secretmag.ru
Селфи

Наука в бизнесе: как и зачем российский стартапер работает с учёными

Как создать собственное сырьё для производства

В 2006 году я начал производить фингерборды — точные миниатюрные копии скейтбордов для трюков на пальцах. Тогда ими увлекались скейтбордисты. Несмотря на то что наша компания «Турбо» единственная в России производила игрушки в промышленном масштабе, зарабатывать не удавалось. Всю прибыль съедали налоги, расходы на аренду офиса, зарплаты сотрудникам. Сейчас я по-прежнему произвожу фингерборды, но теперь вместе со спортивным инвентарём — лыжами, сноубордами и скейтбордами. Выручка «Турбо» в 2018 году составила 35 млн рублей, а операционная прибыль — около 13 млн рублей в год. От полного убытка до этих цифр я пришёл методом проб и ошибок, но расскажу о тех шагах, которые больше остальных повлияли на бизнес и прибыль.

Собственное производство

В 2016 году я создал собственное производство сноубордов, потому что не нашёл в стране подходящего. О бедах с поиском производства и нужных станков в России известно многим: об этом рассказывали основатели бренда одежды 12storeez (пошив части своего товара они в итоге заказывают в разных странах), о проблемах с качеством на пищевых производствах — основатель марки искусственной еды Octa.

Но, даже если предпринимателю повезло найти подходящее для себя производство, становится вопрос о сырье. Многие качественные материалы в России не производят. Живой пример: лучший пластик для спортивного инвентаря производят в Австрии — там его закупаю и я, и китайские производители сноубордов.

В результате предпринимателю, который хочет производить что-то своё, нужно выбирать: быть готовым потратить много сил и времени на поиск подходящих партнёров в России или искать их за рубежом. Оба варианта требуют серьёзных денежных вложений.

Сейчас производство находится в городе Орёл. В создание производства (с необходимыми станками) на начальном этапе вложили около 3 млн рублей. В 2019 году в компанию инвестировали 18 млн и сейчас в поиске доп. инвестиций для линии по выпуску полиэтиленов и расширения линейки горнолыжной продукции. Для этого нужно около 40 млн рублей.

Как сырье влияет на прибыль

Стоимость производства и сырья напрямую влияет на прибыль. Например, в производстве одного сноуборда «Турбо» себестоимость доски — около 60%. А сама покупка импортного сырья — пластмассы, клея и т. д. — занимает примерно 80% от себестоимости доски.

Кроме мыслей о прибыли российскому бизнесу в целом полезно не зависеть от импортных товаров. Показательный пример — ситуация с коронавирусом, из-за которого возникли проблемы с поставками из Китая.

Я решил попытаться снизить себестоимость за счёт замены импортных материалов отечественными. Но подходящих российских клеев и пластика не попадалось. Тогда создал свои материалы: оказалось, что собственная разработка химических составов это не так дорого, как может показаться.

© СС0

Как можно работать с учёными

Здесь понадобилась помощь научно-исследовательских институтов, в первую очередь для того, чтобы больше зарабатывать и предлагать покупателям товары по доступным ценам. Звучит хорошо, но проблемы две: в исследования нужно вкладываться деньгами (собственными, кровно заработанными) и наука в стране развита слабо. Это значит, что придётся попотеть: найти подходящие НИИ, заинтересованных в нём людей, договориться с учёными и так далее.

Договариваться с учёными несложно: этим людям интересно делать что-то новое, потому что в стране ничего не происходит. Однажды я познакомился с директором авиапромышленного химического производства. В свободное время он работал над парафином для лыж. На этой почве мы подружились, и теперь он производит для меня парафин по уникальной формуле, что тоже обходится дешевле покупки импортного.

Чтобы удешевить производство спортивного инвентаря, я принялся за разработку своего пластика и клея. Отлично получилось с клеем: на создание нужной химической формулы ушло примерно полгода. Теперь в производстве сноубордов применяю только свой клей. Сложнее с пластиком: нашёлся подходящий научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге, однако это настолько сложный материал, что его формулу не так просто расшифровать.

Парафин разработала московская компания «Авиационные лакокрасочные технологии», а клеи — казанская компания «Рекон». Отличаются ценой — при аналогичном импортному качеству их цена в пять раз ниже.

На все научно-исследовательские работы в прошлом году я потратил 1 млн рублей, но как минимум сэкономил на закупке и доставке импортного клея, поэтому усилия окупаются. По моим подсчётам, самостоятельное производство сырья поможет мне удешевить производство сноубордов примерно в два раза. Кроме того, отечественные материалы можно экспортировать, что потенциально принесёт гораздо большую прибыль, чем просто производство и продажа товаров.

Для меня замыкание технологических цепочек — это увеличение прибыли за счёт уменьшения себестоимости изделия, а также контроль качества товара. Производя свой пластик, я могу, например, заказывать небольшие объёмы пластмассы разных цветов. Заказать такой пластик на стороннем производстве сложно, фабрики требуют закупать сразу большие партии, которые не нужны малому российскому бизнесу.

О планах

В феврале я создал научно-исследовательский центр, в котором изучаю характеристики зарубежных спортивных товаров и отечественных. Ведь в России качество лыж проверяют устаревшим способом: двое профессиональных спортсменов берут лыжу за разные концы и начинают крутить. В зависимости от того, как поведёт себя лыжа, опытный спортсмен может определить её торсионную жёсткость — но только на глаз. Стоит ли говорить, что этот подход не приносит особой пользы производителям сноубордов, в то же время как специальные датчики на лыжах могут с точностью до миллиметра указать на недостатки оборудования, проблемы с жёсткостью или скольжением.

В ближайшие годы планирую довести качество разработанных с моей помощью материалов до качества олимпийского спортивного инвентаря, вывести материалы на экспорт в Китай и Европу, а также начать сотрудничать с Министерством спорта и олимпийским комитетом.