас сферу EdTech можно отнести к blue ocean — рыночному пространству с низкой конкуренцией, в котором спрос нужно создавать, а не биться за него. Современная индустрия дополнительного образования ещё формируется, и для предпринимателей есть огромное количество возможностей для развития в этой сфере.
Мы нацелены на мировой рынок, где существуют такие игроки, как Lambda School и Udemy. При этом они не специализируются на том, что делаем мы: в частности, никто из них не внедряет искусственный интеллект и онлайн-тренажёры в процесс обучения, и в этом конкуренции у нас нет.
Фото: depositphotos.com